Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение бывших автономных округов, которые вошли в состав краев и областей, где до этого имели статус самостоятельного субъекта.




2004-2008 гг. по инициативе Президента 6 округов утратили свой статус.

Пермский край (2004-2005), Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Иркутская область.

«Правовое положение адм-территориальной единицы с особым статусом в составе субъекта РФ»

От 6.10.99

 

Правовая основа организации и функционирования государственной власти субъектов федерации.

Вопрос 1. Понятие и соотношение регионального права и конституционного (уставного) права субъекта РФ.

При изучении спецкурса организация власти субъектов федерации необходимо четко представлять, что эта тема есть составная часть регионального права. Региональное право в свою очередь входит в более крупную правовую систему, какой является российское право в целом. Поэтому рассмотрение конкретных вопросов следует начинать с определения.

!!! В современной науке российского конституционного права региональное право понимается как часть российского права в целом, представляющее собой совокупность федеральных и региональных правовых норм, которые системно определяют правовой статус субъектов федерации, включая правовое положение органов гос власти, территориальных коллективов и других участников общественно-политических отношений.

Главным критерием выделения регионального права в качестве особой подсистемы национального права России является федеративное устройство РФ, которое является основой конституционного строя России, и которое предполагает широкую государственно-правовую самостоятельность субъекта федерации.

Самостоятельность субъекта федерации проявляется в их праве иметь свои основные законы, свое региональное законодательство, самостоятельно осуществлять государственную власть (ч.2 ст. 11 Конституции), также в ряде других конституционных прав.

Субъекты РФ с учетом интересов и потребностей, использую конституционные права, отмеченные выше, самостоятельно определяют свое правовое положение, комплексно регулируют все стороны жизнедеятельности соответствующего региона, используют для этого институты регионального самоуправления. Т.е. региональное право имеет своим предметом правового регулирования именно региональное самоуправление. Наряду с этим, в силу того, что субъекты федерации наделены правом определять правовое положение мун образований, предметом правового регулирования следует признать также и местное самоуправление. Доказательством того, что предметом также является местное самоуправление служит то, что в каждом субъекте федерации, в их основных законах определены отношения между органами гос власти и органами местного самоуправления. А также разработаны и приняты региональные законы о местном самоуправлении. Самостоятельное и обособленное правовое закрепление субъекта своего статуса имеет место в системной взаимосвязи с федеральным и муниципальным правом. Поэтому оно осуществляется на основе правовых норм федерального уровня, но с учетом действующих муниципально-правовых норм. Именно в этом заключается многоуровневый, собирательный и разноотраслевой характер регионального права.

Поэтому в структуре регионального права выделяют такие составляющие, как региональное конституционное права, региональное экономическое право, региональное экологическое право, а пределы дифференциации регионального права на отдельные отрасли определить сложно. Однако, решение проблемы можно сориентировать на научно-выверенное понимание и толкование пункта К ч.1 ст. 72 Конституции РФ, где перечислены области законодательства, находящиеся в совместном ведении РФ и его субъектов.

 

 

19.09.2013

Тема Гос устройство и бла

 

- Субъекты федерации могут наращивать свой правовой потенциал путем заключения договоров.

- наращивают свой правовой потенциал посредством установления в своих основных законах варианты перечня ведения, которые они вправе разрешать. Каждый субъект сам записывает перечень предметов ведения. В 17 субъектах нет таких перечней. Наряду с названными способами согласна нашей конституции субъекты имеют право принимать свои законы по вопросам ст. 72 Конституции (вопросы совместной деятельности). Даже если по вопросу еще не принят ФЗ.

 

Особое место в достаточно сложной системе регионального право занимает конституционное (уставное) право субъектов РФ. Кон (уставное) право является основополагающей и центральной отраслью регионального права и вместе с тем, одновременно, оно является составной частью конституционного права РФ в целом.

Главным критерием для выделения конституционного (уставного) права субъекта федерации в качестве самостоятельного составного элемента российского КП с одной стороны, и, в качестве части регионального права с другой стороны, является наличие у субъекта федерации права на осуществление официальной и публичной, в том числе учредительной власти. По ней субъекты федерации имеют право самостоятельно и без последующего утверждения принимать и изменять свои основные законы, имеют право определять собственный правовой статус, обладают правом устанавливать свою систему органов гос власти и гос органов, имеют право водить новые формы участия населения в отправление гос и иных общественно-публичных властных функций.

В системе российского КП в целом конституционное (уставное) право субъектов занимает соподчиненное положение, что обусловлено характером разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами (ст.71-73). А как составная часть региональное права КУПС занимает ведущее и центральное место, так как его нормы лежат в основании других законов и подзаконных актов, которые принимает субъект федерации. По своей сущности и содержанию

 

КУПС РФ – это основная отрасль регионального права, входящая в КП РФ, которая представляет собой совокупность норм федерального и регионального законодательства, определяющих статус субъекта и закрепляющих основы жизнедеятельности регионов в сфере публично-властной деятельности.

 

КУПС РФ является подсистемой КП РФ в целом. В структуре КУПС РФ, как правило, выделяют общую и особенную части.

Правовые нормы общей части КУПС РФ – закрепляют принципиальные основы конституционного статуса субъекта федерации. Также устанавливают основные начала правового положения человека и гражданина и объединений граждан. + отражают национальную и историческую специфику субъекта федерации.

Особенная часть характеризуется наличием отдельных институтов:

1. Право народов и меньшинств, правовое положение коренных малочисленных народов.

2. Статус субъекта федерации, определяющий его конституционного положения. Разграничение полномочий.

3. Территориальное устройство субъекта федерации устанавливает мун территориальные устройства, порядок определения границ между единицами, порядок образования или преобразование единиц, другие вопросы.

4. Региональное избирательное право

5. Право избирательных референдумов

6. Институт уполномоченных по правам человека и ребенка

7. Институт символики

8. Другие.

 

Система правовых актов, обеспечивающих организацию функционирования гос власти в субъектах РФ

Говоря об этом, структура правовой основы учреждения и развития субъекта РФ и его публично-властных органов, включает в себя 3 компонента:

1. Федеральный компонент. Составляют:

А) конституция РФ, принципы и нормы которой являются обязательными для каждого субъекта РФ.

Б)общепризнанные принципы МП и МД, ратифицированные РФ. Признаются и применяются на территории каждого субъекта, в силу того, что субъект вляется часть. Российского федеративного устройства

В) ФКЗ и ФЗ. Ч.2 ст. 4 Конституции – имеют верховенство на всей территории РФ.

Г) указы президента и постановления правительства. Действуют с силу принципа конституционной законности.

Д) решение КС РФ. Обеспечивают верховенство Конституции на всей территории РФ

2. Региональный компонент правовой основы развития субъекта – это его собственная правовая система, которая формируется в соответствии с ч. 2 ст. 5, ч.4-6 ст. 76 Конституции РФ, содержание – разница от субъекта к субъекту, поскольку они самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя в России и в соответствии с общими принципами организации с органами гос власти самостоятельно устанавливают свои системы органов власти, и самостоятельно осуществляют собственное правовое регулирование. Собственные правовые системы субъекта по своему объему и структуре индивидуальные.

Структура правовой системы Сверд области следующие виды нормативно-правовых актов:

1) Устав СО

2) Законы СО, в том числе законы, принятые на областном референдуме

3) Договоры и соглашения СО, заключаемые органами гос власти и гос органами СО.

4) Постановления ЗакСобрания СО

5) Указы и распоряжения губернатора СО

6) Постановления и распоряжения Правительства СО

7) Распоряжения руководителя администрации губернатора СО

8) Приказы руководителей исполнительных органов гос власти СО в случаях, предусмотренных???

9) Распоряжения управляющих управленческими округами.

Роль источников регионального права выполняет также обычаи в сфере осуществления гос власти.

3. Локальный компонент – это система мун правовых актов, которая естественным образом входит в систему???. стабильна, является завершенной, не должна подвергаться расширительному толкования, поскольку она четко зафиксирована в 131 ФЗ (ст. 43).

В системе региональных правовых актов первое место занимает основной закон субъекта – конституция республики, либо устав.

Основной закон субъекта РФ независимо от обозначения правовой формы его существования обладает особыми признаками, которые обычно присуще генеральному правовому акту соответствующей правовой системы. Для основных законов субъекта федерации свойственны следующие особо значимые характеристики:

1. Основной закон – это не просто закон, а основной закон, который юридически в масштабе всего соответствующего региона закрепляет самые важные и самые главные общественные отношения в их наиболее общем концентрированном виде.

2. Это такой универсальный юридический документ, правовые нормы которого на высшем уровне правовой регламентации определяет основные начала организации о\о во всех социально-значимых сферах жизни региона. Этот закон содержит нормы прямого действия, которые применяются во всех сферах правореализационной деятельности.

3. Конституция республики или устав – закон, обладающий наивысшей юридической силой в данной правовой системе, в иерархии региональных правовых актов - должны соответствовать основному закону.

4. Основной закон субъекта закрепляет свободу личности и защищает интересы каждого гражданина и человека, независимо от его принадлежности к соц, нац, религ группам населения.

5. Имеют созидательный характер., т.к. представляют собой правовую основу поступательного движения общества.

6. Главный легитимный правовой документ региона, который:

А) принят в основанном на законе порядке

Б) соответствует принципам и нормам МП

В) устанавливает общественные и гос институты, соответствующие реальной, социальной и экономической ситуации в стране.

Г) главный легитимный документ региона, который адекватно отражает и закрепляет суверенную волю граждан в статусе избирателей, и который адекватно отражает и закрепляет представления всех или большей части граждан об общественном и гос устройстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...