Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.
Метод проблемизации. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез при ее решении углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, ведет к открытию истины: факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина). Задача учителя – направить изучение учебного материала по пути ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим. Самостоятельное выдвижение гипотез решения проблемы. На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при размышлении вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один-два шага впереди учителя. Метод уяснения готового знания из печатного источника. Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов. Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы. Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы. Именно поэтому обсуждение и беседа чаще используются при изучении темы «Экология».
Периоды подготовки и проведения уроков с применением проблемного подхода. 1.Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала. 2. Собственно урок. Выделяется три основных этапа урока. Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их реше-нию, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока я учитываю отношение учащихся к ори-гинальной форме урока, уровень их подготовленности, их возрастные и психологи-ческие особенности. Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. 3. Анализ При анализе данных уроков целесообразно оценить как итоги обучения, вос-питания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока не только при общении учителя с учащимися, но и учащихся между собой. Безусловно, применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определѐнной системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
1.3.Система и процесс развития экологических понятий в школьном курсе биологии. Система экологических понятий является важной составной частью общей системы биологических понятий школьного предмета и потому обусловлена спецификой его содержания в каждом отдельном курсе и возрастными особенностями учащихся. Вместе с тем эта система отражает основы научных знаний по экологии. Современная экология рассматривает жизнь организмов в природе, проявление их свойств, отношения между организмами и организмов со средой. Данные проблемы экология вскрывает на примере биосистем разных уровней организации - клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном. Кроме того, экология охватывает также вопросы взаимоотношений общества и природы. Научные экологические понятия, трансформированные в понятия учебные, вошли во все курсы школьной биологии, где на примере растений, животных и даже человека раскрываются основные экологические закономерности (количественные и качественные). Особенно широко в школьном предмете "Биология" отражены понятия экологии организмов, биогеоценологии, популяционной экологии и социальной экологии. Однако экология не только изучает структуру и свойства различных биосистем, но и исследует также возможные проявления свойств окружающей среды, ее сущность, особенности разных сред жизни, многообразие местообитаний; рассматривает закономерности воздействия экологических факторов, их взаимодействие с живым населением. Сложные, многоплановые экологические знания обусловили в школьном предмете "Биология" систему экологических понятий. Экологические знания в курсе общей биологии раскрываются в виде понятий. Овладение экологическими понятиями - главный путь вооружения учеников основами экологии. Глубокие экологические знания, на основе которых формируется мировоззрение, связаны с усвоением системы понятий, так как в системе отражаются теории, основные идеи науки, движение и взаимосвязь понятий. Экологические знания имеют многоаспектный характер. Прежде всего, они несут большой мировоззренческий потенциал, являющийся средством формирования правильного научного мировоззрения.
В соответствии с разнохарактерным содержанием понятий в ней четко различают пять рядов экологических понятий: I) о среде и экологических факторах среды; II) об экологии организмов; III) об экологии популяций; IV) о биогеоценологии (или экологии экосистем); V) о социальной экологии. (См. приложеине 1) Включение вопросов экологии в курс общей биологии в настоящее время стало необходимо. Оно обусловлено как воспитательными задачами процесса обучения, так и достижениями науки в области экологии человека. Современной биологической наукой накоплен большой материал по экологии человека: о взаимоотношении человека с природой, особенно в связи с последствиями антропогенных воздействий на среду обитания; о зависимости человеческого организма от факторов окружающей среды; об адаптации человека к новым географическим и экстремальным условиям; о многообразии социальных факторов среды, оказывающих влияние на жизнедеятельность, здоровье и трудоспособность человека. Для системы экологических понятий курса "Общая биология»" характерно: 1) формирование знаний по экологии продолжается на основе развития экологических понятий, которые вводились при изучении растений и животных; 2) развитие экологических понятий осуществляется путем тесного взаимосочетания (и взаимопереходов) с понятиями физиологическими, гигиеническими, медицинскими и природоохранительными; 3) система экологических понятий данного курса является звеном в развитии знаний по экологии в процессе изучения биологии в школе. Подавляющее большинство сложных экологических понятий представлено в обобщенном виде. Кроме того, в системе экологических понятий общей биологии наряду с конкретными наличествует большое число абстрактных понятий (например, экосистема, цепи питания, экологические ниши, экологическая пирамида, правило десяти процентов, численность, плотность, биомасса, саморегуляция, глобальная проблема и многие другие), позволяющих рассматривать общие закономерности природы со значительной степенью научности.
В курсе общей биологии в отличие от других изучается специальная тема "Основы экологии", раскрывающая с достаточной полнотой все основные понятия экологии: о среде и экологических факторах, экологии организмов, популяций, биогеоценологии, глобальной и социальной экологии. Развитие понятий в этой теме осуществляется путем обобщения и корректировки экологических знаний, полученных в предшествующих курсах с использованием нового материала. Поэтому экологические понятия курса становятся более обобщенными и сложными. В их содержание включаются знания о закономерностях взаимосвязи организма и среды, историчности предметов и явлений. Из отдельных конкретных понятий они формируются в экологические понятия с явно выраженным общебиологическим содержанием. Характерно тесное взаимосочетание экологических понятий с эволюционными. Например, формирование таких экологических понятий, как черты приспособленности организмов, проявление свойств организмов, экологические группы, жизненные формы, коэволюция, в курсе общей биологии тесно связано с развитием эволюционных понятий: приспособленность, целесообразность, модификация, норма реакции, фенотип, конвергенция, естественный отбор и др.; формирование экологических понятий: биотические факторы, организм и среда, биотические связи - с эволюционным понятием о борьбе за существование. Таким образом, развитие и обобщение одних понятий обусловливают формирование других. Наряду с этим здесь проявляются дифференциация и обособление экологических понятий об организмах и понятий о проявлении свойств отдельных особей. Образование и развитие понятий о популяции являются в данном учебном курсе особой проблемой, с которой связано образование основных эволюционных понятий, таких, как эволюция, микроэволюция, видообразование, вид, структура вида, свойства вида и др. Понятия об экологии популяций обогащают конкретными знаниями эволюционные понятия о популяции, виде и эволюции. В то же время в этом курсе популяция рассматривается как основной компонент в составе биогеоценозов. В системе экологических понятий курса общей биологии четко выражено преобладание понятий по основам биогеоценологии. Формирование понятий этого ряда может выступать как завершающий этап их изучения, начатого в предыдущих учебных курсах биологии, как обобщение и слияние сложных экологических понятий из предыдущих рядов системы. Последнее обусловлено тем, что фактическое содержание знаний о среде, организмах, популяциях, видах как зависимое, включаясь в содержание о надорганизменных биосистемах, определяет свойство и существо последних.
В курсе общей биологии важное место занимают социально-экологические понятия, позволяющие сформировать ценностное отношение учащихся к окружающей среде, к решению глобальных экологических проблем человечества, экологических проблем своего региона, а также определить свое отношение к природе. Таким образом, система экологических понятий общей биологии характеризуется: 1) обобщенностью большинства экологических понятий, их переходом из специальных экологических в общебиологические; 2) тесным взаимосочетанием большинства экологических понятий с основными эволюционными и генетическими понятиями; 3) наличием понятий, имеющих высокий мировоззренческий и экокультурный потенциалы в обучении школьников. Система экологических понятий курса общей биологии является в общей системе экологических понятий предмета "Биология" завершающим звеном, определяющим степень экологической образованности школьников. Овладение системой знаний по экологии в процессе обучения подводит учащихся к пониманию закономерностей живой природы на разных уровнях ее организации; законов зависимости организмов, популяций и сообществ от факторов среды; воздействия организмов и сообществ на всю природу нашей планеты. Однако успешность овладения данным материалом во многом зависит от опоры на конкретные знания экологических и многих других биологических понятий, приобретенных во всех предыдущих учебных курсах школьной биологии. В связи с этим появляется необходимость в экологической пропедевтике при изучении курсов, предшествующих общей биологии, что обеспечивает готовность учеников к оперированию обобщенными экологическими понятиями в заключительных темах курса общей биологии; в неустанном внимании со стороны учителя к процессу преемственного развития экологических понятий в каждом учебном курсе, прежде всего это касается курсов "Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники", "Животные" и "Человек". Включаемые в начале школьного предмета как бы диффузно (поэлементно), без сложных научных терминов, экологические понятия по мере продвижения приобретают более четко выраженный характер с глубоким содержанием и научной терминологией. В конце изучения учебного предмета основной школы они обобщаются и корректируются в специальной теме "Основы экологии". Такое включение экологических знаний не вытесняет и не подменяет основ биологии, а обогащает их экологическим содержанием, обеспечивает необходимую экологизацию биологического образования непрерывным развитием системы экологических понятий и формированием экологической культуры. методическими приемами экологизации биологического образования могут служить: - мотивационное раскрытие экологических явлений; - акцентирование внимания на экологические предметы и явления в природе, на решение экологических проблем в мире и регионе; - актуализация, т.е. использование одних знаний для уяснения и раскрытия других; - включение дефиниций (определений) и терминов по экологическим понятиям, отсутствующим в учебнике; - иллюстрирование изучаемых явлений интересным и социально значимым фактическим экологическим материалом; - вычленение элемента экологии в синтетическом содержании биологии на уровень отдельных познавательных задач; - демонстрация растений и животных из разных мест обитания, показ различных условий обитания одних и тех же видов; - широкое использование средств наглядности, обеспечивающих возможность сравнительного наблюдения; - вариативные опыты и моделирование возможных свойств живых систем в оптимальных и измененных условиях. Однако, чтобы достичь должного уровня обобщения, систематизации экологических понятий не удается необходимы более эффективные методы, подходы, нежели простое изложение о объяснение экологического материала, такие как например проведение специальных экологических уроков и тем в учебных курсах биологии.Например, в 9 и 11 классах есть специальные темы ("Природные сообщества" и "Основы экологии"), уроки экологического содержания и экскурсии, которые обеспечивают необходимое обобщение и систематизацию знаний по экологии.
Выводы по главе 1: 1. Биологическая грамотность социально необходима, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому. 2. Содержание школьного биологического образования носит сложный интергрированный характер, включает в себя сложные многосоставные понятия, в частности курс «Общая биология», где рассматриваемый учебный материал представлен такими понятиями, как биогеоценоз, экосистема, биосфера и мн. др. 3. Для качественно более высокого уровня освоения учениками данного курса, для более эффективного формирования биологической компетенции учащихся и развития экологических понятий в курсе «Общая биология», необходимо применение учителем проблемного подхода к проведению уроков. 4. Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладении ЗУН и развитие мыслительных способностей.
Глава 2. Методика развития экологических понятий на основе проблемного подхода в условиях педагогического эксперимента. 2.1 Особенности экспериментальной методики развития экологических понятий на основе проблемного подхода к изучению темы «Экосистемы». Нами был проведен эксперимент, целью которого является выявить эффективность применения проблемного подхода для развития экологических понятий в теме «Экосистемы». Эксперимент включает в себя корреспондирующую часть – анкетирование учителей биологии (см. приложение) и собственно выявление зависимости между применением проблемного подхода на уроках в курсе общей биологии в теме «Экосистемы» и прочность усвоения экологическими понятиями, рассматриваемыми в рамках данной темы. Для проведения анализа современного состояния проблемы применения проблемного подхода при развитии экологических понятий было проведено анкетирование учителей билогии (см. приложение). Также в эксперименте было проведено тестирование учащихся двух одиннадцатых классов ГБОУ СОШ №342 и ГБОУ СОШ № Тестированием (см. приложение) выявлялось знание учениками экологического материала, в особенности, понятий, непосредственно до изучения темы «Экосистемы» в 11а классе (экспериментльном) и 11б классе (контрольном). Затем в экспериментальном 11а классе были проведены уроки с применением проблемного подхода к проведению уроков для более качественного развития экологических понятий. В контрольной группе уроки прововдились без применения проблемного подхода, а в обычной, традиционной форме. По окончании изучения темы «Экосистемы» в 11а и 11б классах было проведено контрольное тестирование, воспользоваавшись результатами которого можно проанализировать состояние проблемы. А также сравнить степень овладения экологическими понятиями в экспериментальном классе и в контрольном. В качестве подготовки к проведению уроков в 11а классе (экспериментальном) нами были разработаны проблемные задания, вопросы………………………………………. ………………. Нами были проведены уроки биологии в 11а и в 11б классах ГБОУ СОШ №342 с применением проблемного подхода в теме «Экосистемы». В нашем эксперименте были задействованы темы: «Экологические факторы», «Структура экосистем», «Биосфера – глобальная экосистема».
Результаты экспериментальной методики с применением проблемного подхода на уроках общей биологии. Было проведено анкетирование учителей биологии, в котором приняли участие учителя биологии школ №342, 117, 124, 146, 89 и 209. Всего получилось 20 анкет. По результатам анкетирования можно было сделать вывод о том, что учителя довольно часто применяют проблемный подход к проведению уроков в курсе «Общая биология», но характер применения периодический, несистемный, а зачастую чисто интуитивный, заранее не спланированный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|