Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 и обеспечивает реализацию минимума содержания образования. Настоящая программа составлена на 170 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
обеспечение языкового развития обучающихся
овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Язык как развивающееся явление
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
Морфология:
Наречие
Самостоятельные и служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Междометие
Омонимия слов разных частей речи.
Трудные случаи разграничения языковых явлений
Повторение изученного
Главной особенностью программы является ее направленность на:
достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
осмысления его основных закономерностей
усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
навыков самостоятельной учебной деятельности
самообразования, речевого самосовершенствования
успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
Ø способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
Ø грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
Ø ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
Ø усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
Ø вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
Ø идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
Ø идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
Ø культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Домашнее задание
Примечание
I четверть
Язык как развивающееся явление.
Язык как развивающееся явление. П № 1
Урок № 1
Понятие о языке как развивающемся явлении.
Устно ответить на вопросы стр.4, упр.7
Урок № 2
Исторические изменения русского языка. Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов
Упр. 5, 12
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
Фонетика. Орфоэпия. П № 2
Урок № 3
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Упр. 35
Урок № 4
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики.
Упр. 34(устно), упр 32(письмен.)
Словообразование самостоятельных частей речи. П № 3
Урок № 5
Основные способы образования слов.
Повт. Упр. 35, упр.37
Урок № 6
Морфологические способы образования слов.
Основные способы образования существительных
упр. 43, 44
Урок № 7
Основные способы образования прилагательных.
Омонимичные морфемы.
Упр. 52, индив. Задания упр. 55, 58
Урок № 8
Применение знаний и умений по словообразованию в практике правописания.
Урок № 9
Словообразование наречий. Типичные морфемные модели наречий.
Упр. 64, 68
Урок № 10
Неморфемные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования.
Выполнение заданий на стр. 27-28, индив. Задания упр. 73, 75, 78
Урок № 11
Контрольная работа № 1. Диктант с языковым анализом текста.
Повторить правила
Лексика и фразеология. П № 4
Урок № 12
Лексикология и фразеология. Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексического состава русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные.
Упр. 94(2) или упр. 96
Урок № 13
Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы; их значение и употребление. Этимология как наука о происхождении фразеологизмов. Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи.
Устаревшие слова. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Упр. 116, индивидуальные задания упр. 126
презентация
Морфология
Грамматика: морфология и синтаксис. П № 5
Урок № 16
Система самостоятельных частей речи в русском языке. Изложение.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Задание на стр. 49, индивидуальные задания упр. 129
Урок № 17
Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи (существительных и прилагательных)
Упр. 141, индивидуальные задания упр. 137
Урок № 18
Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи (числительных и местоимений)
Повт. Разряды местоимений, упр. 146
Урок № 19
Глагол и его формы(деепричастие и причастие)
Упр. 150, 154
Урок № 20
Трудные случаи образования деепричастий и причастий.
Правильное употребление имён существительных. Грамматические и лексические нормы
Пересказ текста на стр. 118, упр. 303
Урок № 41
Правильное употребление имён прилагательных. Грамматические, орфоэпические и лексические нормы.
Упр. 310, 316
Урок № 42
Правильное употребление имён числительных. Грамматические и лексические нормы.
Упр. 321(2), упр. 324(предложения 6-9)
Урок № 43
Правильное употребление местоимений.Грамматические, орфоэпические и лексические нормы.
Упр. 332, 335
Урок № 44
Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий.
Упр. 336, 333, индивидуальные задания упр. 338
Урок № 45
Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий.Грамматические, орфоэпические и лексические нормы.
Повторить правила
II четверть
Текстоведение.
Текст как произведение речи. П № 9
Урок № 46
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Пересказ текста на стр. 138-139, упр.361 или 365
презентация
Урок № 47
Этапы работы над сочинением.
Упр. 369
Точность и логичность речи. П № 10
Урок № 48
Точность и логичность речи. Ключевые слова текста. Композиция текста. Разные способы развития основной мысли текста. Синтаксический параллелизм.
Пересказ текста на стр. 147, упр. 380 или 381
Урок № 49
Виды связи предложений в тексте. Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.
На выбор: упр. 390, 393, 394
Урок № 50
Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова "Первый снег".
Упр. 395(3)
презентация
Языковые средства выразительности. П № 11
Урок № 51
Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту.
Упр. 358, индивидуальные задания упр. 400, 402
Урок № 52
Истоки богатства и выразительности родной речи: фонетическая и интонационная система русского языка. Выразительные возможности словообразования.
На выбор: упр. 384, 404
Урок № 53
Лексические средства выразительности.
На выбор: упр. 413(3), 418
Урок № 54
Тропы. Стилистические возможности синонимов. Средства создания комического.
Упр. 419, 410
Урок № 55
Морфологические средства выразительности.
Упр. 429 или 433
Урок № 56
Истоки богатства и выразительности родной речи. Роль грамматики в речевом общении.
Упр. 435, индивидуальные задания упр. 439
Урок № 57
Синтаксические средства выразительности.
На выбор: упр. 440, 442, 444
Урок № 58
Уместность речи как соответствие её целям и условиям речевого общения. Речевая ситуация. Уместность интонационная (тон, темп речи, громкость, голоса). Уместность стилевая
Упр. 441, 449
Рассуждение как тип речи. П № 12.
Урок № 59
Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения
Задание на стр. 177, упр.454
Урок № 60
Изложение-миниатюра.
Упр. 453 или 458
Сочетание разных типов речи в тексте. П № 13
Урок № 61
Сочетание типов речи в тексте.
Упр. 470(3), индивидуальные задания упр. 471
Урок № 62
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу; определённой функциональной разновидности языка.
На выбор: упр. 473, 474, 475
Морфология
Наречие.
Точность и логичность речи. П №14
Урок № 63
Наречие как самостоятельная часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Задание после текста на стр. 4; упр. 479
Урок № 64
Общее значение и грамматические признаки наречий. Морфологический разбор наречий.
Упр. 483, 484
Разряды наречий по значению. П № 15
Урок № 65
Разряды наречий по значению. Сжатое изложение.
Задание на стр. 9 повторить, упр. 494
презентация
Урок № 66
Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоимённых наречий: указательные, неопределённые, отрицательные, вопросительные.
Подробный пересказ текста на стр. 11, упр. 503, 506
Урок № 67
Различение наречий и созвучных слов других частей речи (грамматических омонимов). Выразительные возможности наречий.
Внимательно перечитать текст на стр. 15, упр.509
Урок № 68
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи
Упр. 508
Урок № 69
Разученный диктант с языковым заданием.
Упр. 515
Степени сравнения наречий. П № 16
Урок № 70
Образование степеней сравнения наречий.
Упр. 524, 523
Урок № 71
Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий. Обучающее изложение.
Упр. 522, индивидуальные задания упр. 528
Правописание наречий. П № 17
Урок № 72
Основные группы правил, связанных с написанием наречий: слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Схема на стр. 25, упр. 532
Урок № 73
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Использование орфографического словаря для определения слитного или раздельного написания наречия.
Упр. 530, повторить написание наречий из упр. 537, 539
Урок № 74
Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний.
Пересказ текстов на стр. 30, 32, упр. 544
Урок № 75
Дефисное написание наречий; словообразовательно-орфографический анализ слов.
Выучить наизусть текст на стр. 34, упр. 555
Урок № 76
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение омофонов.
Упр. 561повторить, упр. 560
Урок № 77
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями. Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях
Подготовиться к написанию диктанта с творческим заданием упр 568
Урок № 78
Контрольная работа № 2. Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр. 568)
Повторить правила
Урок № 79
Анализ контрольных работ и подведение итогов работы в I полугодии.
Повторить правила
III ЧЕТВЕРТЬ
Правописание наречий(продолжение)
Урок № 80
Правописание суффиксов наречий. Правописание НН и Н в наречиях на -о(-е)
Выучить тексты на стр. 41, 42, упр. 570
Урок № 81
Суффиксы А-О на конце наречий
Подробный пересказ текста на стр. 43, упр. 574
презентация
Урок № 82
О-Е(Ё) на конце наречий после шипящих
Таблица в упр. 578, упр. 580
Урок № 83
Употребление Ь на конце наречий после шипящих.
Подготовить устное сообщение по таблице на стр. 47, упр. 584, индивидуальные задания упр. 585
Урок № 84
Употребление Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Упр. 588
Урок № 85
Сжатое изложение (упр. 587)
Повторить сведения о способах словообразования наречий (первый форзац части 1 учебника)
Урок № 86
Повторение и обобщение по теме "Правописание наречий"
Схема на стр. 24, упр. 561, текст на стр. 37-38. Упр. 532
Урок № 87
Группы орфографических правил, связанных с написанием наречий.
Урок № 88
Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с языковым анализом по теме "Правописание наречий"
Повторить правила
Наречие в словосочетании и предложении. П № 18
Урок № 89
Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении.
Упр. 594, индивидуальные задания упр.596, 598
Урок № 90
Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях.
Подробный пересказ текста на стр. 54, упр. 600
Урок № 91
Определение синтаксической роли слов категории состояния и наречий
Упр. 606(1,2)
Наречие в тексте. П № 19
Урок № 92
Специфические свойства наречия, определяющие его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.
Упр. 608
Урок № 93
Наблюдение за экспрессивным использованием наречий разных разрядов. Выразительные возможности наречий, употреблённых в составе фразеологизмов, этикетных выражений.
На выбор: упр. 612 или 614(1, 2, 4)
Урок № 94
Функции наречий в тексте. Использование слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи
Упр. 617
Урок № 95
Закрепление темы: "Функции наречий в тексте"
Повторить материал пар. 15, упр.515(повторить)
Культура речи. Правильное употребление наречий. П № 20
Урок № 96
Культура речи. Правильное произношение наречий.
Потренироваться в произношении наречий из упр. 623-626, упр. 627
Урок № 97
Правильное образование форм степеней сравнения наречий.
Внимательно прочитать тексты на стр. 24-41, сост. Словарный диктант из 40-50 слов по теме» Слитное, раздельное, дефисное написание наречий», объяснить написание этих слов.