Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рентабельность как показатель эффективности функционирования предприятия




Введение

В современных экономических условиях целью деятельности коммерческого предприятия является получение прибыли. Получение прибыли должно носить не одноразовый, а постоянный характер, что возможно только на базе непрерывного экономического роста предприятия. К тому же в условиях рынка предприниматель должен знать и отдачу на вложенный капитал, направленный на обеспечение экономического роста.

При этом экономический рост предприятия может быть обеспечен лишь при условии использования форм и методов хозяйствования адекватных рыночным отношениям. Установление этих форм немыслимо без рассмотрения сущности функционирования предприятия и показателей его результатов в условиях рынка.

В финансовом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом рассчитывают показатели рентабельности. Таким образом, анализ и оценка показателей рентабельности, на сегодняшней день, является актуальной задачей, стоящей перед каждым предприятием.

Цель курсовой работы является изучение показателей рентабельности и особенностей их использования в финансовом планировании.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

) рассмотреть понятие «рентабельность», определить ее место в финансовом анализе;

) определить факторы, которые оказывают влияние на уровень рентабельности;

) провести сравнение методик оценки показателей рентабельности;

) определить методы планирования прибыли, использующие показатели рентабельности.

Предмет исследования - современные методы оценки уровня рентабельности на предприятии.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды ведущих ученых и практиков России в области финансового анализа и в его составе анализа финансовых результатов: Ковалева В.В., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Шеремет А.Д., Лукасевич И.Я. и другие.

Структура данной курсовой работы следующая: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.


Рентабельность как показатель эффективности функционирования предприятия

Экономическое содержание рентабельности, ее место в финансовом анализе

Финансовый анализ организации - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Главную роль в системе экономических показателей организации имеют показатели финансовых результатов: прибыли и рентабельности. Деятельность любой организации связана с привлечением необходимых ресурсов, использованием их в производственном процессе, продажей произведенных товаров (работ, услуг) и с получением финансовых результатов. В связи с этим особую значимость приобретает анализ результативности деятельности предприятия.

Результативность функционирования предприятия измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект - абсолютный, объемный показатель, характеризующий результат деятельности, который может быть просуммирован в пространстве и времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли.

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с расходами и ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается коэффициентами рентабельности.

Коэффициенты рентабельности, с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность.

Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:

1) долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;

2) предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;

)   расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.

Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие. Но, тем не менее, всегда необходимо иметь в виду, за счет чего был достигнут рост.

Классификация показателей рентабельности производится различными авторами по-разному. Так некоторые авторы делят показатели рентабельности на две либо на три группы, но есть и авторы, которые не производят группировку. Представим группировку показателей рентабельности в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Классификация показателей рентабельности

Количество групп Наименование групп, показатели рентабельности в составе групп

Автор

3 группы 1) Коэффициенты рентабельности продаж (коэффициент валовой прибыли(GPM), коэффициент чистой прибыли(NPM), коэффициент рентабельности продаж(ROS)) 2) Коэффициенты рентабельности активов (коэффициент рентабельности активов(ROA), коэффициент рентабельности чистых активов (RONA)) 3) Коэффициенты рентабельности источников капитала (коэффициент рентабельности собственного капитала, (ROE))

Лукасевич И.Я

  1) Показатели, формируемые на основе прибыли, или доходов 2) Показатели, формируемые на основе производственных активов 3) Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств

Чернышёва Ю.Г.

  1) Показатели, рассчитанные исходя из затрат от различных видов деятельности (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельности инвестиционной деятельности, отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности.) 2) Показатели прибыльности продаж (валовая рентабельность продаж, чистая рентабельность продаж) 3) Показатели, рассчитанные исходя из имеющихся ресурсов (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала)

Толпегина О.А.

  1) Показатели рентабельности капитала и его составляющих (рентабельность активов, собственного капитала, инвестированного капитала, внеоборотных активов, оборотных активов) 2) Показатели рентабельности затрат (рентабельность продукции, производственных затрат, коэффициент обслуживания долга) 3) Показатель рентабельности продаж (оборота)

Кучеренко А.И.

  1) Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов (рентабельность продукции, доходность инвестиционных проектов) 2) Показатели, характеризующие рентабельность продаж (рентабельность продаж (оборота)) 3) Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (рентабельность совокупного капитала, рентабельность операционного капитала)

Савицкая Г.В.

1 2

3

2 группы 1)Рентабельность инвестиций (рентабельность активов (ROA), рентабельность инвестированного капитала (ROI), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность собственного обыкновенного капитала (ROCE)) 2)Рентабельность продаж (валовая рентабельность реализованной продукции(GPM), операционная рентабельность реализованной продукции (OPM), чистая рентабельность реализованной продукции (NPM))

Ковалев В.В.

  1) Рентабельность капитала (коэффициенты рентабельности собственного, оборотного, перманентного, функционирующего капитала, рентабельность инвестиций) 2) Рентабельность деятельности (коэффициенты рентабельности всех операций по балансовой прибыли, по чистой прибыли, основной деятельности, рентабельность реализованной продукции к затратам на производство, рентабельность прочих операций)

Канке А. А. Кошевая И. П.

  1) Показатели доходности продукции (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности) 2) Показатели доходности имущества и используемого капитала предприятия (рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала)

Ронова Г. Н. Попова С. Е.

  1) Рентабельность капитала (рентабельность всех активов по прибыли до налогообложения, по чистой прибыли, показатель рентабельности собственного капитала, коэффициент рентабельности оборотного капитала, рентабельность инвестиционной деятельности, перманентной деятельности) 2) Рентабельность деятельности (рентабельность всех операций по прибыли до налогообложения, по чистой прибыли, рентабельность реализованной продукции к затратам на производство, рентабельность основной деятельности)

Банк В. Р. Волошенко Л. В.

Нет Коэффициент рентабельности активов; Коэффициент рентабельности оборотных активов; коэффициент рентабельности внеоборотных активов; Коэффициент рентабельности валовой прибыли; Коэффициент рентабельности чистой прибыли; Коэффициент рентабельности собственного капитала

Кузнецов Б.Т.

  Рентабельность продаж; Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности; Экономическая рентабельность; Рентабельность собственного капитала; Валовая рентабельность; Рентабельность перманентного капитала; Коэффициент устойчивости и экономического роста.

Донцова Л.В., Никифорова Н.А.

1 2 3  
Нет Рентабельность продукции; Рентабельность продаж; Рентабельность активов; Рентабельность текущих активов; Рентабельность собственного капитала. Колчина Н.В.  
  Общая рентабельность активов (Ra); Рентабельность оборотных активов (Rа); Рентабельность собственного капитала(Rск); Рентабельность заемного капитала (RЗК); Рентабельность продаж (Rчп); Рентабельность основной деятельности (Rод). Морозко Н.И.  

 

Анализ классификации показателей рентабельности позволяет выявить наиболее общие показатели, используемые большинством авторов и представляющие основу оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Но в некоторых случаях анализ может быть дополнен и другими коэффициентами в зависимости от того, кто будет являться пользователем данной информации.

Функционирование любой экономической системы можно оценивать по двум основным направлениям:

- насколько быстро достигает система поставленной цели;

-  эффективность, с которой система преобразует затраты в доходы.

Несмотря на тесную взаимосвязь данных направлений, на практике наибольший интерес представляет второе из них. Руководство предприятия обычно заинтересовано в получение интегрированной оценки результатов превращения затрат в доходы, выраженной в виде комплексных показателей, удобных для сравнения и сопоставления, характеризующих эффективность хозяйственной деятельности с точки зрения её соответствия стратегическим целям бизнеса.

Среди наиболее важных и часто используемых можно выделить следующие показатели рентабельности:

) Рентабельность продукции. В общем, данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции снятии с производства неэффективных изделий.

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.

) Рентабельность продаж. Одним из наиболее объективных показателей, характеризующих единство тактических и стратегических целей развития предприятия, является рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от реализации к чистой выручке.

Данный показатель характеризует важнейший аспект деятельности - реализацию продуктов и услуг, а также оценивает долю себестоимости в продажах. Он связывает операционную деятельность со стратегическими целями предприятия.

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами её снижения являются:

- рост затрат на производство и реализацию продукции;

-  падение объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего - проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.

Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

-  произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;

-  проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во втором случае следует сосредоточить внимание на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия - производство, маркетинг и сбыт.

) Рентабельность активов. В узком смысле этот показатель выражает отдачу (доход), которая приходится на рубль задействованных активов. Однако, будучи важнейшим показателем хозяйственной деятельности, он позволяет увязать ее различные стороны.

Эффективность использования активов также характеризуется их оборачиваемостью, тогда рентабельность активов может быть представлена как способность активов компании порождать прибыль или другими словами - сколько прибыли приходится на каждый рубль вложенный в имущество организации. Рентабельность активов - индикатор общей доходности и эффективности деятельности компании.

Полученное соотношение дает возможность провести дальнейший анализ факторов, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность активов.

Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:

- продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

-  снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

-  уменьшения дебиторской задолженности.

) Рентабельность капитала. Показатель рентабельности собственного капитала является наиболее важной характеристикой деятельности предприятия с точки зрения его акционеров (собственников), характеризует эффективность использования собственного капитала. Экономический смысл данного показателя заключается в том, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала.

Ещё одним важным показателем является рентабельность инвестируемого капитала. Она показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

) Рентабельность производственной деятельности. Показатель рассчитывается путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Данный показатель рентабельности может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, т. е. снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...