Можно ли было избежать этой трагедии (конфронтации с Дудаевым)?
Выпишите причины конфликта в Чечне. Как вы считаете, следовало ли Президенту Российской Федерации идти на личные контакты с Дудаевым в поисках приемлемых решений чеченской проблемы? (Из ПИСЬМА Д.М. ДУДАЕВА ПРЕЗИДЕНТУ РФ Б.И. ЕЛЬЦИНУ ОТ 30 МАРТА 1993 Г). Спрогнозируйте, смог бы Ельцин в случае состоявшейся встречи согласиться на признание РФ Чеченской Республики (ИЗ ПИСЬМА Д.М. ДУДАЕВА ПРЕЗИДЕНТУ РФ Б.И. ЕЛЬЦИНУ ОТ 30 МАРТА 1993 Г). 1. В условиях углубления социально-экономических проблем, связанных с реформами, во многих субъектах РФ стали расти стремления к независимости. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор. Он значительно расширил полномочия субъектов федерации и их органов власти. Но сохранилось неравенство в положении субъектов федерации. Чечня его не подписала. Во многих районах России обострились межнациональные отношения. Так, в 1992 г. начались вооружённые столкновения между осетинами и ингушами в Северной Осетии, где было введено чрезвычайное положение. Наиболее сложная ситуация сложилась в Чечне. В 1991 г. были провозглашены её независимость и выход из состава СССР и РСФСР, начали формироваться чеченские воинские части. Президентом самопровозглашённого государства стал Д.М. Дудаев. В кризисном 1991 г. ни российские, ни союзные власти не имели возможности уделить должного внимания положению в Чечне. В итоге в 1991-1994 гг. сложилось парадоксальное положение. Независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, её границы с Россией оставались открытыми. Тем не менее законы РФ на территории Чечни не действовали. Она стала перевалочным пунктом международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров России. Русское население в Чечне подвергалось террору и запугиванию.
ИЗ ПИСЬМА Д.М. ДУДАЕВА ПРЕЗИДЕНТУ РФ Б.И. ЕЛЬЦИНУ ОТ 30 МАРТА 1993 Г. Уважаемый господин Президент! Выражаю свое высокое почтение, желаю здоровья и благополучия Вам и Вашей семье, мира и процветания российскому народу. Обращаюсь к Вам от имени всего чеченского народа по вопросу, имеющему судьбоносное значение для взаимоотношений между нашими государствами... Обращаюсь к Вам с предложением обсудить вопрос о признании Российской Феде-рацией суверенной Чеченской Республики. Разрешение данного вопроса сняло бы все препятствия на пути преодоления многих проблем во взаимоотношениях наших государств. Российская Федерация приобретет в лице Чеченской Республики надежного партнера и гаранта политической стабильности на всем Кавказе. Уверен, что Вы как Президент Великой державы проявите присущую Вам политическую мудрость и сделаете все возможное для решения вопроса о признании Российской Федерацией Чеченской Республики. Наша совесть будет чиста и перед историей, и перед будущими поколениями, если мы сумеем наладить отношения между нашими народами, обеспечим равноправие и взаимовыгодное сотрудничество между нашими государствами... Примечание. За все время чеченского кри-зиса 1991-1994 гг. никто из первых лиц Рос-сийского государства не вступил в контакт с президентом Чечни Д. Дудаевым, который стремился к встрече «на равных». Шесть раз делались попытки организовать его встречу с Ельциным. Дудаев соглашался на переговоры только лично с Ельциным и только по вопросу о признании Москвой независимости Чечни. Стиль этого письма продемонстрировал верх любезности и политической бескомпромиссности. Амбициозность и отсутствие культуры по-литического компромисса и самоограниче-ния у двух главных лидеров, по мнению В.А.Тишкова, — трагический момент в эска-лации кризиса.
«...По оценке Галины Старовойтовой, крупнейшего российского специалиста-эт-нографа и весьма опытного политика, глава Чечни был вполне способен к ведению серьезных переговоров... Президент Татар-стана Минтимир Шаймиев — человек совершенно иных политических взглядов и совершенно иного жизненного опыта... также свидетельствует о возможности пере-говоров и даже о том, что к ним был готов Ельцин. Но вдруг Президенту России пере-дали, что Дудаев плохо о нем отозвался, и все сорвалось...» 2. Задание: Как вы считаете, насколько объективно тогдашнее руководство и высшее военное командование России оценивало сложность восстановления конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике? Почему, на ваш взгляд, намеченные мероприятия (документ А) не были реализованы? 5. Какой характер, по вашему мнению, носила начавшаяся в декабре 1994 г. война – гражданская или национально-освободительная? Или это была борьба с преступностью, охватившей территорию Чечни? Свои ответы аргументируйте. Можно ли было избежать этой трагедии (конфронтации с Дудаевым)? В этих условиях федеральные власти 11 декабря 1994 г. отдали приказ перейти российским войскам границу Чечни и к лету 1995 г. после тяжёлых боёв заняли все основные населённые пункты. Чеченские боевики были оттеснены в горы. Документ: А ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ Б. ЕЛЬЦИНА «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» 30 НОЯБРЯ 1994 Г. В связи с продолжением вооруженного конфликта с Чеченской Республикой, неподчинением требованиям о прекращении огня, сдаче оружия, роспуске вооруженных формирований, освобождения всех захваченных и насильно удерживаемых граждан, гибелью гражданского населения и в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации, законом РСФСР «О чрезвычайном положении» и Законом Российской Федерации «О безопасности» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Осуществить с б часов 00 минут 1 декабря 1994 г. мероприятия по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике согласно предлагаемому плану. 2. Создать группу руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики...
3. Предоставить руководителю Группы Грачеву П.С. (министр обороны Российской Федерации. — А.К.) полномочия по координа-ции деятельности федеральных органов испол-нительной власти и сил обеспечения безопас-ности при реализации плана мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской Республике, при-влечению в случае необходимости к ответ-ственности должностных лиц, участвующих в данных мероприятиях, вплоть до отстранения их от выполнения служебных обязанностей... 4. Возложить на Группу следующие основные задачи: обеспечение прекращения вооруженных столкновений, разоружения и ликвидации вооруженных формирований на территории Чеченской Республики; организация действий по освобождению захваченных и насильно удерживаемых граждан; создание условий для восстановления законности и правопорядка в Чеченской Республике; организация переговоров по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики мирными средствами; разработка предложений по организации внешнеполитического информационного обеспечения нормализации обстановки в Че-ченской Республике, а также по оказанию срочной гуманитарной помощи населению. 5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Документ: Б ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ Б.Н. ЕЛЬЦИНА К ГРАЖДАНАМ РОССИИ
Дорогие сограждане! Сегодня, 11 декабря 1994 г., на территорию Чеченской Республики введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Феде-рации. Действия Правительства вызваны угрозой целостности России, безопасности ее граждан, как в Чечне, так и за ее пределами, возможностью дестабилизации политической и экономической ситуации. Наша цель состоит в том, чтобы найти политическое решение проблем одного из субъектов Российской Федерации — Чеченской Республики, защитить ее граждан от вооруженного экстремизма. Но сейчас мирным переговорам, свободному волеизъявлению чеченского народа препятствует наивысшая опасность полномасштабной гражданской войны в Чеченской Республике. <...>
Чтобы наладить в Чечне нормальную жизнь, необходимы конструктивное сотрудничество всех ветвей власти и отечественных политических сил России, взвешенность и точность оценок... <...> Как Президент буду следить за соблюдением Конституции и Закона. Обязываю всех должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по восстановлению в Чеченской Республике конституционного по-рядка, не применять насилия против мирного населения, взять его под защиту. Напоминаю, что до 15 декабря 1994 г. в соответствии с моим указом действует амнистия для добровольно сдавших оружие. Обращаюсь к гражданам России чеченской национальности. Уверен, что вскоре вы сможете сами в мирных условиях решить судьбу своего народа. Рассчитываю на вашу мудрость. Воины России! Знайте, что, выполняя свой долг, защищая целостность нашей страны и спокойствие её граждан, вы находитесь под защитой Российского государства, его Конституции и законов. 3. Задание: 7. Выскажите свое мнение о Хасавюртовском соглашении на основании приведенных документов. Как вы считаете, оправдан ли был в тех условиях этот компромиссный шаг со стороны российского руководства? Почему он не привел к ожидаемым результатам? 8. Подумайте, можно ли однозначно оценивать значение для России Хасавюртовского соглашения, используя категории «победа», «поражение». Ответ обоснуйте. После захвата группой боевиков Будённовска в Ставропольском крае и превращения его жителей в заложников федеральные власти начали переговоры с лидерами Чечни. Одновременно продолжались и боевые действия. В апреле 1996 г. Дудаев был убит, однако это не изменило ситуацию. В августе 1996 г. боевики отбили у федеральных войск столицу Чечни – Грозный. После этого в Хасавюрт были подписаны соглашения, предусматривающие вывод войск России с территории Чечни, проведение в республике демократических выборов. Решение вопроса о статусе Чечни было отложено на 5 лет. Новые чеченские лидеры (в 1997 г. президентом Чечни был избран А.А. Масхадов), расценивали этот договор как фактическое признание независимости Чечни. С этого момента переговоры о статусе республики возобновились. 12 мая 1997 г. в Кремле состоялась первая встреча президентов России и Чечни, на которой был подписан договор о мире и основах отношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой. Однако суверенитет Ичкерии не был подтвержден.
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ОТ 8 ОКТЯБРЯ 1996 Г. «О СИТУАЦИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» Документ: А 1. Одобрить прекращение боевых действий на территории Чеченской Республики. Считать документы, подписанные 31 августа в городе Хасавюрте, свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путём, не имеющим государственного значения. Органом государственной власти РФ и должностным лицам осуществлять свою деятельность по мирному урегулированию ситуации в Чеченской Республике в соответствии с Конституцией РФ, определяющей Чеченскую Республику как субъект РФ, её неотъемлемую составную часть. Признать необходимым на основе и в соответствии со ст. 5, 11,72, 77 и 78 Конституции разработать проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий междуорганам государственной власти РФ и законно избранными органами государственной власти Чеченской Республики 2. Решительно осудить односторонние нарушения незаконными вооружёнными формированиями достигнутых договорённостей о мирном урегулировании конфликта в Чеченской Республике. Председатель Совета Федерации Федерального собрания Е.С. Строев
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ОТ 25 ОКТЯБРЯ 1996 Г. «О МЕРАХ ПО МИРНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ КРИЗИСА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» Документ: Б Выступая против любых проявлений сепаратизма и терроризма, подтверждая конституционный статус Чеченской Республики как субъекта РФ, Государственная Дума Федерального собрания РФ отмечает, что кризис в Чеченской Республике может быть разрешён только мирным путём. В настоящее время для этого созданы определённые предпосылки, связанные с прекращением боевых действий, выводом из Чеченской Республики Временных объединённых сил, выполняющих задачи по разоружению всех незаконных формирований на территории Чеченской Республики и освобождению насильственно удерживаемых лиц. Вместе с тем подписанные в Назрани, Ха-савюрте соглашения о мирном урегулирова-нии кризиса в Чеченской Республике не вы-полняются. Незаконные вооруженные формирования не разоружены и не выведены из города Грозного. Идет накопление ими оружия и военной техники. Фактически сорвано формирование коалиционного правительства. <> Массовый характер приняли преследования граждан за политические убеждения. Вновь обострилась проблема беженцев, численность которых постоянно растет: В связи с вышеизложенным Государс-твенная Дума Федерального собрания Рос-сийской Федерации постановляет. 1. Решительно осудить одностороннее на-рушение незаконными вооруженными формированиями соглашений о мирном урегулировании кризиса в Чеченской Республике и попытки в одностороннем порядке вопреки Конституции Российской Федерации сформировать органы государственной власти и органы местного самоуправления в Чеченской Республике. 2. Предложить Президенту Российской Федерации дать поручение Правительству Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации разработать федеральную программу политических, социально-экономических и организационно-правовых мер по выходу из кризиса Чеченской Республики... <...> 5. Рекомендовать Президенту Российской Федерации рассмотреть вопрос об усилении войск Северо-Кавказского военного округа и их дислокации в местах возможных национальных и этнических конфликтов на территории Российской Федерации. 6. Предложить Правительству Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению законности и правопорядка в Чеченской Республике... 7. Считать важнейшей задачей переговорного процесса демиталиризацию территории Чеченской Республики. <...> Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.Н. Селезнев
Травин Д. Очерки новейшей истории Документ: В ...Мир с Масхадовым, заключенный А. Лебедем в Хасавюрте, теперь принято на- Объективно такого рода соглашения, как хасавюртовские, переводят войну националь-но-освободительную в войну гражданскую, поскольку разнородные силы, боровшиеся раньше совместно против общего имперского врага, в ситуации «мира» начинают выяснять отношения между собой. Именно это и произошло в Чечне. С одной стороны, быстро выявилось, что клановая структура общества в сочетании с резко возросшим за годы войны авторитетом отдельных полевых командиров объективно делает новое, условно независимое государство практически неуправляемым из Грозного. С другой стороны, на имевшиеся ранее конфликты светского характера на-ложились еще и острые религиозные противоречия... Но Кремль до поры до времени демонстрировал полную индифферентность, как будто Хасавюрт освобождал нас от ведения какой бы то ни было осмысленной позиции на Северном Кавказе... В итоге к 1999 г. мы вошли в еще один тяжелейший чеченский кризис... Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте Документ: Г «...Нам в свое время удалось договориться о прекращении войны в Чечне Хасавюртовское соглашение. — А.К) путем тяжелых переговоров и компромиссов ради того, чтобыпрежде всего перестали погибать наши сол-даты и мирные граждане. Но условия, на которых мы договорились прекратить войну, оказались невыполненными. Их нарушили прежде всего те силы в Чечне, для которых война и насилие стали доходным бизнесом и единственным смыслом жизни. Эти силы при внешней поддержке смогли развязать в августе 1999 г. новую авантюру уже на территории Дагестана. Опять бессмысленная вой-на и опять бессмысленные жертвы. Примечание. Милитаризация Чечни, агрессивное поведение вооруженных групп в отно-шении пограничных районов и захват залож-ников, неспособность соблюдать соглашение и сотрудничать с российскими властями-все это стало поводом для обвинения Лебедя в предательстве и использовании чеченского фактора для личных политических целей. Позднее, с приходом к власти В. Путина, Хасавюртовское соглашение открыто и официально было признано ошибочным и капитулянтским. Заметим, что в середине сентября 1996 г. оно было утверждено премьер-министром В. Черномырдиным и Президентом РФ Б. Ельциным, в октябре одобрено высшими органами законодательной власти РФ. Задание:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|