Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы крупных стран: Аргентины, Бразилии и Мексики




 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хотя рассматриваемые страны имеют схожее колониальное прошлое и схожие условия развития на современном этапе, каждая из этих стран проходит свой путь социально-экономического развития по разному.

Наряду с общими проблемами, характерными для экономик развивающихся государств, каждой из них присущи свои индивидуальные проблемы.

Схожие проблемы вытекают из того, что все три страны шли по пути импортозамещающей модели развития. В результате реализация программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга.

Так, для бразильского федерального бюджета характерен постоянный дефицит в размере 1-5% от ВВП и как следствие - большой государственный долг (55% от ВВП, на треть состоящий из внешнего госдолга). Отчасти это следствие субсидирования из федерального бюджета региональных бюджетов, многие из которых дефицитны, в том числе из-за высоких расходов на заработную плату госслужащим. Из-за расходов по этой статье (в штатах Сан-Паулу и Рио-де - Жанейро - до 80% их бюджетов) в 90-х гг. стал быстро расти бюджетный дефицит и государственный внутренний долг Бразилии, что явилось одной из причин возникновения финансовых проблем в конце 90-х гг. В 2000 г., после длительного противостояния в парламенте, был принят закон, устанавливавший лимит по заработной плате в субъектах федерации, который не должен превышать 60% их бюджетов.

Но в целом перестройка государственных финансов, призванная приостановить рост дефицита бюджета и внутреннего долга, оказалась малоэффективной, так как предусматривала дальнейшее наращивание налоговых поступлений. Бразильское руководство на это не могло пойти из-за политических соображений.

Со своеобразной проблемой столкнулась Аргентина. Будучи, по мнению экономистов, самой богатой страной в Южной Америке, Аргентина долгое время игнорировала экологические обстоятельства при построении экономики и только сейчас начинает процесс включения норм экологического поведения в свои планы. Незапланированный приток деревенского населения в города, в основном в Буэнос-Айрес, привел к появлению внешне и внутри городских трущоб, многие из которых не выдерживают элементарных экологических требований. Приток большого количества людей из низших слоев населения привел к загрязнению воды и проблемам с вывозом мусора в городских зонах Аргентины, так как резко увеличилось количество населения, и экономика городов не справляется с этим. Несмотря на трудности, Аргентина является лидером среди развивающихся стран по созданию исполнительно-законодательной базы по защите окружающей среды.

Таким образом, три крупные страны: Аргентина, Бразилия и Мексика сталкиваются как с общими проблемами, так и специфическими, характерными для той или иной страны. Уже сейчас эти страны относятся к средним по величине экономикам мира, в условиях сильной конкуренции со стороны высокоразвитых стран, не заинтересованных в усилении экономик развивающихся стран, им еще предстоит долгий путь развития. И главное на этом пути планомерно проводить в жизнь программы роста экономики и социального благосостояния людей, так как именно в населении страны заключается потенциал успешного развития.

 

Перспективы развития

 

В начале XXI века основной макроэкономической задачей провозглашалось достижение устойчивого развития, а также улучшение ситуации в социальной сфере и сфере распределения доходов. Был взят курс на производство инвестиционных товаров, внедрение современных технологий, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Одновременно происходит обновление традиционных программ развития науки, образования и здравоохранения, началась реализация программ по улучшению жизни наиболее обездоленных слоев населения, сделаны реальные шаги по решению региональных проблем, в том числе освоению огромных безлюдных территорий Северо-Востока (Амазонии) и Центральной части страны.

Большое внимание Аргентина, Бразилия и Мексика уделяют участию стран в интеграционных процессах. Бразилия стремится к расширению и углублению сотрудничества между всеми латиноамериканскими государствами. Бразильцы выдвинули идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (ЮАЗСТ), которая могла бы стать противовесом Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА).

Важным фактором экономического развития Латинской Америки в последние десятилетия стало рост внутрирегиональной сотрудничества, прежде всего в рамках интеграционных объединений. Вообще экономическая интеграция в этом регионе во второй половине XX века проходила в несколько этапов. В 1960-1970 гг. региональные объединения, которые возникали тогда, характеризовались замкнутостью структур и их стремлением защитить себя высокими пошлинами, главным образом от конкуренции высокоразвитых индустриальных государств. Уже тогда актуальным было задачи по созданию отдельного латиноамериканского рынка. В таких группировок следует отнести Центральноамериканский общий рынок (САСМ), Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (LAAFT), которая позже превратилась в Латиноамериканской ассоциации интеграции (МАРИНА), Карибский ассоциацию свободной торговли, которая превратилась в Карибский общий рынок (CARICOM), Антську группу и наибольшую Латиноамериканскую экономическую систему (LAES), которая включала в себя 26 стран Латинской Америки.

Содержание и цели интеграции, которая проводилась странами региона в 1990-е годы, в корне изменились. Это объяснялось событиями, которые произошли в Южной Америке, укреплением и ростом экономики крупнейших стран региона - Бразилии, Аргентины, Мексики. Интеграция, которая осуществляется на новом этапе, проходит при значительно большей открытости национальных экономик, существенном сокращении государственного вмешательства и устранении многих видов бюрократического контроля, а также в условиях более жесткой конкуренции. Новые подходы и новые обстоятельства, которых осуществляется интеграция, позволили достичь рекордных темпов роста товарооборота за весь почти 40-летний период развития интеграционных процессов на континенте.

МЕРКОСУР в 1999 г. исполнилось 4 года, однако, первую попытку объединиться некоторые страны, которые входят сегодня в него, сделали еще в 1991 г. Тогда в столице Парагвая четыре страны: Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай подписали договор о создании общего рынка. Это соглашение предусматривало совместное развитие свободной торговли и повышения конкурентоспособности эконоьгик четырех государств, которые вместе составили рынок в 200 млн. чел. с общим ВВП на сумму примерю 1 трлн. долл.

Укрепление интеграции шло поэтапно. Сначала было заключено соглашение о проведении переговоров относительно гармонизации налоговой и таможенной политики. В 1994 г. страны-участницы приступили к созданию таможенного союза, а также начали обсуждение деталей будущей торговой соглашения о создании МЕРКОСУР. Согласование проходило в тяжелых условиях, поскольку в странах-участницах до 1990-х годов было разное законодательство, они проводили разную политику в сфере индустриализации и не имели опыта регионального сотрудничества. Некоторым странам было выгодно снижение пошлины, а крупнейшей участницы - Бразилии, которая имела в 2 раза больше, чем в других, потенциал, было важно сохранить высокие таможенные ставки для защиты своего внутреннего рынка.

Страны-члены МЕРКОСУР, не форсируя событий, все еще пытаются найти оптимальные подходы, не затрагивая коренных интересов друг друга. За 4 года пока удалось ликвидировать пошлины на 90% товаров, перемещаемых в пределах союза. Также удалось согласовать судьбу остальных 10% произведенной продукции, пошлины на которую будет устранено лишь после 2001 г. Что касается общих внешних тарифов для стран-членов, то уже согласовано уровне тарифов для 85% продукции, а на оставшиеся 15%, уточнения должны быть сделаны до 2006 г. Тарифная система МЕРКОСУР использует II уровней тарифов, размещенных в сетке от 0 до 20%. По товарам, которые наиболее чувствительны к колебаниям конъюнктуры на мировых рынках, были заключены специальные соглашения о последовательность решения таких задач:

- в 2001 г. установить импортный тариф на основные средства производства на уровне 14%;

- в 2006 г. установить импортный тариф на компьютеры и телекоммуникационное оборудование на уровне 16%;

- к 2011 г. устранить пошлины на импорт в Чили продуктов питания из стран МЕРКОСУР.

Постепенное ослабление ограничений во внешней торговле, сокращение и ликвидация таможенных пошлин на многие виды товаров позволили значительно увеличить объемы торговли в пределах союза.

Так, в 2011 году рост товарооборота между странами-членами МЕРКОСУР составил в среднем более 30%, тогда как торговля стран-членов с остальным миром выросла на 7,5% в год. Внешняя торговля четырех участниц МЕРКОСУР на 20% сконцентрирована внутри блока, в то время как до создания МЕРКОСУР в 1990 г. этот показатель составлял 9%.

Торговля между Бразилией и Аргентиной выросла в 4 раза и составила более 15 млрд. долл. Как прогнозируют специалисты, торговля между этими странами в ближайшие пять лет должна, как минимум, удвоиться.

Через динамичность и перспективность этого сравнительно молодого регионального объединения к нему приковано внимание многих аналитиков и представителей делового мира. Наиболее критически настроенные эксперты видят в расширении бразильсько-аргентинской торговли будущую серьезное препятствие для развития интеграции, аргументируя это тем, что внутренняя торговля в регионе ускоренно развивается за счет медленных темпов развития внешней торговли с другими регионами. Сторонники же МЕРКОСУР объясняют такое быстрое расширение внутренней торговли в регионе недавним открытием границ и устранением многих барьеров.

Конечно, еще сохраняется много трудностей в становлении действительно свободной зоны торговли, поскольку последствия протекционистской политики в регионе очень живучи. Обнадеживает то, что МЕРКОСУР имеет большой объем внешней торговли. Увеличение экспорта Бразилии и Аргентины помогает этим странам пройти тяжелые испытания, возникающие в ходе мировых кризисов.

 


Заключение

 

В рамках данной работы было изучено ведущее положение трех гигантов: Аргентины, Бразилии и Мексики.

Эти страны имели схожие пути экономического развития, прежде чем были признаны в мире средними державами, играющими важную роль в мировом экономическом хозяйстве.

Им была присуща импортозамещающая модель развития, суть которой заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты.

Последствия этой политики не ликвидированы до сих пор, они выражаются в дефиците бюджетов этих стран, в огромном внешнем долге, в сильной зависимости от кредитно-финансовой политики своего основного партнера - США.

Вместе с тем каждая из этих стран имеет богатые сырьевые ресурсы, уникальное географическое положение и природу, что привлекает к ним внимание туристов, динамично развивающуюся экономику.

Имея много общего, каждая из этих стран, тем не менее обладает своими особенностями, определяющими её отличное от других развитие.

Так, Аргентина по социально-экономическим показателям жизни опережает многие страны Латинской Америки. Средняя продолжительность жизни в стране составляет 77 лет (73,5 у мужчин, 80 у женщин). Доля ВИЧ- инфицированных среди взрослого (от 15 до 49 лет) населения 0,5%. Эти показатели лучшие в Латиноамериканском регионе. Возможно, более высокий уровень социально-экономического развития был обусловлен тем фактом, что население страны было сформировано за счет эмигрантов, в том числе «белой эмиграции» из России, как правило, более образованных и предприимчивых, чем местное население. Аргентина считается одной из самых богатых стран Южной Америки.

По высокотехнологичному пути развития идет и Бразилия, человеческий потенциал является ее главным оружием на пути достижения экономического и социального благополучия.

Экономика Мексики, а также политическая обстановка Мексики находится в большей зависимости от экономики США, чем, например, экономика Аргентины или Бразилии. Вместе с тем Мексика в последние годы активно осваивает новые пути взаимодействия с другими регионами мира, а именно со странами Европейского союза, Латинской Америки, Российской Федерации, странами АТЭС.

Большую роль в развитии Аргентины, Бразилии и Мексики играет экономическое содружество этих государств, в том числе в рамках организации МЕРКОСУР, которая имеет большой объем внешней торговли.

Таким образом, в современном мире Аргентина, Бразилия и Мексика играют все более важную роль в международных отношениях, они имеют собственную позицию по многим политическим и экономическим вопросам, к их позиции начинают прислушиваться во многих регионах мира. Однако им еще предстоит пройти сложный путь экономического развития, чтобы укрепить свои позиции на международной арене и мировом рынке.

 


Список литературы

 

1. Антипина, В.И. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.

2. Бродская, Т.Г. и др. Экономическая теория [Текст]. Учебное пособие. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Добрынин А.И. и др.-М.: «РИОР», 2008. - 208 с.

.   Булатов, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 654 с.

.   Булатов, А.С. Экономика [Текст]: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 5-е изд. стереотипн. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 896 с.

.   Викулина, Т.Д. Экономическая теория [Текст]: Учебное пособие / Т.Д. Викулина. - 2-е изд. Издательство «РИОР», 2010. - 209 с.

.   Киселева, И.П. Экономика в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие. / под ред. И.П. Киселевой. - М.: Издательство «Проспект», 2010. - 336 с.

.   Лобачева, Е.Н. Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. Е.Н. Лобачевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 515 с.

.   Рашковский, Е. Латинская Америка и Россия: цивилизационные параллели [Текст] // Мировая экономика и международные отношения - 2008. - №2. - с. 104 - 110.

.   Рогожина, Н. Новые тенденции в экологической политике развивающихся стран [Текст] // Мировая экономика и международные отношения - 2009. - №4. - с. 81 - 89.

.   Цыпин, И.С, Веснин, В.Р. Мировая экономика [Текст]: учебник / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2009. - 248 с.

.   Щербанин, Ю.А. Мировая экономика [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. Ю.А. Щербанина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. - 447 с.

.   Эльянов, А. Экономическая модернизация в развивающихся странах в региональном разрезе [Текст] // Мировая экономика и международные отношения - 2008. - №6. - с. 19 - 29.

.   Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире [Электронный ресурс]: Опубликовано для программы развития ООН. - Издательства «Весь Мир» / режим доступа: http://www.vesmirbooks.ru

.   Сайт Первого Независимого Рейтингового Агентства. - http://sophist.hse.ru/exes/tables/IM_Y.htm.

.   Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / режим доступа: http:// www. Copyright. / cbr.ru.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...