Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютная монархия. Франциск I.




Абсолютная монархия. Франциск L XVI — первая половина XVII в. — время утверждения абсолютной монархии во Франции. Показателями этого процесса стали сосредоточение в руках монарха законодательной и исполнительной власти и ее правовое оформление. На территории Франции создавалось единое правовое пространство, из которого вытеснялось местное сеньориальное право, ЭтоГнарушало сложившуюся систему вассальных отношений ("вассал моего вассала — не мой вассал") и вело к созданию нового централизованного порядка подчинения монарху ("вассал моего вассала — мой вассал'1).
В это время снижается и сходит на нет роль старых органов власти. Вторая половина XVI — начало XVII в. — последний период в деятельности Генеральных штатов: ассамблеи этих сословио-пред-ставительных органов созывались всего 4 раза — в 1560, 1576, 1588, 1614 гг. Монарх отказался от созыва собраний представителей сословий, Кроме того» был не только взят под строгий контроль, но и лишен права вето на регистрацию королевских актов Парижский парламент (Высшая судебная палата).
Вместе с тем создавались новые правительственные органы — Большой, деловой и частный королевские советы и узкие советы нотаблей, назначенные монархом. Параллельно с этим возросла роль и политический вес королевского двора. Расширялся и укреплялся бюрократический аппарат и создавалась постоянная провинциальная администрация в лице государственных чиновников (интендантов), выполнявших волю монарха на местах. Принимались меры по организации централизованной финансовой системы — сбору налогов. Укреплялась армия. Господствующим типом военной организации становилась наемная армия.
Реформа государственного управления и политика монархии встречали сопротивление со стороны привилегированного сословия. Это обстоятельство осложняло и затягивало становление абсолютизма.
Складывание абсолютизма связано с правлением Франциска (1515—1547). Военачальник и просвещенный монарх, Франциск I отвечал представлениям французов о государе. Его мужество, жажду ратных подвигов и жизнелюбие соотечественники воспринимали как воплощение французского национального характера. При Франциске I возникли новые правительственные советы: Большой совет, деловой и частный, которые делили между собой отдельные сферы государственного управления. За годы своей власти король ни разу не созвал Генеральные штаты и держал под строгим контролем деятельность Парижского парламента. С его санкции стали практиковаться переносы дел из парламента а Большой совет короля. При Франциске I впервые в королевских указах появляется формула изъявления самодержавной власти — "ибо таково наше соизволение".
Король вел систематическое наступление на сепаратистски настроенные города Лангедока и Оверни. Указом 1536 г. он наделил органы королевской власти на местах — сенешальства и бальяжи — разнообразными административными полномочиями. Стремясь расширить государственный аппарат, он увеличил численность чиновников более чем на 100 человек. При нем была учреждена так называемая сохранная казна, куда поступали суммы от продажи государственных должностей. Практика продажи государственных должностей приобрела законную силу. Пополнение государственной казны было предметом особой заботы короля: с 1517 по 1543 г. только прямой налог — таль* — вырос вдвое, не считая повышения косвенных налогов и других платежей. Огромные суммы расходовались на военные операции в Италии: наследник Карла VIII и Людовика XII не отказался ни от боевых подвигов, ни от богатых военных трофеев. Увлекая военными походами за пределы Франции значительную часть дворянства, он создал благоприятную обстановку для осуществления своих внутриполитических реформ.
С Франциска I Франция начинает заморские экспедиции. Королевская инструкция, врученная в 1534 г, моряку из Сен-Мало Жаку Картье, положила начало участию французов в исследовании Нового Света. В ней предписывалось отправиться в новые земли, открыть те острова и страны, "где, как говорят, должно находиться большое количество золота", 24 июля 1534 г. два небольших судна Жака Каргъе появились на берегу залива, названного потом заливом св. Лаврентия. Этот день считается днем открытия Канады. Во время последующих экспедиций были намечены места будущих поселений — Монреаль, Квебек, Щарлсбург. Канада, в 18 раз превосходящая Францию по своей территории и немногим меньше всей Западной Европы, принадлежала французам в течение 200 лет, пока в 1763 г, не перешла к Англии. Но за эти 200 лет французы мало успели узнать и освоить эту землю. Канада заселялась медленно, только начиная с XVII в. этот процесс принял заметные масштабы.
Одно из важных мест во внутренней политике монарха занял церковный вопрос. Согласно Прагматической санкции 1438 г., гарантом автономии галликанской церкви от Рима выступал монарх. Королевская власть, ограждая французское духовенство от чрезмерных притязаний папства, пользовалась правом на вмешательство в дела клира, В 1^1^г^ходе Итальянские войн в интересах военного сотрудничества с папой Львом X было принято решение об отмене Прагматической санкция и заключен Болонский конкордат о разделе права инвеституры. Согласно конкордату, Франциск I получил право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности с последующим утверждением назначенных в Риме; папа восстанавливался в правах на получение аннат без согласования с французским духовенством. Таким образом назначение на высшие церковные должности превратилось в королевское пожалование. Болонский конкордат окончательно оформил право вмешательства короны в церковные дела.
Французский король строил новое государственное здание — абсолютную монархию — и делал явные успехи, которые давались нелегко. Но несмотря на это абсолютизму еще рано было торжествовать победу. 13 лет спустя после смерти Франциска I на ассамблее Генеральных штатов в Орлеане (1560) представители дворянства заявили о том, что король и дворяне, в сущности, равноправны; если король подобен солнцу, то дворянство может претендовать на роль луны. Дворянство безоговорочно признавало полноту власти, государя лишь во время войны, отказывая суверену в праве посягать на свои привилегии.
Дворянские клиентелы оставались источником постоянной нестабильности. Новая политическая организация дворянства не могла уберечь монархию ни от мятежей и смут, ни от гражданской войны. Высшее сословие противилось ущемлению своих политических привилегий, в частности утрате права ка участке в работе ассамблей Генеральных штатов, и не упускало случая воспользоваться временным ослаблением монаршей власти, чтобы заявить о своих правах. Ослабление власти при внуках Франциска I Франциске Н (1559—1560) и Карле IX (1560—1574), связанное с малолетством наследников престола, способствовало активизации сопротивления проабсолзотистской политике короны со стороны части дворянства и городов.

 

 

Реформация во Франции.

В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.

Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.

Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.

Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д'Этапль перевел Библию на французский язык.

Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.

Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.

В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части – Север и Юг. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» – эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.

В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.

При Генрихе II (1519-1559) создается чрезвычайный трибунал, получивший название «Огненной палаты», специально для борьбы с кальвинистским движением.

Несмотря ни на Сорбонну, ни на «Огненную палату», Реформация во Франции распространялась, находя сторонников и в городах, и в деревнях. В середине XVI в. на Юге страны широко распространился кальвинизм. На Юге, издавна считавшемся котлом ересей, к кальвинизму присоединились наемные рабочие, ремесленники, дворянство. На Севере кальвинизм получил значительно меньшее развитие (Нормандия).

Французские протестанты получили название гугенотов.

К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны.

Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов. Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи.

Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д'Обинье. Они были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского.

Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.

Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...