Способны образовывать споры
1. Длительно сохраняются,
2. Переживают неблагоприятные условия,
3. Распространяются.
При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут часами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С.

ПОЛЕЗНОЕ
1.Образуют перегной почвы
2.Образуют минеральные соли
3. Образуют молочнокислые продукты
4.Образуют спирт
5,Образуют уксус
6. Образуют полезные ископаемые(газ, руды,)
7.Используются для получения антибиотиков, ферментов
| |
ВРЕДНОЕ
1.Вызывают болезни(ангина, туберкулез, тиф, столбняк, сибирская язва и др.
2.Вызывают порчу продуктов
3.Портят сено, книги, деревянные изделия
| |
Значение бактерий
Две важнейшие экологические функции бактерий – фиксация азота и минерализация органических останков.
Бактерии широко применяются в пищевой промышленности для производства сыров и кисломолочной продукции, квашения капусты (при этом образуются органические кислоты).
Бактерии используются для выщелачивания руд (прежде всего, медных и урановых),
для очистки сточных вод от органических останков,
при обработке шёлка и кож,
для борьбы с сельскохозяйственными вредителями,
для производства медицинских препаратов (например, интерферона).
Значение бактерий в природе
ü Почвенные бактерии участвуют в образовании каменного угля, нефти, торфа и т. д.
ü Гнилостные бактерии разлагают органические вещества на неорганические, делая их доступными для растений.
ü Нитрифицирующие и азотофиксирующие бактерии участвуют в круговороте азота.
В результате деятельности гнилостных бактерий земля очищается от трупов животных и растений, что обеспечивает также и плодородие почв.
Дополнительное задание
Заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.
Методика проведения опыта
Чтобы убедиться в необходимости мыт руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини-доклад о своём опыте на следующем уроке биологии.
Тест для самопроверки
1.Бактерии были описаны в 1676 году:
|
| 9. Наука о микроскопических организмах называется:
| 1) микология;
2) микробиология;
3) бактериология;
4) цитология.
|
2.Размеры бактерий достигают:
| 1) от 0,1 до 10 мкм
2) от 1 до10 мкм
3) меньше вирусов
4) от 10 до 150 мкм
| 10. Бактерии, имеющие форму палочки, называются:
| 1) кокки;
2) спириллы;
3) вибрионы;
4) бациллы.
|
3.Клеточная стенка бактерий содержит:
| 1) целлюлозу
2) гликоген
3) крахмал
4) муреин
| 11. Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:
| 1) многоядерным;
2) прокариотам;
3) эукариотам;
4) не знаю.
|
4. На рисунке изображены:
| 1) стафилококки
2) стрептококки
3) сарцины
4) вибрионы
| 12. Верны ли утверждения
1) Фотосинтез у фотоавтотрофных бактерий протекает в анаэробных условиях с выделением кислорода.
2) Нитрифицирующие бактерии способны окислять аммоний до нитратов.
3) Сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами.
4) Стафилококки вызывают пищевые отравления.
5) Диплококки являются возбудителями ангины и скарлатины.
6) У бактерий отсутствует цитоскелет, аппарат клеточного деления и мембранные органеллы, характерные для эукариот.
7) Клубеньковые бактерии фиксируют молекулярный азот только в симбиозе с бобовыми растениями.
8) В 1 см3 почвы содержится до 400 тыс. бактерий.
9) Смолистые выделения хвойных растений обладают бактериостатическим действием.
10) Бактерии- симбионты в кишечнике человека синтезируют витамины группы В и витамин К.
| Напишите номера правильных ответов
|
5. По способу питания бактерии являются:
| 1) гетеротрофы и хемотрофы
2) автотрофы и паразиты
3) гетеротрофы, фототрофы и хемотрофы
4) автотрофы и миксотрофы.
| 13. Некоторые виды бактерий способны десятки лет сохранять жизнеспособность, так как они:
| 1) имеют постоянную форму тела;
2) участвуют в круговороте веществ;
3) питаются органическими веществами;
4) при неблагоприятных условиях образуют спору.
|
6. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называются:
| 1) сапрофиты;
2) хемотрофы;
3) фототрофы;
4) паразиты.
| 14. Клубеньковые бактерии обогащают почву:
| 1) соединениями азота;
2) соединениями серы;
3) углекислым газом;
4) кислородом.
|
7. Бактерии размножаются делением материнской клетки:
| 1) на две новые клетки;
2)на три новые клетки;
3) на четыре новые клетки;
4) на множество клеток.
| 15. Заболевание, вызываемое бактериями:
| 1) грипп;
2) холера;
3) чесотка;
4) лишай.
|
8. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:
.
| 1) бескислородной;
2) кислородной;
3) то в кислородной, то в бескислородной;
4) им это безразлично
| 16. Что не относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями:
| 1) соблюдение правил личной гигиены;
2) термическая обработка пищи и воды;
3) прививки и вакцины;
4) употребление овощей прямо с грядки.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: