июля. Трекинг по прителецкой тайге («Третья речка», Серебряный источник», гора «Тилан-Туу», лечебные травы Кокаихи, Серебряный родник). Посещение мастерской художника Шилкина.

В этот день началось наше более плотное знакомство с инструктором – Константином Викторовичем или просто Константином (так как в нашей команде также присутствует Костя, далее по тексту наш гид будет упоминаться, как Константин). Мое впечатление от первой встречи с Константином было полностью опровергнуто (сначала он мне показался чересчур самоуверенным и заносчивым).

Человек, великолепно знающий и любящий природу, край, в котором он живет, неоднократно посетивший все точки нашего маршрута, излучал спокойствие и уверенность, присущие лишь настоящим таежникам (ну это лично мое мнение). Он любил и умел рассказывать о своей родине. Большой опыт инструктора и психолога позволял ему в очень вежливой форме руководить нашей группой, прислушиваясь к нашим пожеланиям. Сейчас (а это второй день после окончания нашего тура), вспоминая наше общение, с твердостью могу говорить о нем только в превосходной форме.

Мы погрузились в микроавтобус и уже через 20 минут оказались вдали от обжитых человеком мест. Далее мы проследовали по тропе и спустились к Телецкому озеру. Величественные горы со всех сторон озера приветствовали нас. Ширина озера в этой части была около 2.5 км. Напротив нас, с другой стороны озера, находился «Каменный залив» – место падения метеорита (это место мы посетим чуть позже на катере). Стояла солнечная погода. Прибережье Телецкого чередовалось песчаными косами и мелкой галькой. На протяжении всего пути нам встречались различные цветы – ромашки, жарки (в Питере их называют купальницы), обильно произрастал дикий лук.

Великолепный вид Золотого озера сопровождал нас до самой Кокаихи. Это место сбора лечебных трав находится на берегу Озера. Кокаиха – огромный пригорок, на вершине которого находится коттедж, а за ним величественная тайга. Площадь огромной поляны составляет около 500-800 м.кв. На берегу Озера расположен причал. Запомнился рассказ Константина…хозяева коттеджа на лодке привезли к себе туристов. Высадили. Показали табличку (на ней написано «Кокаиха» и 2 номера мобильных телефонов). После чего гостям была сказана волшебная фраза: «Если что, звоните...». Говорят, на этом месте проезжающие на моторках могли встретить девушку, загорающую на причале с …ноутбуком в руках. Ее контраст с нетронутой человеком природой вдали от мест цивилизации впечатлял.

С Кокаихи мы углубились по нахоженной тропе по направлению к таежной речке со странным названием «Третья речка». Полюбовавшись красивыми пейзажами, мы получили в награду также познавательные рассказы от Константина. Мы узнали, как по иголке определить кедр (в пучке - 5 иголок), сосну (в пучке - 2 иголки) и пихту (на иголке расположена полоска). Узнали об особенностях сбора живицы, посмотрели формы бадана на всех его стадиях (зеленый, красный, черный - готовый к применению в чайных церемониях). С молодой пихты мы собрали по несколько капель живицы и на себе испробовали ее чудесные свойства…

На обратной дороге наш гид много рассказывал о травах. Нам было показано, как из корней папоротника сделать дракона (при надрыве стебля растения появляются усы дракона). Также из этого стебля можно изготовить ложки. По пути нам повстречалась тарзанка, и мы решили испытать свои силы. Лучше всего получилось у Катюши и Рейна. Все «тарзаны» были успешно запечатлены на фотографиях.

Проследовав далее, мы повстречали детей из лагеря, которые приехали отдохнуть на автобусе от местной епархии. У всех были счастливые лица! Немного углубившись от побережья, мы стали подниматься по левому берегу реки Ойрок. Небольшого размера водопады сменялись один за другим. Встретились две девушки из Алма-Аты, фотографирующиеся на фоне приглянувшихся нам водопадов. Наша группа растянулась. Основная ее часть остановилась и перешла к водным процедурам. Купание в ледяной горной воде под теплыми лучами солнца, чередование приема ледяных ванн с перемещением под мощные струи водопада (своеобразный душ Шарко) и стремительные сливы вдоль речки создавали незабываемые впечатления.

Группы туристов начали появляться все чаще, и мы решили вернуться и продолжить наш маршрут. Через некоторое время мы вышли на обжитые людьми территории, проследовали через огромную территорию пансионата и остановились в уютном кафе. Последовавший обед в обществе радушной хозяйки позволил нам восстановить силы, и мы продолжили путешествие. Наш путь лежал на гору Тилан-Туу (большая гора). Подъем на нее начинается с окраины с. Артыбаш. По пути нам встретилась лишь одна группа, когда вершина горы уже была покорена. На плато вершины около костровища к нам выбежал …. котенок. Маленькое существо приблизилось и начало с любопытством нас разглядывать. С вершины Тилан-Туу открывался отличный вид на Телецкое озеро, поселки Артыбаш и Иогач (расположен на противоположной стороне Бии).

Прямо напрашивался подъем и спуск с горы реализовать в виде канатной дороги!!! Имеем то, что имеем… Накормив котенка сухарями, которые он с удовольствием погрыз, и налив ему воды, которую он равнодушно обнюхал, мы начали нелегкий спуск. Впрочем, спуск не подъем и был преодолен нами на одном дыхании. Вдоль прителецкой тайги, надвигающейся на Артыбаш, мы проследовали до серебряного источника… Серебряный источник был освящен в 1850 году преподобным Макарием, основателем православной миссии на Алтае. По дороге мы встретились с туристами, путешествующими на конях, 3-х дневный тур с которыми у нас был следующим.

Посещение художника Шилкина внесло свежую струю в наши впечатления. Красота природы, переданная в различных видах художественного искусства - картинах, поделках из дерева, камня. Художник поселился в Артыбаше с 1967 года. Как говорит сам художник «Я сразу влюбился в красоту горного Алтая, меня настолько глубоко поразили природное богатство красок. Что все, что я видел ранее, поблекло и стало серым». Шилкин порадовал нас своим творчеством. Впрочем, особый восторг был у Кости, который получил в аренду на время тура этюдник.

Третий день пребывания вновь был завершен банькой.

Этот день сопровождался отличным настроением всех членов группы, на протяжении всего дня у всех не сходила улыбка с лица. Мы постепенно вживались в жизнь на Алтае.

26 июля. Конный тур. День первый.

Спали отлично. Утром встал первым. Прошелся по территории усадьбы. Полакомился малиной. Сборы… Ощущения почти всегда одинаковые. Второпях стараешься собрать самое нужное (эх кони..кони). Завтрак в Бийской завалинке. Как всегда:-))) Продолжение сборов. Погрузка вещей в микроавтобус, выезд из Артыбаша. В дороге познакомились с Сашей, старшим инструктором конно-спортивного клуба - организатора нашего конного похода. Как мы ласково окрестили ее «Первая жертва Алтая» - приехала из г. Москва, была очарована красотой края и осталась здесь навсегда…сколько подобных историй нам пришлось услышать за время тура.. В поездке было много рассказано об интересных вариантах конного похода (запомнился маршрут через Хакасию в Абакан - Горячие ключи). Дорога была очень «веселой», разбитой, с изобилием крутых перепадов. Часа через 2 мы вышли немного размяться. Решили идти вперед по дороге…нет - пробежаться! Никогда не подумал, что бег может быть экстремальным! На спуске (а он был очень и очень длинным) нам было не остановиться, ноги сами искали новую опору и н е с л и, н е с л и нас вперед!!! Великолепные виды открывались с возвышенности…. Вскоре мы продолжили наш автомобильный путь и через час мы были у озера, где расположилась, ожидая нас, группа, завершившая конный тур. Нам они показались немного уставшими, лишь одна девушка выглядела чересчур активной.

Когда лошади были закреплены за новыми участниками похода, началось наше знакомство с ними. Нам достались следующие лошади: Кате - «Маня», Свете – «Стрелка», Косте – «Барсик», Рейну – «Вика», Оле – «Ласточка», мне – «Спасеныш». У каждой лошади была своя история, мою назвали в честь спасения от стаи волков ласковым именем «Спасеныш». Активная участница из прошлой группы, которая путешествовала на Барсике, очень ревностно отнеслась к ее передаче Косте. Постоянно говорила, что он не справится. Напоследок, видимо поняв, что расставание неизбежно, получила разрешение конюха попрощаться с Барсиком. Лихо запрыгнула на него и понеслась галопом. Барсик (или Барс) был безусловно самой активной лошадью. В дальнейшем, каждый раз подходя к поваленному дереву, он в отличие от других лошадей, стремился перепрыгнуть!!! препятствие. Впрочем, Костя справился с ним на отлично!

Перед тем как мы тронулись, предыдущая группа дала нам некоторые советы, главным из которых собственно был один - полностью доверять лошадям в наиболее опасных местах. Мы познакомились с конюхом Виктором и инструктором Леной, замечательными людьми. Упаковав вещи в арчемаки (2 походные сумки для лошадей, соединенных меж собой прочными лямками) и получив от Лены короткий инструктаж, мы тронулись в путь. Конюх Виктор был первым, остальные проследовали за ним. Нашу группу замыкала Лена, впереди которой шел я на Спасеныше. Мы познакомились. Я немного рассказал ей о нашей питерской команде и семье из Новосибирска. Периодически Лена указывала всем на небольшие ошибки и просила подтянуться. Очень быстро мы освоились и принялись наслаждаться величественными кедрами, нетронутой тайгой, которая простиралась перед нами на многие и многие километры. Часто встречались сосны, пихты и ели, покрытые лишаем, что является признаком экологически чистой природы.

В начале пути, проезжая по полю, мой Спасеныш попал в небольшое раскисшее место и сел на брюхо. Лена громко прикрикнула «Пошел..пошел…», что-то добавила ему на родном и могучем. Спасеныш без видимых усилий поднялся, и мы продолжили свой путь. В дальнейшем, как нам рассказали, что на таких маршрутах лошади ведут себя с ленцой, и рекомендовали принимать активное участие в поддержании их в «боевой форме». В первую очередь для нас это означало не расслабляться самим на наиболее сложных участках – на крутых подъемах и спусках, узких тропах. Собака конюха Туман радостно бежала впереди и предупреждала звонким лаем звериное царство о нашем приближении. Периодически она останавливалась около одного из деревьев и заливисто лаяла. Приглядевшись, мы замечали очередного бурундука, стремительно укрывающегося в кроне кедра.

Любуясь красотами тайги, мы достигли двух озер, проехав которые, спешились. Еще не завершилось обустройство лагеря, а Лена уже пригласила нас отведать чай.

Было сразу видно, что к чайным традициям или к традиции вкусно покушать в конном походе относились ну очень серьезно. Паштеты, фасоль, рыбные консервы. Да что там, АНАНАСЫ уже ждали нас. Немного перекусив, мы услышали предложение конюха принять «по писярику» (водочки). Блин, все отказались, видимо поставив конюха в неловкое положение (ну это мое мнение). В другое время я бы его точно поддержал, но сейчас….великолепие тайги, озер и неизведанные просторы тянули вперед. Лена предложила посмотреть неизвестный водопад. Мы проследовали мимо заброшенной охотничьей избушки и минут через 10 подошли к крутому обрыву, спустившись по которому оказались у неизвестного водопада. Название ему еще никто не дал. Видимо люди здесь были очень редкими гостями. Высотой метров 20, посередине него лежало огромное бревно, которое делило водопад на два стремительных каскада. Запечатлев водопад на память, мы вернулись на стоянку.

Расспросив конюха про пройденные нами озера, мы со Светой направились со спиннингом удовлетворять мой рыбацкий порыв. Со слов Виктора рыбы здесь не было. Немного покидав блесну в каждом из озер и полюбовавшись их красотами, мы двинулись в обратный путь. Проходя близко к береговой линии озера, я увидел рыбу, которая плыла к берегу. У берега было совсем мелко, рыба (на мой взгляд, это был серебристый карась) легла на бок и увеличила свои попытки доплыть до… берега! Когда я подбежал, сел и протянул руку, рыба ткнулась о берег и исчезла! Наклонившись, я увидел, что вдоль берега растянулись мини-гроты, в которых и нашла свое спасение призрачная рыба. Мы не расстроились и скоро были на стоянке.

Вечером у всех было прекрасное настроение. Снова был пройден чой-чой, спето множество песен. Мы еще раз перезнакомились с Леной и парой из Новосибирска – Николаем и Наташей. Нам казалось, что мы уже очень давно знаем друг друга… Пожалуй, если брать наши вечерние посиделки, то это был один из самых душевных вечеров и общение нашей дружной Команды!!!

Это был классный поход. Впереди у нас было еще 2 дня конного маршрута. Посещение на катере кордонов Беле, Яйлю (с восхождением вместе с егерем Сергеем на Васькину гору, знакомство с чудо мастером-Виктором Шатохиным, писателем Евгением Веселовским, его замечательной и способной дочкой), Челюш, самого высокого водопада на Алтае – Учар, а также одного из знаковых мест – Каменные Грибы. Запомнились остановка на мысе Кырсай с прекрасным песчаным пляжем. Удивительные речки Чулышман и Чульча и многое-многое другое. Каждый день был наполнен свежими и яркими впечатлениями, знакомством с новыми прекрасными людьми. Потрясающая аура, которую хочется испытать вновь и вновь!!!

Мы обязательно вернемся! До новой встречи, Алтай!