готовности детей к обучению в школе
Если в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог психолог: Обследование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению проводит педагог - психолог школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в апреле). Обследование мотивационной готовности детей к школьному обучению проводит учитель начальной школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в мае). Обследование волевой готовности детей к школе и зрительно - моторной координации проводят воспитатель подготовительной группы и старший воспитатель ДОУ поточно с группой детей (апрель - май). Если в дошкольном образовательном учреждении работает педагог - психолог, то всю диагностическую программу проводят под его руководством в октябре и марте. По результатам осеннего обследования выявляют детей с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе и проводят с ними коррекционную - развивающую работу. Результаты весеннего обследования позволяют определить эффективность развивающей и коррекционной работы, проведенной в подготовительной группе, а также сформулировать совместно со школьным педагогом - психологом и учителем начальных классов рекомендации по организации и содержанию развивающей работы с детьми в школе. Методика «Пиктограмма» Цель: выявить уровень развития ассоциативного зрительно-словесного запоминания. Материал: простой карандаш, бумага. Инструкция. «Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, который потом напомнит тебе это слово. Постарайся сделать рисунок побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напоминали тебе те слова, которые я буду говорить».
Примерный перечень слов: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Если же первый рисунок ребенок делает очень подробным, то напомните ему: «Не надо делать настоящий рисунок, надо только чтобы он напомнил тебе слово». После того как сделаны рисунки ко всем словам, бумага забирается. Вспомнить название слов по рисункам предлагают через несколько часов или на следующий день. Оценка результатов: В - ребенок правильно вспоминает все слова, легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам. С - затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам; вспоминает не все слова. Н - затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает не все слова (меньше 8-9 слов). Методика «Учебная деятельность» Цель: выявление умений, служащих предпосылками учебной деятельности (подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого). Материал: тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких геометрических фигур размером 2x2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки нижнего ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего - в промежутках между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков - по 16.
В верхней части первой страницы расположена короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (А). Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать узоры под диктовку взрослого.
А - образец узора; Б - материал для выполнения вводного и основных заданий (повторяется 4 раза). Образцы правильного выполнения заданий: В - вводная серия; Г - первая серия; Д - вторая серия; Е - третья серия. Инструкция. «Сейчас вы будете рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Вы будете соединять эти фигуры - и получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение нужно начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится Посмотрите, как можно соединить треугольники и квадраты». Внимание детей обращают на образец. Затем говорят: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом». Проверяют выполнение задания и в случае необходимости исправляют ошибки и объясняют ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения дети производят четыре соединения. После обучения детям предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Повторяют правила соединения фигур). Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктуют последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора. Диктант для первой серии «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом». Диктант второй серии «Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант третьей серии «Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника». , Помощи во время выполнения задания детям не оказывают. После окончания работы тетради собирают. Оценка результатов Каждое правильное соединение оценивают в 2 балла. (Правильным считается соединение, соответствующее диктанту.) Штрафные баллы - по одному - начисляются: 1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним); 2) за разрывы (пропуски зон соединения) между правильными соединениями. 3) Все остальные виды ошибок не учитываются. В – 71-72 балла; С – 43-70 баллов; Н – 42-0 баллов за всё задание Методика «Копирование письменных букв» Цель: выявление уровня зрительно-моторной координации. Инструкция. Ребенку предлагают скопировать простое предложение из трех слов, написанное письменными буквами русского языка (7-9 букв). Расстояние между словами образца примерно в полбуквы Ю (Он ел суп. Кот да мыши.) Оценка результатов Высокий уровень - четко скопирован образец. Размер букв не превышает эталон более чем в два раза. Предложение разделено на три слова. Отклонение записи от горизонтальной линии - не более 30 градусов. Средний уровень - можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца, и хотя бы одно слово в записи явно выделено. Низкий уровень - нет разбивки на слова; каракули. Рисуночные тесты были проведены с детьми подготовительной группы. Итоги проведения рисуночных тестов:
Вывод: Проведенные тесты показывают, что дети готовы к освоению письма на разных уровнях. Некоторые тесты вызвали особые затруднения. Такие как «Учебная деятельность», так как ни один ребенок не справился на высоком уровне с заданием. Доступным был тест «Пиктограмма», который вызвал интерес у детей. Итоги проведения тестов доказывают индивидуальность в обучении, так как дети по разному справлялись с заданием, при этом было разное время выполнения теста. Наиболее высокие результаты продемонстрировали: Ксюша П. И Настя С. Эти дети с интересом выполняли задание, четко выполняли инструкцию, добивались качественного результата. Наименьший результат продемонстрировали Миша К. и Максим Б., так как они допустили много ошибок в выполнении теста «Пиктограмма».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонкокоординированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Значительное число шести- и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспитатель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной техники письма.
Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов: развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность); развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.); развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест; развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1986. 2. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1987. 3. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. – М., 1976. 4. Дзюба В.Д., Грачева Н.М., Бабичене Д.К. и др. Мастера дошкольного воспитания: Из опыта работы детских садов, отмечен медалями ВДНХ – М., 1989. 5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969. 6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, - М., 2000. 7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990. 8. Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». - М., 1970. 9. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1985. 10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М., 1969. 11. Маркова Е. - воспитатель яслей – сада № 64. Помогите детям увидеть мир многоцветным! Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработка правильного нажима. II Дошкольное воспитание - № 12. 1996. 12. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. 13. Педагогический поиск I Сост. Баженова И.Н. - М., 1989. 14. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. - М., 1978. 15. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - М., 1994. 16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. – М. 1982. 17. Тонкова Р.В – Ямпольская, Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: (От рождения до 7 лет). - М., 1987. 18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. 19. Художественное воспитание в детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинграда. / Ред. Данилова Е.А.. – М., 1959.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|