Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция «постиндустриального(технотронного) общества»




В 70-х годах рядом зарубежных социологов начала развиваться точка зрения, согласно которой научно-технический прогресс приводит к трансформации прежнего "индустриального" общества в некоторое качественно иное "постиндустриальное" общество. Одним из первых обратил внимание на эту тенденцию исторического развития цивилизации американский экономист, социолог и политический деятель 3. Бжезинский. В работе "Между двумя эпохами. Роль Америки в технотронную эру" (1970 г.) он определил новое "постиндустриальное общество" как общество "технотронное". Это иное общество, чем общество "индустриальное", базирующееся на старой машинной технике и господстве механики. Новейшая (прежде всего, кибернетическая) техника, достижения радиоэлектроники, прогресс в средствах коммуникации оказывают, по мнению Бжезинского, определяющее влияние на все стороны социальной жизни.
"Влияние науки и техники на человека и его общество, - пишет он, – стало (особенно в более развитых странах мира) главным источником современных изменений. В последние годы появилась волнующая литература о будущем, содержащая в себе настоящий вызов. В США и Западной Европе и (в меньшей степени) в Японии и в СССР учеными был предпринят ряд систематических попыток спроектировать, предсказать, ухватить то, что готовит нам будущее. Трансформация, которая ныне имеет место, особенно в Америке, уже создает общество, которое все более отличается от своего индустриального предшественника... Индустриальные процессы больше не являются главной детерминантой социальных изменений, преобразующей нравы, социальную структуру и ценности общества. В индустриальном обществе технические знания применялись прежде всего к специфической цели: ускорению и улучшению производственной техники. Социальные следствия были побочным продуктом этой преобладающей заботы. В технотронном обществе научное и техническое знание, в дополнение к обогащению производственных способностей, быстро оплодотворяет почти все аспекты жизни, прямо воздействуя на них".Бжезинский формулирует ряд качественных особенностей, отличающих формирующееся "технотронное" общество от общества "индустриального".

 

 

http://do2.gendocs.ru/docs/index-412147.html?page=36#560575

Для последнего, например, характерна замена мускульной энергии животных и людей машинами. В "технотронном" обществе автоматизация, новая кибернетическая техника заменяют операции человека с машинами. В социальном плане "индустриальное" общество отличается доминированием на рынке труда проблем занятости и безработицы.Ключевую роль там играют проблемы материальной обеспеченности. В "технотронном" обществе будут доминировать проблемы участия в прибыли. В результате произойдет перемещение центра тяжести от проблем материального благосостояния (ибо они будут решены) к проблемам духовным. В "индустриальном" обществе массы в основном пассивны. Активность их возрастает лишь в особо конфликтных ситуациях. "Технотронное" общество, считает 3. Бжезинский, бросает человеку вызов, принуждает его стать активным членом социума.
Таковы лишь некоторые дихотомические характеристики "индустриального" - "технотронного" обществ. В целом концепция "технотронного" общества, разработанная 3. Бжезинским, опиралась на принципы, идеалы, которые мыслились как сугубо несовместимые с "индустриальным" прошлым.
Одним из основателей и главных разработчиков концепции "постиндустриального" общества считается американский социолог, профессор Д. Белл. В работе "Пришествие постиндустриального общества" (1973 г.) он развивает мысль о том, что в зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают "первичная" сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, затем "вторичная" - промышленное производство, а в последней трети XX века выдвигается "третичная" сфера деятельности, характеризующаяся переходом от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, в которой ведущую роль приобретает наука и образование.Каждому из этих трех этапов общественного развития (которые Д. Белл характеризует как "доиндустрииальный", "индустриальный" и "постиндустриальный") присущи специфические формы социальной организации: церковь и армия - в "доиндустриальном", аграрном обществе, фирма, корпорация - в "индустриальном", университеты - в "постиндустриальном". Последние становятся источником социального планирования и социальных инноваций. Соответственно изменяется и роль в обществе определенных социальных групп. В "доиндустриальном" обществе господствующее положение занимали феодалы и священнослужители, в "индустриальном" - бизнесмены, а в "постиндустриальном" их место занимают ученые и специалисты. В последнем случае происходит формирование нового лидерства, основанного на специальной подготовке, интеллектуальных талантах и знаниях, которые становятся средствами власти.Таким образом, возникновение "постиндустриального" этапа социального развития Белл связывает с существенными переменами в социальной структуре общества (классовое деление уступает место профессиональному) и соответствующими изменениями в его ориентации, обусловленными новой ролью науки и техники.

http://do2.gendocs.ru/docs/index-412147.html?page=36#560575

Вопрос 40: Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина- дочь времени,а не авторитета»?Изменяется ли истина со временем?Существуют ли, на Ваш взгляд, вечные истины?

Вопрос о том, что есть истина, – одна из центральных проблем в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались многие мыслители: Платон и Аристотель, Бэкон и Декарт, Кант и Гегель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдеггер и многие другие. И это не случайно, поскольку истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека.

Философы по-разному отвечали на вопрос: «Что есть истина?». «Истина – дочь времени, а не авторитета», – говорил Ф. Бэкон. Он одним из первых с решительностью и безоглядностью на церковные постулаты порвал он с прошлым, как с главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. Ф. Бэкон стал первым, кто точно обозначил направляющий путь науки, по которому она движется до сих пор: опора на достоверность фактов, опыт и результаты экспериментов.

Я разделяю точку зрения английского философа на проблему истины. Ведь истину как дочь времени можно рассмотреть в том плане, что истина познается постепенно, с течением времени. Человек становится взрослее и мудрее, значит, истина соотносится со временем, но истина не соотносится с авторитетом, так как авторитет может быть построен не на знаниях, а на силе, на славе, на красоте, а это уже не критерии истины.

Какова же была логика рассуждений Бэкона? Наука, существовавшая на пороге начавшихся преобразований в естествознании, представляла из себя не столько набор очень скромных опытных результатов, сколько переплетение различных ошибок и несуразиц, со ссылкой на авторитеты. Достоверному изучению природы, по мнению философа, мешали такие четыре фактора, которые он называл призраками (идолами): «призраки рода» – нюансы биологической природы людей, их органов чувств и разума; «призраки пещеры» – особенности индивидуально-уникального воспитания и личного опыта; «призраки базара» – влияние мнения окружающих; «призраки театра» – преклонение перед кумирами и авторитетами.

Например, ссылки на имя Аристотеля было вполне достаточно, чтобы подписать смертный приговор любому возникшему вопросу, а заодно и тому, кто его задал. В царстве науки правила не истина, а заблуждение. Бэкон увидел необходимость указать на первопричины человеческих заблуждений, о которых речь шла выше.

Особенно остро данную проблему отражает жизнь итальянского философа Джордано Бруно. Он был борцом против схоластической философии и теологии, страстным пропагандистом материалистического мировоззрения и учения Н. Коперника. Находясь много лет в тюрьме, ученый стойко отстаивал свои убеждения и отказался отречься от них, за что был приговорен инквизицией к смертной казни и публично сожжен на Площади Цветов в Риме. Жизнь Бруно – пример бесстрашного служения науке, вера в истину.

Таким образом, истина – это содержание наших знаний относительно объективной реальности. Она является итогом процесса познания. Расширяя границы познанного, находя ответы на вопросы, большинство оппонентов приходит к общему мнению по поводу моментов, долгое время вызывающих споры и разногласия.

http://www.litra5.ru/shkolnye/sochinenie-istina-est-doch-vremeni-a-ne-avtoriteta-jesse/

Список используемой литературы:

1.Лавриненко В. Н., Иконникова Г. И., Ратников В. П., Сидоров М. М. // Философия // 2-е изд., исправ. и доп. // Юристъ; 2008.

2.Фролов И.Т. // «Введение в философию» // Учебное пособие для высших учебных заведений // 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Республика, 2003.

3.http://do2.gendocs.ru/docs/index-412147.html?page=36#560575

4.http://www.litra5.ru/shkolnye/sochinenie-istina-est-doch-vremeni-a-ne-avtoriteta-jesse/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...