Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые факторы эффективности просоциального поведения личности

 

 

Просоциальное поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, коллективами, членом которых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта поведения, имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом поведении наблюдаются такие своеобразные феномены, как подражание, эмоциональное "заражение", сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам и предписаниям, лидерство. Поскольку в данном случае речь идет о сложном нежелательном взаимодействии, адекватный анализ просоциального поведения личности возможен только в результате всестороннего изучения его одновременно с двух точек зрения: с точки зрения самого действующего субъекта и с точки зрения группы, коллектива, т.е. той социальной структуры, которая является непосредственным объектом приложения сил в процессе социальной самоактуализации индивида.

В результате мы получаем два описания ситуации, две картины, сравнение которых позволяет судить о социальной эффективности поведения наблюдаемого субъекта.

Здесь, разумеется, наиболее отчетливо выступают ценностные, аксиологические аспекты поведения, поскольку действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психических факторов наиболее рельефно проявляется в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях поведения.

Наиболее существенным признаком патологии поведения является его неадекватность объективным требованиям ситуации и установкам личности. Наблюдается рассогласование между объективным раздражителем (S) и поведенческим актом, между мотивом и поступком. Целостность поведения нарушается ввиду расщепления его вербального и реального планов, начатое действие не завершается соответственно имеющемуся намерению, ослабляется критичность, обеспечивающая контроль в реализации программы поведения, совершаются навязчивые действия и т.д. По отношению к социуму такое поведение является девиантным и в конечном итоге расценивается как асоциальное либо антисоциальное.

При анализе просоциального поведения в рамках психологии личности можно, следуя Парсону (75), опираться на следующую схему: субъект действия - ситуация действия - ориентации субъекта. Основной признак социальности, на наш взгляд, лежит в согласованности объективных последствий поведения и его субъективного смысла для наблюдаемой личности. Главные виды ориентации мотивационная и ценностная. Каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональный и оценивающий аспекты. С этой точки зрения мы и не намерены рассматривать социальное поведение личности, имея в виду, в первую очередь, имеющиеся здесь соотношения с приведенными выше компонентами образа "Я" действующего субъекта.

Всестороннее исследование качества просоциального поведения опирается на три составляющие:

1. Анализ субъекта действия (Исследование его образа "Я" и его образа в глазах социального окружения.)

2. Анализ ситуации действия (Сопоставление объективного и субъективного - т.е. намерений субъекта и результативности его поведения).

3. Анализ ориентаций субъекта и оценка социальнойэффективности этих ориентаций с точки зрения исполняемой социальной роли ожиданий и намерений личности.

При измерении социальных ориентаций мы опирались на схему, составленную Т. Лири (61), как наиболее известную и убедительно обоснованную в результате многочисленных исследований (33). Среди выделенных измерений, подлежащих анализу и объяснению, наиболее часто исследовались два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбность - враждебность. Каждый из этих факторов имеет две модальности, свидетельствующих об открытости или закрытости субъекта по отношению к социуму. В зависимости от смысловой наполненности избранной ориентации эта модальность может выражать себя как активность - пассивность, забота - доверие, агрессия - тревога. Ориентацию, названную Т. Лири враждебностью, некоторые исследователи предпочитают называть упрямством, полагая, что это слово лучше передает социальное значение таким образом ориентированного поведения (17). Вот черты личности, относимые исследователями к указанным социальным ориентациям:

1. Дружелюбность - доброжелательность - привязанность.

Модальность: активность - заботливость.

Заботящийся.

Успокаивающий.

Одобряющий извне.

Услужливый.

Ласково-нежный.

Подбадривающий.

Сострадательный.

2. Дружелюбность - доброжелательность - привязанность.

Модальность: пассивность - доверие.

Дружественный.

Кооперативный.

Увлекающийся.

Воодушевляющийся.

Общительный.

Привязывающийся.

Теплый, добрый.

Сживающийся.

3. Доминирование.

Модальность: активность - агрессия.

Конкурирующий.

Строгий, суровый.

Расчетливый.

Самоуверенный.

Независимый, самостоятельный.

Беззастенчивый, беспардонный.

Себялюбивый, самолюбивый.

4. Доминирование.

Модальность: забота.

Советующий, наставляющий.

Управляющий.

Организующий.

Ответственный.

Ведущий.

Крепкий, сильный.

5. Враждебность - упрямство.

Модальность: активность - агрессия.

Враждебный.

Нападающий.

Наказывающий.

Насмешливый, иронический.

Раздражающийся.

Прямой, откровенный.

Самоуправный, самовольный.

6. Враждебность - упрямство.

Модальность: пассивность - тревога.

Бунтующий.

Таящий злобу.

Стонущий, жалующийся.

Сомневающийся.

Обижающийся.

Непреклонный.

Непрощающий.

Отвергающий прощение.

7. Подчинение.

Модальность: активность - доверие.

Благодарный.

Уважающий, поклоняющийся.

Восхищающийся.

Доверяющий.

Зависимость.

Согласный, уступчивость.

Послушный.

8. Подчинение.

Модальность: пассивность - тревога.

Скромный.

Подчиняющийся.

Просящий извинение.

Покорный, смирный.

Застенчивый.

Недооценивающий себя.

Смущающийся.

 

 

Многие исследователи изображают социальное поведение в виде круга, раз-

деленного на секторы, каждый из которых соответствует той или иной характеристике (черте) поведения. В данном случае круг делится на восемь секторов.

При этом, как согласно Т. Лири, так и в любой версии исследования социального поведения, важно учитывать интенсивность и нормальность- патологичность поведения. Положительная корреляция замечена между факторами 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 - каждая пара выражает одну и ту же ориентацию. Корреляции внутри пар 2 и 3 и 6 и 7 объясняются тем, по мнению Р. Мюллюниеми, что эти пары входят соответственно в систему привязанности и в систему защиты. Система привязанности и система защиты активизируются в разных ситуациях: первая - по отношению к знакомому партнеру, вторая - по отношению к угрожающему объекту. По-видимому, именно из этой противоположности основных систем и возникает такое фундаментальное измерение, как привязанность - враждебность.

Схема значимых социальных ориентаций личности:

 

 

 

Рис. 2.2

Следует в общих чертах рассмотреть, какое влияние на формирование просоциального поведения оказывают перечисленные личностные характеристики.

При этом надо сразу же заметить, что интенсивность проявления их в поведении личности у социально адаптированного субъекта всегда стремится к средним показателям. Чрезмерная интенсивность даже положительно оцениваемой социумом черты обычно воспринимается как неадекватность реагирования, а слабая интенсивность часто не замечается группой или коллективом, поскольку более яркие черты личности "затмевают" их, и те мало влияют на успешность (эффективность) социального поведения.

При опросе различных групп перечисленные черты поведения (характера)

личности были распределены следующим образом:

- черты, оцениваемые однозначно положительно;

- черты, оцениваемые однозначно отрицательно;

- черты, оцениваемые скорее положительно;

- черты, оцениваемые скорее отрицательно.

Приводим список характеристик личности в соответствии с полученными в

результате опроса оценками.

Однозначно положительные черты характера (поведения):

1. Дружественный.

2. Кооперативный.

3. Воодушевляющийся.

4. Общительный.

5. Теплый, добрый.

6. Сживающийся.

7. Заботящийся.

8. Успокаивающий.

9. Одобряющий извинение.

10. Услужливый.

11. Ласковый, нежный.

12. Подбадривающий.

13. Сострадательный.

14. Советующий.

15. Ответственный.

16. Ведущий.

17. Крепкий, сильный.

18. Просящий извинения.

19. Скромный.

20. Послушный.

21. Доверяющий.

22. Благодарный.

Черты, оцениваемые однозначно отрицательно:

1. Беззастенчивый, беспардонный.

2. Враждебный.

3. Нападающий.

4. Наказывающий.

5. Насмешливый, иронический.

6. Раздражающийся.

7. Самоуправный, самовольный.

8. Бунтующий.

9. Таящий злобу.

10. Стонущий, жалующийся.

11. Обижающийся.

12. Непрощающий.

13. Отвергающий прощение.

14. Недооценивающий себя.

15. Зависимый.

 

Черты, оцениваемые скорее положительно:

1. Поучающий, наставительный.

2. Управляющий.

3. Организующий.

4. Конкурирующий.

5. Независимый, самостоятельный.

6. Себялюбивый, самолюбивый.

7. Прямой, откровенный.

8. Покорный, смирный.

9. Подчиняющийся.

10. Согласный, уступчивый.

11. Восхищающийся.

12. Уважающий, поклоняющийся.

13. Привязывающийся.

14. Увлекающийся.

Черты, оцениваемые скорее отрицательно:

1. Строгий, суровый.

2. Расчетливый.

3. Самоуверенный.

4. Сомневающийся.

5. Непреклонный.

6. Смущающийся.

7. Застенчивый.

Черты, оцениваемые неоднозначно, дают нам представление о тех качествах личности, где особенно важно учитывать степень проявленности их в поведении, т.е. интенсивность. Кластерный анализ полученных списков позволил определить некоторые из таких областей. Например, это лидерство и стремление к власти в любом ее проявлении (управляющий - организующий - конкурирующий), уверенность в себе и самолюбие (поучающий, наставительный - независимый, самостоятельный - себялюбивый - самоуверенный). Последнее особенно заметно, поскольку представлено в виде характеристик различной степени интенсивности (покорный - уступчивый - поклоняющийся - сомневающийся - смущающийся - застенчивый). Можно здесь же заметить, что черта, необходимая для адекватной самооценки - трезвость, критичность мышления - сама по себе является положительно оцениваемой характеристикой в социальном поведении. Именно недостаток этого качества, очевидно, послужил причиной того, что слова восхищающийся - поклоняющийся - увлекающийся не попали в список черт, оцениваемых однозначно положительно.

Нельзя не заметить, что такое важное в социальном взаимодействии качество,

как к о н ф о р м и з м, оценивается положительно только в том случае, если не

переходит определенных границ. Об этом свидетельствует то, что в список черт,

оцениваемых скорее положительно, попали следующие: покорный, смирный - подчиняющийся - согласный, уступчивый. Недостаток конформизма оценивается при этом скорее отрицательно (непреклонный), так как грозит высоким уровнем конфликтности. В социологических теориях конформизму вообще приписывается очень большое значение. Например, с точки зрения Мертона (67), конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения в социуме. Тотальный конформизм, по его мнению, предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.

Молодой человек или девушка, которые получают образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма. Они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами.

Итак, мы можем выделить несколько основных измерений, по которым можно оценить уровень просоциальности поведения субъекта.

1. Принятие ценностей и целей, господствующих в данном социуме. Уровень конформизма личности как раз характеризует степень такового принятия, что во многом определяет мотивационную сферу поведения.

2. Стремление к лидерству, подчиненное конформистскому отношению к существующим социальным структурам. Гармония между стремлением к лидерству и конформизмом очень важна, поскольку честолюбивые замыслы на фоне неприятия социальных целей и идеалов часто порождают откровенно антисоциальное или конфликтное поведение.

3. Коммуникативные качества субъекта: а) эмоциональная коммуникативность (общительность, способность к сопереживанию, эмоциональной поддержке окружающих); б) деловая коммуникативность (способность к совместной деятельности, коллективному труду; доверие; альтруизм; способность к сотрудничеству и взаимовыручке).

4. Отношение к социально значимой деятельности (активность; трудолюбие; ответственность; дисциплинированность; исполнительность; способность организовывать коллективную деятельность).

5. Желание самосовершенствоваться в избранной сфере социально значимой деятельности. Это желание в значительной мере обогащает мотивацию субъекта, сильно меняет в лучшую сторону его социальное поведение, поскольку, требует оптимизации усилий сразу во многих областях.

6. Способность к самоконтролю (сдержанность; уравновешенность; умение избежать конфликтов, создать благоприятную атмосферу в группе, коллективе).

7. Способность непредвзято оценивать себя, свои достоинства и недостатки и соответствующим образом корректировать свое поведение (трезвость, самокритичность; независимость суждений).

8. Уверенность в себе, умение преодолевать трудности.

9. Когнитивные способности субъекта (резвая оценка окружающих, ситуации; умение прогнозировать события; наблюдательность; способность анализировать и делать выводы).

10. Доброжелательность, низкий уровень агрессивности.

Таким образом, в качестве оценки параметров просоциального поведения мы выбираем 10 критериев, выделенных в методике Лири.

 

 

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Эта методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном "Я", отношения к самому себе. Она позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Т. Лири выделил 8 вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Опросник составлен соответственно этим типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, окружающих различные психологические профили.

Методика была представлена испытуемым в виде списка. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен был отмечать знаком "+" те характеристики, которые считает присущими себе.

После оценки подсчитывались баллы по каждому из 8 -ми октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивался в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов.

Каждому из 8 -ми октантов соответствует тип личностных отношений:

1. Авторитарный.

2. Независимый-доминирующий.

3. Агрессивный.

4. Недоверчивый-скептический.

5. Покорно-застенчивый.

6. Зависимый.

7. Сотрудничающий.

8. Альтруистический.

При этом большое значение имеет степень проявленности той или иной черты в межличностном поведении. Так, например, авторитарный тип при невысокой интенсивности (до 8 баллов) отражает уверенность в себе, настойчивость, способность руководить. При чрезмерной проявленности же свидетельствует о деспотическом характере личности (свыше 12 баллов), отсутствие самокритики, стремлении всеми командовать. В случае независимо-доминирующего типа невысокая интенсивность говорит об уверенности в себе и склонности к соперничеству, значительная интенсивность - о самовлюбленности, отчуждении, хвастливости. Агрессивный тип, проявленный не очень ярко (до 8 баллов), свидетельствует о настойчивости, энергичности, непосредственности. Высокая агрессивность приводит к недружелюбию, жесткости, враждебности к окружающим, несдержанности, вспыльчивости.

Недоверчиво-скептический тип отношений менее эффективен для социальной адаптации личности. Если слабая проявленность такого типа (до 8 баллов) о критичности по отношению к окружающим и неконформности субъекта, уже затрудняющей коммуникацию, то средняя интенсивность (9-12 баллов) несет в себе такие социально отталкивающие черты, как замкнутость, скрытость, обидчивость, высокий уровень подозрительности вызывает страх плохого к себе отношения. Субъект регулярно проявляет свой негативизм в вербальной агрессии. Что же касается высокой интенсивности подобного типа, то его поведение здесь уже находится на грани нормы и акцентуированности. Мир воспринимается субъектом как враждебный и злобный, подозрительность, обидчивость и злопамятность превращает поведение субъекта по меньшей мере в асоциальное ("бегство в себя"), в худшем случае - в антисоциальное. Зачастую свидетельствует о шизоидной акцентуации характера (согласно классификации Леонгарда).

Следующие два типа межличностных отношений - покорно-застенчивый и зависимый - также свидетельствуют о социально неэффективном поведении личности. Покорно-застенчивый тип (5 октант), выраженный достаточно слабо (0 - 8 баллов) находит способ социальной адаптации, исполняя роль "подчиненного": это робкий, уступчивый субъект, не имеющий собственного мнения, послушно и честно выполняющий свои обязанности. Он ощущает психологический комфорт, когда рядом находится тот, кто берет на себя роль лидера - в противном случае, его постоянная неуверенность приводит к растерянности, неспособности принимать решения и, в конечном итоге, к социальной пассивности. Если подобный тип отношений достигает высокого уровня проявленности (13-16 баллов), склонность такой личности уступать всем и во всем начинает сопровождаться неадекватным чувством вины: субъект все время осуждает себя, приписывает себе различные недостатки (в том числе несуществующие) и в любом коллективе мысленно ставит себя на последнее место. Стремиться найти опору в любом кого считает сильнее себя. Зависимый тип отношений характерен для еще более слабой личности. Такой человек может поддерживать просоциальный характер поведения только в том случае, если интенсивность зависимости не превышает 8 баллов по результатам данного теста. Тогда ярче всего в субъекте проявляется его конформизм: его мягкость и вежливость встречает понимание в группе, он часто находит себе более сильного "покровителя". Хотя даже на этом уровне постоянное ожидание помощи и советов, чрезмерная доверчивость, необходимость в регулярных знаках признания, поддержки, понимания, делает его психологически уязвимым. Некритичность, склонность восхищаться другими без достаточных к тому оснований может вызывать насмешки, больно ранящие личность подобного склада. Как показали наши наблюдения, в случае более высокой интенсивности этого типа поведения, в первую очередь возрастает боязливость (9-12 баллов), что может послужить причиной навязчивых страхов и опасений (13-16 баллов), полной зависимости от других, чужого мнения, сверхконформности.

Сотрудничающий тип (7 октант) в отношении социальной эффективности поведения не столь однозначен. Так, если его интенсивность не чрезмерна (0-8 баллов), личность достаточно легко вписывается в группу: ее склонность к сотрудничеству, кооперации, ее гибкость и компромиссность при решении проблем и в конфликтных ситуациях, часто помогает снять напряжение, возникающее в ситуации межличностного кризиса - это вызывает желание других членов группы разрешать конфликты при участии такого индивида, что хорошо им осознается и тем самым повышает его самооценку. Его конформизм, в отличие от предыдущего типа, вполне сознательный. Он следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, обычно проявляет инициативу и энтузиазм в достижении целей группы, стремится помогать, любит чувствовать себя в центре внимания, стремится заслужить доверие и любовь, проявляет общительность, теплоту и дружелюбие в отношениях. При возрастании интенсивности этой тенденции в поведении (9-16 баллов) ориентированность на принятие и социальное одобрение переходит в стремление удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации. Цели микрогруппы оказываются в таком случае важнее, чем конечный результат деятельности коллектива в целом. Развитые механизмы вытеснения и подавления помогают подобному индивиду уйти от осознания неадекватности или неэффективности своего поведения с точки зрения стратегических целей совместной деятельности. В некоторых случаях его эмоциональная лабильность позволяет говорить об истероидном типе характера, о его истероидной акцентуированности. Разумеется, в подобных ситуациях просоциальность его поведения становится довольно сомнительной.

Альтруистический тип межличностных отношений также оценивается неоднозначно. На первый взгляд, личность, склонная проявлять такое отношение к окружающим, безусловно привлекательна, особенно в том случае, когда эта тенденция не становится слишком интенсивной (0-8 баллов). Прежде всего, для альтруистического типа характерны: ответственность по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброта, сострадание, симпатия и заботливость. Индивиды такого сорта уме-ют подбодрить и успокоить окружающих, они бескорыстны и отзывчивы. При яркой проявленности этого типа (9-16 баллов) дает о себе знать оборотная сторона их аль-труизма. Чаще всего это выражается в гиперответственности: они становятся навязчивы в своем стремлении опекать других, слишком активны по отношению к окружающим. Иногда их склонность принимать на себя ответственность за других приобретает неадекватные и даже уродливые формы, усугубляя тем самым психологическую ущербность тех личностей, которым свойственны покорно-застенчивый и зависимый типы отношений. Кроме того, в отдельных случаях альтруистический тип поведения может исполнять роль только внешней "маски", скрывающей личность противоположного типа.

При составлении психограммы мы переносили полученные показатели по

каждому октанту. На соответствующей номеру октанта - координате, на уровне,

намеченном зафиксированным баллом, мы проводили дуги (см. рис. 2.4). Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывалась. В результате наиболее заштрихованная часть октантов соответствует преобладающему стилю личностных отношений данного индивида. Согласно Т. Лири, характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Превышение этого уровня свидетельствует об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. При показателях 14-16 можно говорить о трудностях социальной адаптации личности. Низкие показатели (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно. В подобных случаях особое значение приобретает компаративный анализ, учитывающий результаты других, примененных к испытуемому методик.

       
   

В целом, развернутый анализ межличностных отношений индивида полученный благодаря методике Т. Лири, послужил в наших исследованиях основным материалом для анализа влияний тех или иных черт образа "Я" испытуемого на его просоциальное поведение.

 
 


       
 
   
 

 

 

       
   

 

       
   

 

Рис. 2.4

Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу. Нумерация октантов соответствует списку, приведенному выше: I - авторитарный, II - независимо-доминирующий, III - покорно-застенчивый и т.д.

Испытуемый А.Л., 24 года (II-ая возрастная группа).

Сравнительный анализ результатов первого и второго этапа исследований подтвердил, что первые четыре типа межличностных отношений (I, II, III, IV) характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к проявлениям конфликтного поведения (особенно III и IV), а также большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие черты октанта (V, VI, VII, VIII) свидетельствуют о противоположном: здесь преобладают конформные установки, конгруэнтность в контактах с окружающими (VII, VIII), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (V, VI). Два основных фактора - доминирование и дружелюбие - вычислялись по специальным формулам разработанным автором методики:

Доминирование: (1–5) + 0,7 х (3+2–4–6)

Дружелюбие: (7–3) + 0,7 х (8–2–4+6)

 

 

Для плохо социально-адаптированной личности характерны следующие признаки:

1) низкий коэффициент СП конгруэнтности;

2) общий достаточно низкий уровень самооценки;

3) значительная дистанция между самооценкой и оценкой тех же качеств окружающими.

Изучение взаимных корреляций, по которым производилось измерение просоциального поведения испытуемых, позволило разделить их на три группы: функциональные, аксиологические и волевые (энергетические). Внутри каждой группы обнаружены устойчивые положительные корреляции, что указывает на их родственное происхождение или общий источник:

Функциональные:

1. Коммуникативные качества.

2. Способность к самоконтролю.

3. Способность непредвзято оценивать себя и корректировать свое поведение.

4. Когнитивные способности субъекта.

Аксиологические:

1. Принятие ценностей и целей социума.

2. Отношение к социально значимой деятельности.

3. Желание самосовершенствоваться в избранной сфере.

Волевые (энергетические):

1.Стремление к лидерству.

2. Уверенность в себе, умение преодолевать трудности.

3. Уровень агрессии.

 

В результате Q - сортировки было выявлено, что лица с высоким уровнем просоциального поведения в большинстве случаев склоняются к проявлению независимости (65%), общительности (76%) и принятию борьбы (64%); мы рассматриваем это как подтверждение интенсивности волевых (энергетических) качеств, в общем обуславливающих активность субъекта.

Сравнивая результаты методики диагностики межличностных отношений Т.Лири с другими показателями, мы обнаружили, что для просоциальных личностей в наибольшей степени характерны следующие типы поведения:

 

 

I октант. Властный-лидирующий тип. Характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних факторов), экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

VII октант. Сотрудничающий - конвенциональный. Несмотря на свойственную этому типу определенную эмоциональную неустойчивость и высокий уровень тревожности, его стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству делает такого рода личности довольно хорошо социально адаптированными. Тест на направленность личности в большинстве случаев указывает, что эти субъекты ориентированы на общение. В социальной группе они часто создают необходимый эмоциональный микроклимат, смягчая авторитарное поведение властно-лидирующих типов. Им свойственна повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других. Экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими. Энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

VIII октант. Ответственно-великодушный. Для этого типа характерна выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления - целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Именно у этого типа нами замечено наличие некоторой подавленной (или вытесненной) враждебности (скрытая ориентация на соперничество), вызывающей повышенную напряженность, склонность к психосоматическим заболеваниям вследствие блокированности поведенческих реакций.

 

Социометрические исследования показали, что личности, склоняющиеся к этим трем типам поведения, довольно часто образуют триады - социальные микрогруппы, где ответственно-великодушный тип обычно выполняет роль посредника между чрезмерно авторитарным лидером и податливым сотрудничающе-конвенциальным типом.

Наиболее неблагоприятными типами межличностных отношений в плане формирования просоциального поведения личности выявились IV октант "недоверчиво-скептический" и V октант "покорно-застенчивый". Недоверчиво-скептический тип наиболее ярко проявляет себя во враждебности поведения, высокой конфликтности, неконформности суждений и поступков, склонности к построению ригидных и сверхценных умозаключений. Поведение таких личностей при неблагоприятных условиях может легко приобрести антисоциальную направленность. Что же касается покорно-застенчивого типа, то его определяющими чертами являются пассивность, болезненная неуверенность в себе, низкая мотивация достижения и заниженная самооценка. Такие субъекты избегают широких контактов и социальных ролей. Социометрические исследования показывают, что они довольно часто попадают в зону изолированных. Избежание конфликтов, по тесту Томаса, для них главная задача в межличностных отношениях. В результате личности подобного склада часто оказываются как бы вне сферы социальной активности группы, подсознательно стремясь к поддержанию некоего асоциального статуса. Поскольку реально избегать социальных ролей невозможно, покорно-застенчивые личности испытывают затянувшийся внутриличностный конфликт, который, вследствие их интровертированности, становится главным предметом внутренних переживаний. В связи с этим их социальные и личностные ожидания довольно пессимистичны. Поскольку сложившийся образ "Я" всегда стремится получить подтверждение во внешней ситуации, их поведение бессознательно направлено на реализацию этих установок.

Среди плохо социально адаптированных личностей выявлены недоверчиво - скептические и покорно-застенчивые.

В Ы В О Д Ы

 

1. Образ Я личности является одним из важнейших факторов, определяющих ее способность к просоциальному поведению.

2. Проведенное комплексное исследование продемонстрировало высокую положительную корреляцию (0,35-0,45) между самооценкой индивидом своих различных качеств и их оценкой со стороны группы.

3. Увеличение дистанции между внутренней и внешней оценкой (снижение социопсихологической конгруэнтности) является признаком низкой социальной адаптированности.

4. Ведущими измерениями просоциальности поведения в образе Я личности оказались: 1) принятие ценностей и целей социума; 2) стремление к лидерству; 3) способность к самоконтролю; 4) уровень агрессии. Эти измерения получили название базовых факторов, для которых характерна наивысшая устойчивость и кристаллизация. По своей направленности факторы 1 и 2 можно считать побуждающими, а факторы 3 и 4 - сдерживающими. Равновесие между ними во многом определяет уровень просоциального поведения личности.

5. Качество просоциального поведения зависит от параметров трех видов: функциональных, аксиологических и волевых (энергетических). Оптимальный уровень просоциального поведения наблюдается при достаточной выраженности в образе Я всех трех видов параметров.

6. В условиях социального и экономического кризиса для поддержания просоциального поведения требуется более высокая интенсивность в проявлении волевых (энергетических) параметров. Одним из проявлений такого изменения служит возрастание значения агрессивности, соперничества, конкурентности для социальной адаптации индивида. Об этом же свидетельствует возросшее число лиц властно-лидирующего типа среди хорошо социально адаптированных. В общем, можно говорить о том, что возросшая агрессивность социальной среды изменила просоциальное поведение людей, сделав его более жестким, активным и напряженным.

Одновременно за последние годы во II -ой и, особенно, в III-ей возрастной группе снизилось количество лиц, считающих себя хорошо социально адаптированными и поддерживающими полноценное просоциальное поведение. У этой категории лиц снизилась общая самооценка, возросла неуверенность в себе, снизился уровень притязаний.

7. Как показали проведенные исследования, наметилась тенденция к некоторому отчуждению от ценностей и целей социума. На этом фоне возросла ценность личного успеха, эгоистическая направленность субъекта уже не оценивается однозначно отрицательно.

8. При сравнительном анализе актуального, зеркального и идеального Я испытуемых (особенно во II-ой и III -ей возрастной группах) часто обнаруживался скрытый конфликт между функциональным и аксиологическим аспектом образа Я. Конфликт сосредоточился вокруг противоречивых оценок понятий "эгоизм - альтруизм", " соперничество - взаимовыручка ". С одной стороны, условиями успешности социального поведения регулярно признаются эгоизм и агрессивность, с другой стороны - эти же качества с этической точки зрения оцениваются отрицательно. Мы считаем, что этот конфликт характерен для социальных условий, сформировавшихся

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...