Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины-модуля в модульной структуре образовательной программы




[описание междисциплинарных связей в модульной структуре образовательной программы в соответствии с паспортом ООП (табл.6)]

 

1. Пререквизиты Б.1., Б.2
2. Кореквизиты* Б.3 модули научно-исследовательский, проектный, педагогический
3. Постреквизиты*  

1.4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах:

20 часов, 30%

Трудоемкость освоения дисциплины

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры, номер
     
Аудиторные занятия, час.        
Лекции, час.        
Практические занятия,час.        
Лабораторные работы,час. - -    
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.        
Вид промежуточной аттестации (Э, З) Э Э    
Общая трудоемкость по учебному плану, час.        
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.        

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
Р1 Раздел I. Направление социального реализма. Общество как объективно существующая реальность  
Р1Т1 Тема 1. Теория социальных систем Т.Парсонса Истоки структурного функционализма. Общество как стабильная социальная система. Т.Парсонс о структуре современных социальных систем. Значение ценностей в социальной системе. Источники социальных изменений и представления о социальной эволюции. Значение и статус человека (личности) и его поведения в социологической теории Т.Парсонса.
Р1Т2 Тема 2. Развитие структурно-функционального анализа в работах Р.Мертона. Развитие идей структурно-функционального анализа в работах Р.Мертона. Критика теории Т.Парсонса. Тезис об эмпиричности социального действия. Социальная система как система уравновешивания векторов активности (действий) индивида. Девиантное поведение и его типы. Развитие метода СФА. Функции, дисфункции, латентные и нейтральные функции. Неоднозначность функциональных связей. Представление о проблемах социологической науки и деятельности ученого. Формулировка тезиса об этосе ученого. Логика построения структуры социологии. Теории среднего уровня и их значение.
Р1Т3 Тема 3. Неофункционализм Дж.Александера Причины актуализации интереса к «большой» социологической теории. Критика работ Т.Парсонса и Р.Мертона. Базовые тезисы неофункционализма. Представители неофункционализма и направления исследований. «Сильная программа» Дж.Александера и развитие идей Э.Дюркгейма в современной социологии. Аналитическое разделение общества и культуры.
Р1Т4 Тема 4. Теории конфликтов в современной социологии Конфликтологическая версия поддержания целостности социальной системы. Представление о социальных субъектах (акторах) в современном обществе. Конфликт как механизм обеспечения целостности. Теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера. Представления о современном социальном конфликте Р.Дарендорфа. механизм социальных изменений в современном обществе.
Р1Т5 Тема 5. Неомарксистские направления в социологии Судьба наследия К.Маркса. Советский марксизм. Работы М.Руткевича о структуре социальной системы. Развитие сферного подхода в отечественной социологии (Уледов, Барулин). Разновидности неомарксистской социологии в Западной Европе и США. Критическая школа. Работы Э.Фрома, Г.Маркузе и Ю.Хабермаса. Критика индустриального общества (общества массового потребления). Развитие идей отчуждения. Фрагментация пространства. Гегельянские версии марксизма (Г.Лукач и А.Грамши). Постмарксистская программа в социологии. Особенности развития марсисткой социологии в США. Связь марксизма и феминистской теории.
Р1Т6 Тема 6. Теории систем в социологии Развитие системных представлений в науке послевоенного периода. Системная картина мира. Современная системна теория систем Н.Лумана. неопределенность как качественное состояние современной социальной системы. Эволюцию социальной системы. Автопоэзийность как качество социальной системы. Использование методологии Н.Лумана в современных социологических исследованиях (исследования масс-медиа, власти и пр.). Развитие идей Лумана в работах У.Бека. Современное общество как «общество риска». Понятие «рефлексивной модернизации». Дискуссия о космополитизме.
Р2 Раздел II. Номинализм в современной социологии  
Р2Т1 Тема 1. Символический интеракционизм Актуализация наследия Д.Г. Мида и Ч.Х. Кули в послевоенной социологии. Базовые тезисы символического интеракционизма. Развитие ролевых теорий личности. Принцип «социального развития личности». Исследования структуры межличностных взаимодействия. Анатомия ожиданий. Значение коммуникации в системе взаимодействия. Язык и жесты. Работы А.Селигмена.
Р2Т2 Тема 2. Феноменологическая социология Социальная феноменология Э.Гуссерля. Творчество А.Шюца. Повседневность (повседневная реальность) как объект исследования. Вклад А.Шюца в развитие методологии социального познания. Современные феноменологические исследования. Использование феноменологии в качестве методологии «мягких» исследовательских стратегий
Р2Т3 Тема 3. Конструктивистские теории в социологии Базовые положения и представители. Работа «Социальное конструирование реальности» Т.Лукмана и П.Бергера. Современное прочтение идей конструктивизма – общеметодологическое и когнитивное. Подход Б.Андерсона к анализу источников конструирования современного общества (социальных общностей). Акторно-сетевая теория.
Р2Т4 Тема 4. Этнометодология Г.Гарфинкеля Особенности творчества Г.Гарфинкеля. Определение и метод этнометодологии. Значение эксперимента в теоретизировании этнометодологов. Исследование роли языка в повседневных взаимодействиях. Исследование идентичности и процессов (само)идентификации.
Р2Т5 Тема 5. Социология представлений И.Гофмана Социальная реальность как спектакль. Ролевое взаимодействие и его эффекты. Драматургия социального взаимодействия. Стигматизация. Фрейм-анализ фреймов и его значение. Области применения анализа фреймов.
Р2Т6 Тема 6. Развитие идей утилитаризма в современной социологии. Общая характеристика. Теория обмена. Теория социальных сетей. Теория рационального выбора. Применение теорий для объяснения природы рациональности человеческого поведения и ее ограниченности в реальности. Научное творчество И.Девятко.
Р3 Раздел III. Интегральные представления о социальной реальности  
Р3Т1 Тема 1. Конструктивистский структурализм П.Бурдье Диагностика кризиса современной социологии. Принцип методической и методологической адекватности. Общество как социальное пространство. Структура социального пространства. Габитус, капитал и диспозиции.
Р3Т2 Тема 2. Новые правила социологического метода Э.Гидденса Представление о причинах кризиса в современной социологической теории. Формулировка новых правил социологического метода. Понятие структурации. Аналитическое деление действия и структуры. Представления о системности общества и механизмах его эволюции. Представления о модерне как стадии развития современного общества, последствия модерна. Проблема глобализации.
Р4 Раздел 3. Феномен постмодернизма в социологии  
Р4Т1 Тема 1. Постмодернистские направления в социологии Причины кризиса классической научности и появление «пост-» модернистской социологии. М.Фуко о социальном контроле в современном обществе. Дискурсы знания. Ж.Бодрийяр: «общество есть гиперреальность». Ги Дебор: «общество есть спектакль».
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...