Творчество И.Гоффмана: подход к анализу социального взаимодействия, развитие теории социальных ролей, понятие «стигма»
Документальный метод интерпретации В первом определении этнометодологии говорилось, что она направлена на исследование методов, с помощью которых человек конституирует реальность мира повседневности. Таким основным методом выступает документальный метод интерпретации. С помощью этого понятия Гарфинкель обозначает поиск образца, для которого феномен является типичным примером. Документальный метод интерпретации представляет собой «в сущности ретроспективно-перспективное истолкование в зависимости от современных событий». Ретроспективность означает поиск сходного опыта, который уплотнился до схемы ожиданий, а перспективность — ожидание действия, которое наступит согласно логике наличных условий. Документальный метод интерпретации представляет собой основополагающий метод, с помощью которого мы конструируем социальную реальность и структурируем свои действия. Для правильного понимания сути документального метода интерпретации необходимо помнить, что он является нашим повседневным методом социального конструирования реальности и в то же время методом, с помощью которого социология реконструирует действия людей в мире повседневности. На этом основании Гарфинкель проводит лишь количественное различие между повседневными действиями людей и социологами, которые изучают эти действия. Обе «стороны» применяют один и тот же метод упорядочения социальной реальности, ссылаясь на здравый смысл. Понятие «индексности». ИНДЕКСНОСТЬ Этнометодологи утверждают, что все действия и высказывания индивидов являются индексными, то есть их значение зависит от контекста, в котором они возникают. Это означает, что деятели обычно наделяют смыслом действия и высказывания других, обращаясь к соответствующему контексту. Такое осмысление требует определенной (пусть даже неосознаваемой) работы, ибо каждый контекст является уникальным.
53.Суть экспериментов Гарфинкеля. Как считает Гарфинкель, по действиям в локальных контекстах можно проникнуть в суть фоновых ожиданий и тем самым действительно понять неосознаваемые стабильные культурные образцы взаимодействия людей. Вместе с тем пользоваться подобными экспериментами нужно весьма осторожно, ибо разрушение повседневных моделей взаимодействия может вызывать психологические стрессы. Социолог утверждает, что данный и ему подобные эксперименты проливают свет на то, как люди в повседневной жизни изнутри с помощью своей практической рациональности постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир. Он также доказывают, что социальный порядок весьма локален, хрупок, подвижен и не может быть однозначно выражен через какие- либо жесткие закономерности.
Творчество И.Гоффмана: подход к анализу социального взаимодействия, развитие теории социальных ролей, понятие «стигма» В центре внимания Гофмана тезис, что сокрытие своей подлинной сущности подчинено социальному порядку. Иными словами, то, как человек скрывает свое подлинное лицо и демонстрирует лица неподлинные, является социальным фактом и обнаруживает смысл социального взаимодействия. И та, и другая личины - реальность. Язык служит в равной степени как обнаружению, так и сокрытию мыслей,, Театральность социального взаимодействия трактуется Гофманом как необходимое условие способности индивида разделять «Я» на множества частичных «Я» - совокупность персонализированных исполнений. Стигма – это всегда негативный атрибут, во-вторых, этот атрибут может быть видимым, доступным прямому и непосредственному наблюдению, а может быть скрытым.
Можно назвать три существенно различающихся типа стигмы. Во-первых, есть телесное уродство – разного рода физические отклонения. Во-вторых, есть недостатки индивидуального характера – такие, как слабая воля, неконтролируемые или неестественные страсти, подлые или косные убеждения, бесчестность. В-третьих, есть родовая стигма расы, национальности и религии, которая может передаваться по наследству и охватывать всех членов семьи.Однако во всех этих различных примерах стигмы, можно обнаружить одни и те же социологические черты: индивид, который мог бы легко участвовать в обычном социальном взаимодействии, обладает некой особенностью, которая навязчиво привлекает к себе внимание и отвращает от него собеседников, – тем самым перекрывая путь и другим качествам этого индивида. У него есть стигма, нежелательное отличие от того, чего мы ожидали
55. Характеристика интеллектуального творчества Э.Фромма Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют "неофрейдизмом" или "культурным фрейдизмом". От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В. Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа. Фромм начал свою научную деятельность в тот период, когда научное сообщество опиралось - даже в социо-гуманитарных науках - на парадигмы опытного естествознания. Писать в 20-30 годы о "душе человека", "искусстве любви", "бегстве от свободы" - мог только философ, не претендующий на строгую научность. В творчестве Фромма психоанализ представлен - наряду с марксизмом, экзистенциализмом, философской антропологией - как компонент общей науки о человеке, можно даже сказать, философской публицистики. Почти десять лет (1930-1939) Фромм связан с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер. В духе Франкфуртской школы Фромм разрабатывает "критическую социологию" вместе с Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймером,. Суть антропологии Фромма состоит в том, что спонтанность и разумность как бы пересиливают инстинктивно-биологические черты человека и "пересотворяют" его в качестве вида. Отталкиваясь от натурализма и позитивизма, Фромм ищет опору в этике и религии, в которых он, однако всегда оставался антропоцентристом.
Публицистический пафос работ Фромма отражает мироощущение радикально-гуманистической молодежи и интеллигенции Запада 60-х годов. Он связан с критикой отчуждения - машинизации общества, потребительской и рыночной психологии. Однако в его творчестве мы находим и "вечные проблемы", идеи, относящиеся к положению человека в мире, смыслу истории, борьбе за свободу, справедливость, творческую самореализацию человека. Их психоаналитическое освещение составляет несомненную заслугу Фромма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|