Свойства информационных потребностей
Современные представления о сервисе и сервисной деятельности Сервис в структуре современного библиотечно-информационного обслуживания должен быть нацелен на удовлетворение дополнительных (в том числе нестандартных, личностных) потребностей, гармонизацию интересов пользователей. В современных отечественных библиотечно-библиографических центрах появляется новый тип массового потребителя — целевой рациональный пользователь-прагматик, ориентированный на нестандартные отношения. Важно не допустить рассогласования между предлагаемыми библиотекой услугами и общественными требованиями к ее деятельности, создать пользователям режим максимального благоприятствования путем обеспечения особого (индивидуализированного), принципиально отличного от прежнего, уровня обслуживания. Сервис представляет собой своеобразный синтез насущных информационных и культурно-образовательных потребностей, материальных возможностей и потребительской культуры основных групп пользователей, ресурсного потенциала библиотечного учреждения, психологической ориентации и навыков персонала. На первый план выступают активные, зачастую не регламентированные варианты контактов библиотеки с приоритетными категориями потребителей ее услуг и продукции, получают развитие инициативные формы обслуживания, позволяющие целенаправленно наращивать объем профильного сервиса Таким образом, под сервисом в библиотечном деле правомерно понимать специально организованное дополнительное обслуживание, оказание соответствующего комплекса сверхнормативных услуг индивидуальным и/или групповым, коллективным потребителям. При этом воспроизводство данных услуг/продукции логично осуществлять на собственной (преимущественно внебюджетной) финансовой основе, обеспечивая экономически выгодные взаимоотношения. Сервисная практика объективно является составной частью профильного маркетинга, так как четко ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретной библиотеки, учитывает главные конъюнктурообразующие факторы. В качестве базовых критериев постановки библиотечно- информационного сервиса можно обозначить: à ситуационную полезность для потребителя; à комфортность (удобство получения/пользования); à избирательность (адресность, индивидуализация вплоть до персонификации); à стабильность (постоянный характер) оговоренного обслуживания; à особый уровень качества; à оперативность предоставления; 4 à гибкость (приспосабливаемость) номенклатуры в соответствии с динамикой потребительского спроса; à исчерпывающую полноту рекламной информации; à объективную социальную и/или экономическую выгоду для библиотеки.
Информационное обслуживание как сервисная деятельность Информационное обслуживание как сервисная деятельность
Свойства информационных потребностей Многочисленные масштабные исследования информационных потребностей, осу- ществленные учеными разных стран, позволили установить: причины возникновения потребностей; факторы, влияющие на их содержание; свойства информационных потребностей, отличающие их от других потребно- стей человека; пути выявления информационных потребностей и приведения их к виду, при- годному для поиска документов или фактических сведений в совокупных ин- формационных ресурсах общества. Охарактеризуем эти результаты*. Начнем с рассмотрения самого понятия «ин- формационная потребность», которое, казалось бы, правомерно определить как по- требность личности в информации. Действительно, в процессе научно- практической деятельности, обучения, любительского творчества, решения быто- вых проблем постоянно возникают ситуации, когда для движения вперед, решения новых задач имеющихся знаний не хватает. Люди ощущают информационный де- фицит — первопричину появления информационных потребностей. Эти потребности могут быть самыми разными. В простейшем случае требует- ся информация о расписании движения поездов, часах работы какого-либо учреж- дения или стоимости конкретного товара. Отнесение таких потребностей к простейшим основывается не на том, что нужные сведения легко выявить (часто это оказывается достаточно сложной процедурой), а на определенности требуемых исходных данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|