Воспитательные методы на уроке изобразительного искусства
Беседа на уроке изобразительного искусства Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Физиологической основой единства словесных наглядных методов является учение И.П. Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа. Беседа на уроке изобразительного искусства подразумевает стимулирование детской активности. Особенности беседы на уроках изобразительного искусства очень важный аспект педагогической науки. Данную проблему очень часто просят осветить студентов в курсовых, рефератах и докладах по методике преподавания ИЗО. При написании курсовой работы или реферата на тему «Беседа на уроках изобразительного искусства» необходимо подчеркнуть, что наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Необходимо обратить внимание на то, что представляет из себя беседа на уроке изобразительного искусства. В словаре Даля слово «беседа» трактуется следующим образом: Беседа ж. взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Речь, говор, слово, язык, наречие, способ объяснения, произношения; слог, оборот речи. Затем в курсовой работе изучается беседа на уроке изобразительного искусства. Беседа на уроках по изобразительному искусству (ИЗО) – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.
Дидактические особенности беседы на уроке изобразительного искусства Специфика метода беседы на уроках изобразительного искусства предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа на уроке изобразительного искусства нашла широкое распространение как метод развивающего общения изобразительной деятельности. Беседа используется обычно в первой части урока изобразительного искусства, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы на конкретном уроке изобразительного искусства зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач. Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей на уроке изобразительного искусства. В зависимости от конкретных дидактических задач, характер вопросов может измениться. В одних случаях вопросы нацеливаются на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других – на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность. Воспитательные методы на уроке изобразительного искусства С 1 же класса в учебниках по изобразительному искусству богато представлена тематика сказок и праздников, в частности зимних: «В гостях у сказки», «Родная природа в творчестве русских художников - «Зима»«(1 класс); «С чего начинается Родина», «Праздничный салют», «Елочные игрушки» (2 класс); «Новогодняя елка», «Песни нашей Родины» (4 класс).
В начальной школе очень важно уделять внимание развитию логического мышления ребенка. Но необходимо помнить, что у младших школьников личностная ориентация направлена на предметный внешний мир, у детей ярко выражено наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности. Познать через картинку мир - это большое счастье для ребенка. Необходимо в процессе обучения изобразительному искусству охватить основные направления художественного творчества - рисование с натуры и по памяти, тематическое рисование (иллюстрирование), декоративные работы, лепка, аппликация и беседы об изобразительном искусстве. Все эти направления органически связаны между собой и работают на общее развитие ребенка. Понимаете, детям рисовать только на заданную тему скучно. Приходит учитель в класс и говорит: дети, нарисуйте любимую сказку. Они с удовольствием будут рисовать на одном уроке, на втором, а на третьем захотят нарисовать фигуру человека или домик. Почему часто дети в средней школе рисуют хуже, чем в первом классе? Да потому, что у них нет элементарных умений и навыков. Как говорил Ушинский, фантазия ребенка - это не могучий полет орла, а порхание бабочки. Младший школьник только начинает ориентироваться в сложном окружающем мире и пытается частичку его отобразить на бумаге. Чтобы ребенок не останавливался на каляках-маляках и его художественные способности развивались, он должен иметь представление, что такое форма, пропорция, пространство, теплые и холодные тона, штрих, пятно, линия, цветовые контрасты. Сегодня много говорится о воспитании в детях чувства патриотизма, гражданственности. Это необходимо делать, начиная с раннего возраста. Детина уроках изобразительного искусства должны познакомиться с памятником «Тысячелетие России», увидеть красоты родной природы, картинки старой и современной Москвы, старинных городов России. Важны также темы матери в творчестве художников и прославление труда в изобразительном искусстве. Каждый учитель должен четко представлять, что главная цель преподавания на уроке изобразительного искусства - это воспитание личности с духовно-эстетическими потребностями, способной к творческому труду. Учитель, пользуясь вопросами и заданиями по определенной тематике, может составить свой вариант планирования на год. Особенно важно, чтобы педагог подошел к учебнику творчески, исходя из местных условий: выделил наиболее важный материал, определил оптимальное количество часов для выполнения творческих работ, знакомил детей с искусством родного края, памятниками архитектуры. Учитель может опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения изобразительного искусства и учитывая особенности национальной культуры.
Исходя из специфики урока изобразительного искусства, его наглядности, художественной образности и, безусловно, возраста детей, в учебниках обычно очень мало текста. Однако при рассматривании иллюстраций и выполнении заданий, чтобы они лучше осмысливались детьми, педагоги должны максимально использовать все пояснения, данные в учебном пособии. Учителю и родителям следует чаще обращаться к стихотворениям, сказкам и другим литературным произведениям русских классиков - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Пришвина. В процессе обучения ребенка рисованию преподавателю необходимо так направлять мысли и чувства детей, чтобы они ощутили миг эстетического наслаждения. Для этого необходимо использовать красочные репродукции, фотографии, рисунки и детские работы. Важно обратить внимание ребенка на их цветовую гармонию, переливы красок, изящество линий и штрихов, игру света и тени, будь то нежный цветок на фотографии, всполохи вечернего заката или сверкание хрустально-чистых дождевых капель на репродукциях картин. Ведь прелести первозданной природы всегда восхищают и радуют детское воображение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|