Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация «Суммарного отклонения от аутогенной нормы» (СО)




Показатель СО интегрально отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, присущий испытуемому. Эта напряженность заключается в неумеренно завышенном расходова­нии нервно-психических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. Чем больше величина СО, тем в большей мере силы человека расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными пробле­мами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъек­тивно значимых целей.

Предполагается, что у испытуемого, выбирающего цвета в по­рядке аутогенной нормы, непродуктивная нервно-психическая напря­женность отсутствует. В общем случае (за исключением людей с пси­хическими расстройствами) это выражается в активном стремлении действовать, способности проявлять волевые качества в трудных ситуациях. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием стеничных, положительных переживаний, оптимистической верой в будущее. Внутренний мир такого человека отличается согласован­ностью потребностей и способностей, интересов и долга, отсутстви­ем противоречащих друг другу равносильных мотивов поведения.

Если испытуемый выбирает цвета в порядке, обратном аутоген­ной норме, у него можно ожидать наличие выраженной непродуктив­ной нервно-психической напряженности. Проявляться это будет в ограничении социальной активности, регулярных переживаниях «ус­талости от всего», когда нет сил не только для действия, но даже для постановки целей, ради которых бы стоило действовать. В общем фоне настроения преобладает тревожное ожидание неприятностей, неуверенность в своих силах, разочарование ходом своей жизни. Боль­шая часть времени и сил у такого человека уходит на то, чтобы как-то притушить свои проблемы, примирить противоборствующие мотивы. При этом разрешение проблем субъективно кажется чем-то недо­стижимым. Поскольку внимание человека постоянно направлено на напряженный внутренний мир, успешность внешней деятельности (в том числе, профессиональной) оказывается сниженной.

Длительная работа, требующая постоянного волевого напря­жения, отсутствие возможности полноценного отдыха, а также тяже­лые хронические заболевания, истощающие организм, также могут быть причиной значительных отклонений от аутогенной нормы.

Значения СО отражают устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

Более 20 баллов – преобладание отрицательных эмоций. Доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить, т.к. ребенок нуждается в психологической помощи.

10 – 19 баллов – эмоционально состояние в норме, поводов для беспокойства нет.

0 – 9 баллов – преобладание положительных эмоций, ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

На выборке из 772 взрослых здоровых испытуемых различных профессий получено нормализованное статистическое распре­деление оценок СО, приведенное к 7-бальной стандартной шкале. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить сле­дующим образом: 4 балла - статистическая средневыборочная норма;

3, 5 - незначительное отклонение от нормы;

2, 6 - значительное отклонение от нормы;

1,7 - исключительно большое отклонение от нормы.

Перевод сырых значений СО в стандартные баллы

Стандартные баллы              
Диапазон сырых значений СО 0-2 4-6 8-12 14-20 22-26 28-30  

Показатель СО позволяет прогнозировать эффективность и ус­пешность деятельности (в том числе, профессиональный):

1 - 2 балла - отсутствие непродуктивной нервно-психической на­пряженности. Испытуемый активен, его действия разнообразны, ко­эффициент полезного действия высокий. Эмоциональный настрой - оптимистичный. Развит волевой самоконтроль. При этом воля не яв­ляется орудием подавления какой-то части личности, она лишь согла­сует различные, но не противоречивые желания испытуемого. При наличии соответствующей мотивации испытуемый способен интенсивно работать длительное время. В экстремальных ситуациях он эффек­тивно мобилизуется и сосредотачивается на выполнении задачи.

3 балла - незначительный уровень непродуктивной нервно-пси­хической напряженности. У испытуемого преобладает установка на активную деятельность. Его энергоресурсов достаточно для более или менее регулярных вспышек сверхактивности и напряжения, недоступ­ных большинству других людей. В условиях мотивированной (инте­ресной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и воспроизведением информации. К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуа­ций выходит с достоинством.

4 балла - средний уровень непродуктивной нервно-психической напряженности. Испытуемый справляется со своими обязанностями в пределах средних сложившихся требований. В привычной обстанов­ке он переходит от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятель­ности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого в его делах и самочувствии просматривается длинный «шлейф» сниженной работоспособности. Для сохранения здоровья и работос­пособности испытуемому требуется относительно четкое субъектив­ное разделение времени работы и отдыха.

5 баллов - повышенный уровень непродуктивной нервно-пси­хической напряженности. Потенциал целесообразной активности ис­пытуемого очень невысок. По этой причине он вынужден насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой контроль усиливает переутомление. Длитель­ная интенсивная работа, скорее всего, будет дорого стоить испытуе­мому в нервно-психическом плане. При этом она будет очень нерав­ноценной по производительности и качеству в разные периоды вре­мени. Общий эмоциональный фон характеризуется повышенной воз­будимостью, тревожностью, неуверенностью. В стрессовой ситуации вероятен срыв деятельности и поведения.

6 - 7 баллов - выраженная непродуктивная нервно-психическая напряженность. Испытуемый повышенно утомляем. Его внимание легко отвлекается посторонними вещами, при этом характерно «застрева­ние» на эмоциональных переживаниях. Отсутствие устойчивой иерархии мотивов делает испытуемого реактивным и нецеленаправленным. Настроение в кратчайшее время может колебаться между экзальтацией и подавленностью, возбуждением и бессилием. В эмоциональ­ном состоянии преобладают тревога, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что-либо делать. В экстремальной ситуации испытуемый ненадежен.

При многократном тестировании испытуемого в примерно оди­наковых привычных для него условиях показатель СО является отно­сительно устойчивым. Различие результатов двух обследований по показателю СО в 2-4 балла не является существенным (наиболее надежные результаты получаются при усреднении результатов не­скольких тестирований).

В напряженной, стрессовой обстановке показатель СО может существенно изменяться. При этом уменьшение значения СО свиде­тельствует о наличии у испытуемого определенных резервов рабо­тоспособности и стрессоустойчивости. Увеличение значений СО от­ражает низкую стрессоустойчивость, психофизиологическую «бес­помощность» перед трудностями, прогноз успешности деятельнос­ти при этом неблагоприятный.

При выраженных колебаниях величины СО в серии обследова­ний можно сделать вывод о нервно-психической неустойчивости ис­пытуемого и, вместе с тем, о его хорошей податливости медико-пси­хологическому терапевтическому воздействию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...