Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская философия 19-20 вв.

Тезаурус

Философское мировоззрение — совокупность взглядов (в виде теоретической системы) на мир как целое и на отношение человека к миру.

Мифология — способ понимания природной и социальной действительности в период дописьменной культуры.

Миф — выражение событий в форме сказаний, имевших место у определенных народов на заре их истории.

Религия — особое мировоззрение, построенное на вере в существование Бога. Религия как мировоззрение формирует образы веры, философия — образы разума. Религия и философия выполняют роль механизма формирования мировоззрения людей. Религия и философия как два мировоззрения противостоят друг другу..

Философия — (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма постижения мира, вырабатывающая теоретическую систему знаний о фундаментальных основаниях человеческого бытия; об отношении людей к природе, обществу, человеку и миру в целом. Философиястремитсялогическими (рациональными) средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Главное предназначение ф илософии в культуре: понять - каким должен быть этот реальный мир, в котором мы живем сейчас. Она стремится отыскать новые духовно-душевные ориентиры путем рационального осмысления культуры. философское познание мира – процесс бесконечный и неостановимый, поскольку постоянно меняющаяся общественная жизнь требует новых мировоззренческих ориентиров, которые регулируют человеческую деятельность.

Функции философии - задачи, решаемые философией. Основные направления применения философии. Существуют следующие функции философии:

Мировоззренческая. Способствует формированию представления у человека о мире как некоем едином целом, состоящем из многообразных и многоразличных явлений, связанных между собой и пребывающем в постоянном развитии.

Мыслительно-теоретическая функция. Философия создает мыслительно-логические схемы (рациональные), с помощью которых познает окружающий мир особым образом, т.е. предельно обобщает его явления.

Гносеологическая. Цель ее - разработка таких механизмов познания, которые максимально приближают к адекватному познанию мира как целого.

Аксиологическая. (В переводе с греческого axios – ценный). Оценка вещей, явлений этого мира с точки зрения ценностных характеристик – морально-нравственных, эстетических, политических и др. Эта функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; буржуазная эпоха, современная эпоха (постмодернизма).

Критическая. Постоянный поиск истины через вскрытие противоречий в самом знании, а также поиск нового смысла жизни. Конечная цель ее - расширение границ познания, разрушение догм, обретение нового смысла жизни.

Прогностическая. На основании имеющихся знаний (гуманитарных и естественнонаучных) об окружающем мире и человеке, давать прогноз о возможном развитии познания, человека и общества.

Социальная. Адаптация человека к общественной жизни.

Воспитательно-гуманитарная. Культивировать гуманистические ценности и идеалы., входящие в содержание смысла жизни.

Методологическая. Философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Метод — путь исследования, ориентированный на истину.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование мира) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Диалектика – метод, который основан на двух принципах: в мире все вещи и явления связаны между собой; все в мире находится в развитии. Используя этот метод исследователь рассматривает вещи во взаимной связи и развитии.

Метафизика – метод, противоположный диалектике. Все вещи и явления исследователь рассматривает вне связи друг с другом, обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений).

Догматизм – мир воспринимается сквозь призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, не подлежащих сомнению, изменению. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных посылок новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Пример: Софизм «Рогатый» - «У тебя есть то, чего ты не терял. А не терял ты рога, следовательно у тебя есть рога». Софистика была распространена в Древней Греции; имела цель не получить истину, а победить в споре. Использовалась также как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод адекватного истолкования смысла текста.

Предметом философии выступают четыре большие раздела:: бытие,.познание, человек и общество. В рамках данных основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.

Онтология – (от греч. on — сущее и logos — учение) — учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах.

Материя — (от лат. materia — вещество) — понятие, противоположное духу. В физике «материя» — обозначение некоторой особой точки поля.

Субстанция — (от лат. substantia — сущность) — нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает основанием реальности, ее субстратом.

Движение — в широком смысле — всякое изменение; в узком смысле — это изменение положения тела в пространстве и во времени; в философском — способ существования бытия.

Пространство — есть форма проявления бытия, которая характеризуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодействием элементов во всех его системах.

Время — это форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью существования бытия и последовательностью смены его состояний.

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире.

Закономерность — форма выражения закона применительно к пониманию и объяснению бытия в мире.

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение составляющих бытия в мире; частный случай движения.

Причинность — (от лат. causalis — причинный) — генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.

Детерминизм — (от лат. determi.no — определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм), или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление.

Индетерминизм — (от лат. in — не и determinare — определять) — учение о том, что имеются явления, для которых причина не существует (онтологический индетерминизм) или она не может быть определена (методологический индетерминизм).

Когерентность — (от лат. cohaerere — быть связанным) — учение о взаимосвязи явлений бытия в мире. Основная идея когерентности заключается в утверждении онтологической укорененности взаимосвязи.

Телеология — (от греч. talos — цель и logos — учение) — учение о целесообразности не только поведения человека, но и развития природных явлений, исторических событий.

Эпистемология – (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий человеческое познание: его источники, формы, условия истинности знания. Гносеология – то же самое (от греч. gnosis — знание, logos — слово, понятие). Гносеология (эпистемология) - учение о познании, или теория познания.

 

Эмпиризм – направление в познании, согласно которому только опыт может дать человеку истинное знание о мире. Знания из опыта получают с помощью органов чувств. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».) Основатель и направления, и метода в философии английский ученый 17 века – Ф.Бэкон (1561 – 1626): в основе познания лежит исключительно опыт. Индукция -главный метод эмпирического познания (истину получаем идя от частного к общему, например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления). Три конкретных пути существуют для познания мира, его вещей и явлений. Это - «путь паука»; «путь муравья»; «путь пчелы». «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума». «Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт. Данный метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. «Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Конечная цель познания – господство над природой.

Рационализм – философский метод и направление познании, согласно которому только разум дает нам истинное знание. Истинное знание можно получить с помощью только разума (рациональной деятельности) без влияния опыта и ощущений. Основатель направления рационализма в философии – Р.Декарт ( французский философ 17 века .). Научный метод рационализма – дедукция ( от общего к частному ). Истинные идеи (понятия: бог, число, воля, тело, душа и т.д. и суждения: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть») дают возможность познавать опытный, эмпирический мир. Рациональное познание расширяет и углубляет знания человекаоб окружающем мире. Конечная цель познания - господство человека над природой.

Социальная философия – претендует на объяснение и понимание общества в целом.

Аксиология - (от греч. axia — ценность и logos — слово, понятие,учение) — филос. дисциплина, исследующая характеристики, структуры и иерархии мира ценностей.

Этика – наука о морали. Главные категории «добро» и «зло». Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю.

Эстетика -(от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия чувственно-образных форм окружающего мира. Главные понятия – «красивое» и «безобразное».

Философская антропология — наука о сущности и сущностной структуре человека.

Логика - (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум), или формальная логика, — наука о законах и операциях правильного мышления.

Понятие — одна из логических форм мышления.

Категории — предельно общие, фундаментальные понятия:

единичное (отдельное, индивидуальное ); общее ( всеобщее ); сущность ( внутреннее содержаниеобъекта ) и явление (внешние формы объекта); причина и следствие (под причиной понимается явление, действие которого влечет за собой другое явление — следствие); необходимость и случайность (необходимость демонстрирует закономерный характер связи, случайность — это такой тип связи, который обусловлен преходящими причинами); возможность и действительность (действительность — это наличная реальность единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые оно таит в себе); часть и целое (эти категории характеризуют целостность исследуемого объекта и направленность его познания от нерасчлененного представления о целом с переходом к анализу, расчленению целого на части с последующим воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в форме конкретного целого).

 

Основные направления философии: материализм и идеализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали идею, дух. Существуют разновидности идеализма: объективный и субъективный.

Основатель объективного идеализма - Платон. Согласно концепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична;

вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

«мир идей» (эйдосов) изначально существует; «мир вещей» - материальный мир является воплощением «мира идей»;каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.).

Субъективный идеализм: (Беркли, Юм и др.): всё (идеи, образы материальных вещей)

существует только в сознании человека; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма:

существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяженности) и духовная (обладающая свойством мышления);

все в мире является модусом (свойством) либо одной, либо другой субстанции(материальные вещи – материальной, идеи – духовной); материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

Античная философия.

Бытие — исходная философская характеристика наличного существования, о котором можно всего лишь сказать, что оно «есть».

Субстанция — сущность; то, что существует неизменно и имеет причину в себе.

Хаос — первопричина мира.

Космос — упорядоченное единство мира.

Средневековая философия (8-14вв.).

Апофатическое — богословская концепция о принципиальной непознаваемости Бога.

Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.

Катафатическое — богословская концепция, допускающая возможность познания Бога по результатам его вмешательства в дела мира.

Номинализм — учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.

Реализм — учение, утверждающее, что общие понятия существуют реально, более того, они есть первореальность.

Теология — учение о сущности Бога.

Философия Возрождения (15-16вв.).

Антропоцентризм — философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Гилозоизм — воззрение, согласно которому материя (природа) одушевлена.

Гуманизм — воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Человек — центр бытия. Старый идеал презрения к земному миру уступает место идеалу человека с его земными проблемами, с его земной деятельностью, направленной на их разрешение.

Свобода — состояние беспрепятственного развития человека, его сущностных сил.

 

Философия Нового времени (17 в.).

Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира.

Гилозоизм — философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.

Дедукция — выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному.

Индукция — наведение, приращивание знания в направления от части к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.

Материя — (для философии Нового времени) — это объективная реальность, которая развивается во времени и пространстве и не зависит от сознания людей.

Рационализм — философское направление, абсолютизирующее возможности разума и недооценивающее возможности чувственного познания мира.

Субстанция — нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе.

Эмпиризм — философское направление, абсолютизирующее возможности опытного знания и явно недооценивающее возможности теоретического познания

Разум, свобода, активностьсимволы философии Нового времени. Не альянс религии и философии, а союз философии и науки должен осуществить царство человека на земле.

Классическая немецкая философия (первая треть 19 в.).

Априори — знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апостериори — знание, полученное в результате опыта.

Антиномия — противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Ноумен — умопостигаемая сущность, «вещь в себе».

Феномен — явление мира, постигаемое с помощью чувств.

Трансцендентное — то, что находится за пределами сознания и познания.

Категорический императив — моральный закон, обязательный для выполнения на практике, в жизни.

 

Европейская философия 19-20 вв.

Позитивизм — направление в философии, признающее единственным источником знания конкретные науки; рассматривает философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные. Разновидности позитивизма – эмпириокритицизм и неопозитивизм.

Сциентизм — претензия на приоритетную роль науки в жизни общества.

Прагматизм — философия успеха; отождествляет пользу и истину: что полезно, то и истинно.

Философия жизни — философия, ориентированная на познание жизни из самой жизни.

Экзистенциализм — философия, направленная на изучение подлинного (аутентичного) человеческого существования. (Существование предшествует сущности).

Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претензией примирить догматы веры с требованиями разума.

Персонализм — рассматривает проблему индивида и личности. Утверждает приоритет личности и ее ценностных ориентиров.

Русская философия 19-20 вв.

Всеединство — состояние единства мира и человека, воплощающее идеал сродности и соборности на основе «великого синтеза» религии, науки и философии.

Ноосфера — сфера взаимодействия природы, общества и человека, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития бытия в мире.

Общее дело — высшая цель и организация человеческой деятельности, которой предшествуют сродность, соборность, всеединство и софийность.

Соборность — олицетворение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного, их согласие и диалог.

Софийность — мудрое сотворчество мира и человека.

Сродность — начало, объединяющее человека и природу.

Особенности:

Русская философия формировалась под воздействием трех факторов. Во-первых, она зарождалась в условиях «великого синтеза» культур: языческой, византийской и степной (монгольской). Во-вторых, она тесно связана со своей религиозной почвой. В-третьих, она испытала влияние западной философской мысли.

Русская философия изначально тяготеет к рационализму, но не к европейскому академическому, а к практическому, с ярко выраженным нравственным ориентиром.

Русская философская мысль антропологична, ибо занята проблемой человека и его отношений с миром; историософична, ибо обращена к вопросам о смысле истории; социологична, ибо тесно связана с решением проблем общественного развития; диалогична, ибо ориентирована на сотворчество человека и Бога.

Медитация — особая форма духовной практики, направленная на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности и изоляции от внешнего мира.

Человек — субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о его сущности, происхождении и назначении является основной проблемой философии.

Антропоцентризм — философская концепция, согласно которой человек есть центр и высшая цель мировоззрения.

Гуманизм — система воззрений, признающих самоценность человека.

Космос — философская характеристика мира как упорядоченного целого.

Космоцентризм — философская концепция, согласно которой мир мыслится как единство природы и человека. Развитие этого единства осуществляется от хаоса к космосу, чтобы взорваться новым хаосом.

Микрокосмос и макрокосмос — малый и большой мир. Иными словами, человек и Вселенная.

Свобода — состояние человека, способность его действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Сциентизм — научное знание рассматривается как высшая культурная ценность и главный ориентир человеческой жизнедеятельности.

Теоцентризм — учение о божественном происхождении мира и его управлении.

Смысл жизни — философское понятие, обозначающее основополагающую цель бытия человека.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...