Гарантии осуществления законности и правопорядка
Для утверждения законности и правопорядка необходимы объективные условия, целенаправленные организационные мероприятия, которые в своей совокупности выступают как гарантии их осуществления. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры, направленные на упрочнение режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь, на упрочнение процесса реализации закона. Гарантии делятся на юридические (правовые) и неюридические. Неюридические, в свою очередь, подразделяются на политические, экономические, общественные (культурные). В систему юридических гарантий обеспечения законности и правопорядка входят: 1) постоянное совершенствование законодательства; 2) развитое состояние юридической науки, опирающееся на идеи и достижения юридической мысли и правопонимания; 3) развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров; 4) высокий уровень общественного и юридического правосознания; 5) правовая активность граждан, иных субъектов; 6) эффективно действующая система защиты права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности; 7) развитые организационно-институциональные формы государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципов законности и правопорядка. Условно юридические гарантии можно разделить на несколько групп: а) совершенствование законодательства; б) надзорно-контрольные мероприятия:
в) меры защиты;
г) меры ответственности. Политические гарантии законности и правопорядка сосредотачиваются в области осуществления государственной власти, т.е. в области управления делами общества. К таким гарантиям относятся стабильность и преемственность государственной власти, многопартийность, отсутствие обязательной идеологии, широкое развитие негосударственных политических институтов. Экономические гарантии законности и правопорядка видятся в стабильно развивающейся экономике, в ритмичном финансировании мероприятий, как непосредственно связанных с осуществлением законности и правопорядка, так и способствующих переходу субъекта в состояние занятости, в формирование класса собственников, заинтересованного в правомерном поведении и др. Общественные гарантии включают в себя меры по воздействию социальных институтов и сообществ на поведение субъекта, по широкому использованию гражданской инициативы в делах государства, по культурному развитию человека, по формированию у него отрицательного отношения к асоциальному поведению, по развитию высокого уровня сознания и внутренней культуры индивида.
ТЕМА 21. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ 1. Понятие правового сознания. Его виды 2. Структура и функции правосознания 3. Правовое воспитание 21.1. Понятие правового сознания. Его виды Правосознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств об истории становления и развития права, его современном состоянии, о путях и способах совершенствования действующего права. Правосознание является составной частью общественного сознания, которое представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего мира, а также его отношение к этому миру в виде разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов. Поэтому оно в полной мере обладает всеми его свойствами. Правовое сознание отражает такие социальные явления, как право, все его многообразные связи и соотношения с законодательством, юридической практикой, историей развития права.
Оно предполагает осмысление и ощущение необходимости права, оценку права, осознание необходимости создания развитой системы законодательства, осмысления потребности в изменении и дополнении действующих нормативных правовых актов, восприятия процесса и результатов реализации права, соотнесение правовых ценностей с иными. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, равного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения, очерчивает границы правового и неправового, правомерного и неправомерного. Правосознание оказывает воздействие на поведения людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и насколько полно она регулирует общественные отношения. В литературе выдвигается тезис, что нормативом поведения для людей в значительной степени выступает правосознание, т.к. они не знают конкретных нормативных предписаний. При этом велика опасность отклонения его от содержания нормы права, что возможно из-за неразвитости, пробельности, отсталости правосознания, ориентированности его на асоциальное поведение. Правосознание – это не только осознание права, но и правовое самосознание. В этом смысле работа правосознания представляет собой постоянный чувственный и мысленный эксперимент по проверке и перепроверке субъектом различных юридически значимых моделей, вариантов своего поведения в окружающем мире. Классификация правосознания. В структуре правосознания выделяется два различных познавательных уровня: эмпирический и теоретический (научный). Эмпирическое правосознание осмысливает право в чувственно-образной форме, теоретическое – в логико-понятийной. По субъектам правосознание делится на индивидуальное, групповое, общественное. Индивидуальное правосознание присуще каждому человеку. Оно всегда уникально и неповторимо. Групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных индивидов, объединенных в соответствующие группы или общество в целом.
По признаку правовой образованности субъектов правосознание делится на обыденное (массовое) и профессиональное (юридическое). Для субъектов профессинального правосознания характерно определенное его раздвоение на официально-должностное правосознание, в котором доминируют мотивы законоодобрения и законопослушания, и частное (личное) правосознание, в котором мотивы законопослушания частично сочетаются с мотивами закононарушения. По своему мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности выделяется законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее правосознание. В законоодобряющем правосознании требования, цели и ценности закона осознаются и воспринимаются субъектом как безусловно необходимые и полезные (для него, для других, для всего общества) и подлежащие реализации. Для законопослушного правосознания основным мотивирующим фактором является авторитет закона. Позиция субъекта данного правосознания является результатом целесообразного выбора на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ соблюдения закона и недочетов, невыгод, отрицательных последствий его нарушения. Это прагматическое правосознание. Закононарушающее правосознание тоже является прагматичным осознанием, обусловленным представлениями субъекта о преимуществах и выгодах несоблюдения закона и совершения правонарушения. По уровню развитости правосознания и мотивации соответствующего закону поведения выделяется высокое, среднее и низкое правосознание. 21.2. Структура и функции правосознания Правовое сознание включает в себя правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология представляет собой совокупность правовых оценок, чувств, эмоций, воли, которые проявляются у отдельных граждан, социальных групп и общества в целом в процессе их предметно-практической деятельности по толкованию норм права и их реализации в конкретных правоотношениях.
Правовая психология характеризуется тем, что процесс отражения (познания) права ограничивается усвоением норм права, знанием происходящих правовых событий и формированием на этой основе оценок, чувств, эмоций, волевых актов. При этом познание осуществляется сугубо с практическими целями, для осуществления каких-либо юридически значимых действий. Любой человек обладает определенной совокупностью правовых знаний, которые он получает из собственного опыта, в процессе воспитания и образования, через средства массовой информации. На основе этих знаний он формирует собственное мнение о полезных и необходимых свойствах права, его норм. У человека складывается устойчивое мнение о том, какие свойства права обеспечивают удовлетворение материальных и духовных потребностей, свободу деятельности и защищают от правонарушений. Как позитивные, так и негативные оценки вызывают у граждан определенные эмоции, чувства. Под эмоциями понимают психические реакции человека на предметы внешнего мира и собственное поведение (радость, грусть, страх, восторг, досада, смущение и др.). Длительные и постоянные эмоции понимаются как чувства. Правовые оценки, эмоции и чувства оказывают существенное влияние на выбор человеком конкретного варианта поведения – так называемый процесс формирования воли. Последний нередко представляет собой сложный акт, где решающее значение имеют мотивы и правовые установки. Мотивы – это побуждения, которыми человек оправдывает необходимость и целесообразность осуществления избранного им варианта поведения. В ряде ситуаций, допускающих возможность многовариантного выбора поведения, происходит борьба мотивов. Человек долго и тщательно продумывает оптимальный вариант своего поведения и соответствующим образом мотивирует его. Процесс формирования воли может быть значительно упрощен благодаря правовым установкам, побуждающим человека действовать определенным образом. Правовая идеология подразумевает совокупность идей, взглядов, предложений о путях совершенствования действующего права в целях придания ему наибольшей адекватности социальным и иным условиям того общества, в котором это право действует. Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь.
Одной из основных идей является идея неотъемлемости прав и свобод человека, охраны права государством и связанности самого государства правом. В историческом плане правовая идеология развивалась как сугубо классовый феномен. Соответствующие идеи и понятия отражали интересы и потребности определенных классов, властвующих элит. Развитие общества и очевидность неблагоприятных последствий классовой борьбы для граждан и государства побуждают вырабатывать общечеловеческие ценности. Правовая идеология способна освобождаться от идеологизации, от служения какой-либо партии, группе, вождю вопреки научному поиску и истине. Отдельные исследователи выделяют и такой элемент правосознания как правовая наука, изучающая закономерности, по которым развивается и функционирует право. Применительно к правосознанию выделяется три основные функции: познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция состоит в осознании того, что есть право и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом. Оценочная функция заключается в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект оценивает (позитивно или негативно) право и правовую действительность. Регулятивная функция состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях (правомерных, противоправных) своей модели поведения по отношению к требованиям действующего права. Выделяются также информационная, воспитательная, коммуникативная и другие функции правосознания. 21.3. Правовое воспитание Одной из действенных мер по обеспечению государством законности и правопорядка цивилизованным, демократическим путем является правовое воспитание. В этих целях государство вводит преподавание правовых дисциплин в общих и профессиональных учебных заведениях (курс «основы права»), создает необходимые условия для самостоятельного изучения населением действующего права (публичные центры правовой информации, правовой портал, опубликование законов в СМИ, публичные лекции и др.), а также привлекает граждан к участию в деятельности правоохранительных, судебных органов (добровольные дружины, народные, присяжные заседатели), стремится повысить эффективность борьбы с правонарушениями. Цель правового воспитания – выработать у граждан правовые установки на правомерное поведение, вооружить человека необходимыми знаниями о принадлежащих ему правах и свободах, порядке защиты нарушенного права, сформировать достаточно высокий уровень его правовой культуры. Деятельность государства по правовому воспитанию населения не даст положительных результатов, если она не будет подкрепляться совершенствованием остальных сфер общества. От правового воспитания не будет должного эффекта, если оно сочетается с многочисленными нарушениями закона, допускаемыми должностными лицами, бюрократизацией и коррумпированностью государственного аппарата, с фактическим отлучением большинства граждан от управления делами общества, со значительной диспропорцией в сфере распределения материальных благ. ТЕМА 22. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 1. Понятие правовой культуры, ее виды 2. Функции правовой культуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|