Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический и диалектический материализм Маркса-Энгельса




Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма.

Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления. Диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

-основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

-сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

-материя находится в постоянном движении и развитии;

-Бога нет, он является идеальным образом для объяснения явлений, непонятных человеку, и дает человеку утешение и надежду;

-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

-важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

-развитие происходит по законам диалектики.

Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи. Энгельс сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:

Закон единства и борьбы противоположностей. Основа развития – борьба противоположных сторон. Существуют взаимодействия между противоположностями; они - движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции. Эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. С другой стороны в диалектических противоположностях взаимно отрицаются стороны и тенденции, поэтому стороны единого целого – противоположности. Они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Взаимоотношения такого рода противоположностей - противоречия. Противоречие - корень всякого движения. Разрешение противоречий - скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект. Единство и борьба противоположностей в физике - корпускулярно-волновой дуализм. В биологической эволюции путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни

Закон перехода количественных изменений в качественные. В этом законе определяется категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом, первая непосредственная определенность бытия. Количество – внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит качественный скачок — всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар, когда изменение температуры до определенного уровня изменяет агрегатное состояние воды.

Закон отрицания отрицания. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Это придает ему цикличную, спиралевидную форму. Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после частичного уничтожения старого качества, после переосмысления. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Пример действия закона из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим –a. Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a², то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени

В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.

Исторический материализм — теория развития общества. Основные её тезисы изложены К. Марксом:

-Фундаментальная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.

-Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.

Общество – система, обусловленная уровнем развития производительных сил. Социальная структура общества –сочетание базиса и надстройки.

Базис — совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую структуру общества. Материальное производство - сочетание производительных сил (трудящейся массы и средств производства) и производственных отношений (общественных отношений, связанных с производством). Базис — основа всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве выделяются два «основных», антагонистических классатрудящиеся-производители и собственники средств производства.

Надстройка (нем. Überbau) — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Надстройка вторична, зависима от базиса, но может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Отношения антагонистических классов определяются существованием прибавочной стоимости — разницы между стоимостью продуктов производства и стоимостью использованных для их создания ресурсов, в которую входит и стоимость рабочей силы, то есть полученное работником в той или иной форме вознаграждение.

Работник своим трудом добавляет в сырье бо́льшую стоимость, чем получает обратно в виде вознаграждения. Эту разницу присваивает собственник средств производства, эксплуатируя трудящегося. Именно это присвоение, по Марксу, и является источником дохода собственника.

Экономика развивается, чтобы удовлетворять возрастающие потребности людей в материальных благах. Развитие производительных сил на определенном этапе вызывает необходимость изменения производственных отношений. Надстройка, перестаёт соответствовать уровню производства и становится тормозом экономического развития общества. В такие моменты и происходит смена общественно-экономической формации, то есть смена устаревшей надстройки на новую. Оно может быть как эволюционным, так и революционным. В последнем случае движущей силой революции становятся те силы общества, которые наиболее неудовлетворены текущим состоянием надстройки и наиболее заинтересованы в её изменении.

Развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

Первобытно-общинный строй (нем. Urkommunismus). Экономическое развитие крайне низкое, орудия примитивны – нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — коллективная.

Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft). Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев. Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

Феодализм (нем. Feudalismus). В обществе классы феодалов (собственников земли) и зависимых крестьян, в личной зависимости. Производство ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. В феодальном обществе монархический тип правления и сословная социальная структура.

Капитализм. Всеобщее право частной собственности на средства производства. Классы: капиталисты (владельцев средств производства), и пролетарии, не владеющие средствами производства, работающие по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт. Капиталистическое общество имеет различные формы правления, но наиболее характерны – демократии, при которых власть принадлежит выборным органам. Механизм, побуждающий к труду – экономическое принуждение (рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу).

Коммунизм. Теоретическое устройство общества вместо капитализма. Все средства производства в общественной собственности, частная собственность устранена. Труд имеет всеобщий характер, классы отсутствуют. Человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах. Общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Поощряется коллективизм и добровольное признание приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. Формация, переходная от капитализма к коммунизму – социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по труду».

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...