Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Оглавление
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)............................... 5
1.1. Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы................... 5
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................................................... 5
2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы................................. 9
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.................................................. 9
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий................................................. 9
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах):..9
5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 12
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)........................................................................................................................................ 14
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 14
6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.................................................................................................... 31
6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций......................... 32
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).................... 33
7.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)..................................................................................................................................... 33
7.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть
«Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)........................................... 34
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).................................................................................................... 34
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)................... 35
9. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)................................................................................................................... 35
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
1.1. Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы
Выпускник, освоивший программу высшего образования, в рамках изучаемой дисциплины, должен обладать компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
▪ Способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).
▪ Готовностью к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами(ОК-7).
▪ Способностью находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность(ОК-8).
▪ Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
▪ способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (ОК-18).
▪ Проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-1).
▪ Проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-2).
▪ Проводить обследование деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-5).
▪ Использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий(ПК-9).
▪ организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия(ПК-10).
▪ проектировать архитектуру электронного предприятия(ПК-17).
▪ использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования(ПК-19).
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции)
| Этапы формирован ия компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
Способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
(ОК-6).
| 1 этап: Знания
| Обучающийся должен знать: методы и технологии научной коммуникации.
|
2 этап: Умения
| Обучающийся должен уметь: следовать основным нормам, принятым в научном общении с целью логически верно и ясно строить свою речь.
|
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности)
| Обучающийся должен владеть: навыками анализа представленной информации, способностью логически верно и ясно строить выводы на основе проведенного анализа.
|
Готовностью к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами
(ОК-7).
|
| Обучающийся должен знать: основные социально- экономические задачи и процессы применительно к системному анализу;
|
| Обучающийся должен уметь: анализировать полученные результаты;
|
| Обучающийся должен владеть:
- навыками использования возможностей различных наук и практических сфер деятельности, привлечения
людей к работе, организации коллективной деятельности, к развитию диалектического видения мира, системного мышления;
|
Способностью находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность(ОК-8).
|
| Обучающийся должен знать: методы научно- исследовательской деятельности, методы критического анализа и организационно- управленческих решений, методы генерирования новых решении исследовательских и практических задач.
|
| Обучающийся должен уметь: анализировать альтернативные варианты решения организационно- управленческих задач и оценивать потенциальные плюсы и минусы реализации этих вариантов.
|
| Обучающийся должен владеть: навыками анализа основных организационно-управленческих проблем, владеть технологиями планирования профессиональной деятельности.
|
Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
|
| Обучающийся должен знать:
-основные закономерности взаимодействия человека и общества;
-основные закономерности историко-культурного развития человека;
- Основные механизмы социализации личности;
-особенности современного экономического развития России и мира.
|
| Обучающийся должен уметь:
-использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в учебной и профессиональной деятельности.;
-анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; Применять экономические знания в процессе решения задач образования и профессиональной деятельности.
|
| Обучающийся должен владеть:
- технологиями приобретения, использования и
|
|
| обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
- различными способами коммуникации в профессиональной деятельности;
Навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.
|
способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (ОК-18).
|
| Обучающийся должен знать:
- разобрать реальные рабочие ситуации и найти оптимальное решение;
|
| Обучающийся должен уметь:
- анализировать полученные результаты;
|
| Обучающийся должен владеть:
- навыками использования возможностей различных наук и практических сфер деятельности, улучшить навыки управления подчиненными в ситуации нехватки времени, привлечения людей к работе, организации коллективной деятельности, к развитию диалектического видения мира, системного мышления;
|
Проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-1).
|
| Обучающийся должен знать:
- основы принятия решений и ситуационного моделирования;
|
| Обучающийся должен уметь:
- строить математические модели систем, используя структурные и функциональные показатели;
|
| Обучающийся должен владеть:
- навыками формального описания структуры систем;
|
Проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-2).
|
| Обучающийся должен знать:
- возможности использования информационно коммуникационных технологий для управления
бизнесом;
- структуру рынки информационных систем и ИКТ.
|
| Обучающийся должен уметь:
- проводить сравнительную оценку конкурентоспособности информационных продуктов
и услуг;
- исследовать и анализировать рынок ИС и ИКТ;
|
| Обучающийся должен владеть:
- навыками проведения и исследования ИС и ИКТ- решений для управления бизнесом;
- средствами исследования и анализа архитектуры предприятия.
|
Проводить обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-5).
|
| Обучающийся должен знать: методы обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры, процессы создания и использования информационных сервисов предприятия.
|
| Обучающийся должен уметь: управлять процессами создания и использования информационных сервисов.
|
| Обучающийся должен владеть: методами управления процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов).
|
Использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий(ПК-9).
|
| Обучающийся должен знать: способы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки данных об объектах учета и итогового обобщения данных учета; сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, понимать характер их влияния на финансовое состояние и имущественное положение организации;
|
|
| сущность управленческого учета и его отличие от финансового учета; сущность управленческого учета и его отличие от финансового учета; системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции; классификацию центров ответственности; методику расчета точки безубыточности, маржинального дохода и операционного рычага.
|
| Обучающийся должен уметь: классифицировать хозяйственные средства предприятия; применять план счетов бухгалтерского учета, составлять корреспонденции бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций; классифицировать затраты предприятия и калькулировать себестоимость продукции и определять прибыль; рассчитывать точку безубыточности, маржинальный доход и операционный рычаг.
|
| Обучающийся должен владеть: навыками отражения информации о хозяйственной деятельности с помощью средств бухгалтерского учета.
|
организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ- инфраструктуры предприятия(ПК-10).
|
| Обучающийся должен знать:
- роль ИТ в достижении бизнес-целей организаций;
- технологии организации бизнеса в информационной сфере производства;
- работу с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-
инфраструктуры предприятия..
|
| Обучающийся должен уметь:
- рационально организовывать работу службы ИТ и взаимодействие с клиентами и партнерами.
|
| Обучающийся должен владеть:
- выбором методов решения задач управления жизненным циклом;
- методами управления современными организационно-экономическими системами..
|
проектировать архитектуру электронного предприятия(ПК-17).
|
| Обучающийся должен знать: основные принципы применения математических методов анализа при проектировании ИС, их архитектуры, принятии управленческих решений.
|
| Обучающийся должен уметь: применять математические методы и инструментальные средства для проведения анализа при проектировании и принятии управленческих решений; уметь проводить обработку, анализ и систематизацию информации.
|
| Обучающийся должен владеть: навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации; навыками проведения анализа при проектировании и принятии управленческих решений.
|
использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования(ПК-19).
|
| Обучающийся должен знать: фундаментальные понятия дисциплины, быть знакомыми с современным состоянием дисциплины, основные методы математического анализ.
|
| Обучающийся должен уметь: уметь решать типовые задачи
|
| Обучающийся должен владеть: навыками применения методом математического анализа для решения классических и современных задач.
|
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «Архитектура предприятия» относится к базовой части профессионального цикла. Дисциплина «Архитектура предприятия» обеспечивает формирование у бакалавров навыков работы с архитектурой предприятия, необходимой в дальнейшей профессиональной деятельности. Дисциплина опирается на базовые знания, полученные по информационным дисциплинам, таким как «Информатика»,
«Проектирование информационных систем», «Проектирование баз данных»,
«Моделирование бизнес-процессов», «Управление предприятием».
Дисциплина на ДО изучеатся на 2 курсе в III семестре..
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единиц (з.е.), 72 академических часов.
Объем дисциплины
| Всего часов
|
Очная форма обучения
|
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
Учебных часов на контактную работу с преподавателем:
|
|
|
лекций
|
|
|
практических
|
|
|
лабораторных
|
|
|
контроль самостоятельной работы (КСР)
|
|
|
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС)
|
|
|
Учебных часов на контроль:
|
|
|
Зачет
|
|
|
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах):
№ п/п
| Наименование раздела /темы дисциплины
| Общая трудоёмк ость всего (в часах)
| Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость
(в часах)
|
|
|
| Контактная работа с преподавателем
| СРС
|
Лек
| Сем/ Пр
| Лаб
| КСР
|
| МОДУЛЬ 1
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
| Роль информационных технологий в бизнесе.
|
|
|
|
|
|
|
1.2.
| Архитектура предприятия: основные определения.отношений.
|
|
|
|
|
|
|
1.3.
| Интегрированная концепция архитектуры предприятия.
|
|
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 2
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
| Элементы архитектуры предприятия. Бизнес-архитектура и архитектура информации.
|
|
|
|
|
|
|
2.2.
| Методики описания архитектуры предприятия.
|
|
|
|
|
|
|
2.3.
| Процесс разработки архитектуры предприятия.
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс
№
| Наименование раздела
/темы дисциплины
|
Содержание
|
|
МОДУЛЬ 1
|
1.1.
| Роль информационных технологий в бизнесе.
| Роль ИТ в бизнесе. Актуальность проблемы разработки ИТ- стратегии и ИТ-архитектуры. Роль
ИТ-стратегии и ИТ-архитектуры в изменениях бизнеса.
|
1.2.
|
Архитектура предприятия: основные
определения.отношений.
| Понятие архитектуры предприятия (корпоративной архитектуры). Эволюция представлений обархитектуре предприятия. Контекст архитектуры предприятия.
|
1.3.
| Интегрированная концепция архитектуры предприятия.
| Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия. Архитектура и управление ИТ-портфелем. Архитектура предприятия в России.
|
|
МОДУЛЬ 2
|
2.1.
| Элементы архитектуры предприятия.
Бизнес-архитектура и
| Домены (предметные области) архитектуры. Контекст и основные элементы бизнес-архитектуры. Контекст и основные элементы архитектуры информации.
|
| архитектура информации.
|
|
2.2.
|
Методики описания архитектуры предприятия.
| Контекст разработки архитектуры предприятия. Модель Захмана. Cтруктура и модель описания ИТ-архитектуры Gartner. Методика META Group. Методика TOGAF. Методика
NASCIO Architecture Toolkit. Модель "4+1" представления архитектуры.
|
2.3.
|
Процесс разработки архитектуры предприятия.
| Цели и задачи разработки архитектуры предприятия. Общая схема архитектурного процесса. Модель процесса разработки и использования архитектуры. Направления разработки архитектуры: "сверху-вниз" или "снизу-вверх".
|
Курс лабораторных занятий:
№
| Наименование раздела
/темы дисциплины
| Содержание
|
|
МОДУЛЬ 1
|
1.1.
|
Роль информационных технологий в бизнесе.
|
Связь между потребностями бизнеса и преимуществами от использования ИТ. Анализ ключевых факторов, влияющих на архитектуру предприятия.
|
1.2.
| Архитектура предприятия: основные определения.отношений.
| Динамика ИТ-бюджетов. Преимущества наличия архитектуры и ИТ- стратегии. Практика документирования архитектуры предприятия.
|
1.3.
| Интегрированная концепция архитектуры предприятия.
| Архитектура и управление ИТ-портфелем. Общие элементы определений «архитектуры предприятия» и основные заблуждения.
|
|
МОДУЛЬ 2
|
2.1.
| Элементы архитектуры предприятия.
Бизнес-архитектура и архитектура информации.
| Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия. Модели и моделирование. Основные модели и инструменты описания бизнес-архитектуры. Основные модели и инструменты описания архитектуры информации.
|
2.2.
| Методики описания архитектуры предприятия.
| Другие архитектурные методики. Выбор "оптимальной" методики разработки архитектуры предприятия. Сравнение различных методик. Рекомендации, касающиеся использования методик.
|
2.3.
| Процесс разработки архитектуры предприятия.
| Оценка зрелости архитектуры предприятия. Оптимальный уровень детализации и распределения усилий в процессе создания архитектуры предприятия. Инструментальные средства для разработки и сопровождения архитектуры предприятия.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: