Групповые методы обучения.
Переход к личностно-ориентированной модели обучения повышает интерес к групповым методам обучения. К ним мы относим групповое решение задач, групповую дискуссию, метод фокус-групп и различные виды деловых игр.
6.2.1. Групповое решение задач. Интерес к данному способу (методу) обучения возник как результат внимания преподавателей к повышению мотивации студентов, более полному использованию их интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В МГМСУ на кафедре хирургической стоматологии проф. И.Ф. Ромачева стала использовать этот метод на этапе подготовки студентов к курации пациентов, пожертвовав традиционным фронтальным опросом. И преподавателями, и студентами были отмечены возросший интерес к занятиям, меньшая скованность при переходе к работе с пациентами. Это позволило более активно внедрять метод группового решения задач. Известно, что совместное коллективное решение задач использовалось ранее в традиционных формах обучения - на семинарских, лабораторных и практических занятиях, нередко подвергаясь критике из-за «ущемления» интересов либо «сильных», либо «слабых» учащихся и создания неблагоприятного психологического климата соперничества, когда товарищи по группе рассматривались как помеха индивидуальному продвижению более сильных студентов. Такое положение объясняет интерес высшей медицинской школы в 60-70-е гг. к программированному обучению, к созданию гомогенных (однородных) по уровню знаний групп. Совместная деятельность студентов в рамках традиционного обучения понималась как сумма параллельно развивающихся индивидуальных деятельностей и не создавала необходимых условий для выявления познавательных и эмоциональных возможностей студентов. Российские педагоги и психологи обратили внимание на большой коллективообразующий эффект групповых способов обучения. При этом они рекомендовали опираться на теорию коллектива, разработанную А.С. Макаренко и его последователями.
В ходе группового решения задач содержание учебной деятельности выступает как средство общения, при этом преодолевается фронтально-индивидуальный характер традиционного обучения, создаются благоприятные условия для актуализации межличностных отношений, развивается ценностно-ориентированное единство, происходит формирование коллектива. Взаимодействие учащихся стимулирует развитие самооценки и саморегуляции, способствует формированию активной жизненной позиции. Внимание к групповым методам решения задач связано с поисками наиболее благоприятных условий выявления творческого потенциала учащихся, формирования профессионального сознания и мышления студентов. При групповом решении задач интегрируется опыт участников учебной деятельности, создается творческий потенциал, не идентичный механической сумме ответов отдельных студентов (например, «Мозговой штурм», «Синектика»). Происходит активизация потенциальных возможностей каждого студента, создаются особые доверительные отношения между студентами и преподавателем. Групповые методы обучения студентов влияют на улучшение качества усвоения (примерно на 20-30% увеличивают «прочность» сформированности действий), формируют положительную мотивацию к учебному предмету и профессии, навыки сотрудничества, взаимопомощи. Групповое решение задач является основным методом в ходе практических занятий на клинических кафедрах до курации пациентов. Преподавателю при данном методе работы следует обратить внимание на следующие моменты.
1. Выбор и постановка целей и задач деятельности (не слишком трудная или легкая, профессионально и личностно значимая для студента). 2. Наблюдение и регуляция учебной деятельности студентов. 3. Контроль и оценка результатов. Каждый преподаватель знает, что научить студентов решать грамотно и рациональными способами профессиональные задачи одномоментно невозможно. Согласно современным представлениям о закономерностях процесса усвоения, для формирования грамотных профессиональных действий необходимо развернуть решение ситуационных задач студентами на основе ориентировочной основы действия, максимально использовать комментирование студентами своих действий, умение отстаивать свою точку зрения. Групповое решение задач наиболее целесообразно на этапе подготовки студентов к курации пациентов (в случае отсутствия пациентов по данной теме решение задач «замещает» курацию, для моделирования ситуации преподавателем используются цветные слайды, видеозапись) и на семинарах субординаторов. Преподаватель может использовать: 1) групповую форму проблемного обучения - анализ ситуации и принятия решения; 2) решение задач по типу «мозгового штурма», синектики как форму группового творческого мышления; 3) игровое решение задачи как коллективно-ролевую форму работы (в наиболее полном виде реализуется в деловой или организационно-деятельностной игре, о чем мы расскажем ниже).
6.2.2. Групповая дискуссия. Существует много форм групповой дискуссии, которая представляет собой определенным образом организованное обсуждение тех или иных вопросов в учебной группе под руководством ведущего. Особенность данного метода состоит в возможности выявить мнения, идеи, переживания сразу нескольких студентов и сопоставить их в непосредственном общении, понять целый комплекс личностных и социально-психологических особенностей участников обсуждения. Перефразируя известное высказывание К. Левина, можно сказать, что легче познать индивидов, собранных в группу, чем познать каждого из них в отдельности. Приведем следующие правила ведения дискуссии. 1. Помни, что дискуссия направлена на разрешение проблемы, а не на создание конфликта.
2. Не говори долго. Соблюдай регламент. 3. Выступай только по теме. 4. Правильно понимай позицию оппонента. Не искажай ее. 5. Умей выслушать до конца. 6. Не давай выход полемическому задору. Помни, что «противник» в дискуссии - не противник в жизни. 7. Если не согласен с оппонентом, не только скажи, что считаешь неправильным, но предложи другое решение. Целесообразно перед началом дискуссии эти правила выдать всем участникам или написать их на доске.1 В чем заключается подготовка дискуссии? 1. Определение цели дискуссии: каков должен быть результат обсуждения. 2. Выбор метода обсуждения: направляемая или свободная дискуссия либо их комбинация. 3. Планирование обсуждения: выбор вступления, подготовка главных вопросов, необходимого справочного материала. 4. Подбор участников дискуссии: желательно 7+2 человека. 5. Выбор времени и места обсуждения: желательно участникам сидеть лицом друг к другу (круглый стол). Как организуется дискуссия? 1. Вводные замечания: указание цели занятия (до 5 минут). 2. Разъяснение цели занятия: как двигаться к цели (5-10 минут). 3. Ведение обсуждения, придерживаясь основного направления, ведущего к цели (40-60 минут). 4. Подведение итогов обсуждения (5-10 минут). 5. Оценка результатов: критический самоанализ ведущего. Каков порядок проведения дискуссии? Начало обсуждения. 1.1. Вводные замечания - сделайте так, чтобы группа почувствовала себя свободно (это может быть шутка, выражение удовлетворения от того, что все собрались вовремя и т.д.). 1.2. Укажите тему или проблему, которая будет обсуждаться (напишите ее на доске). 1.3. Укажите цель занятия (что и за какое время должно быть достигнуто). 2. Разъяснение темы. Можно рекомендовать один из следующих способов: =>указать узловые моменты обсуждаемой темы; =>поставить контрольные задачи, которые должны быть решены; => изложить чье-либо мнение по предложенной теме, описать предшествующие попытки ее решения; => выслушать мнение о степени готовности к дискуссии и другие предложения участников.
Главная цель этого этапа - добиться, чтобы все участники уяснили тему в ее окончательной формулировке. 3. Ведение обсуждения. От начала и до конца необходимо придерживаться основного направления, ведущего к цели. Гибко варьируйте метод обсуждения (свободная или направленная дискуссия) в зависимости от его хода: => побуждайте участников к переформированию оценочных суждений («хорошо»-«плохо») в конкретные предложения; => контролируйте обсуждение: избегайте проявления излишних эмоций, которые ведут к конфронтации участников, к спору; => не допускайте, чтобы кто-то монополизировал обсуждение, предлагайте высказываться конкретно; => мы применяем методику «нейтрализации» лидера дискуссии. Он назначается экспертом, который высказывает свое мнение после завершения обсуждения, но до заключительного слова ведущего; => часто давайте поэтапные обобщения, анализируя ход дискуссии; => фиксируйте полученную информацию в пригодной для дальнейшего исследования форме (ведение протокола дискуссии, запись на магнитофон). 4. Подведение итогов обсуждения в группе: => проанализируйте основные этапы дискуссии и сделанные выводы; => обобщите индивидуальные впечатления участников о проделанной работе и обсудите ее значимость для решения будущих проблем; => отметьте то новое, что прозвучало в дискуссии (факты, их интерпретация и взаимосвязи и т.д.); => поблагодарите членов группы за их участие в сотрудничестве, отметьте достигнутые успехи. 5. Оценка результатов обсуждения. Самоанализ преподавателя после окончания дискуссии предполагает ответы на следующие вопросы. => Было ли обсуждение правильно спланировано и проведено? => Все ли необходимое сказано? Как бы могли повлиять на результаты дополнительные сведения? => Кто помогал разъяснять вопросы? Кто не понял обсуждаемых вопросов? Кто выдвигал полезные идеи? Чья позиция была конструктивной? => Чувствовался ли у участников энтузиазм как результат успешной работы после окончания обсуждения? И т.д. Если по количественному составу учебная группа превышает 10-12 человек, то целесообразно вести обсуждение поставленных проблем в микрогруппах с последующим обсуждением полученных результатов на общегрупповом заседании. Интересными формами общегрупповой дискуссии являются методы «мозгового штурма» и синектики. Эти методы достаточно широко используются при решении конкретных профессиональных проблем. Однако элементы этих методов могут быть применены и в учебном процессе. Метод «мозгового штурма» разработан А. Осборном в 30-е годы как способ эффективного коллективного продуцирования новых идей и решений широкого спектра экологических, научно-технических, социально-психологических ситуаций. Он способствует расшатыванию стереотипов мышления, развитию его динамичности, формирует способность абстрагироваться от существующих ограничений и т.д. Как правило, «мозговой штурм» длится не более 1,0-1,5 часов и состоит из следующих этапов.
1. Организационный этап. Уяснение проблемы. Ознакомление с правилами проведения «мозгового штурма». Формирование рабочих групп (около 5 человек в каждой) и группы экспертов, цель которой - оценка и отбор наилучших идей. Длительность - до 10 минут. 2. Разминка. Основная задача этого этапа - установление атмосферы доверия в группе, преодоление психологических барьеров, препятствующих эффективному обсуждению (скованность, замкнутость, стеснительность и т.д.). Для проведения этого этапа можно рекомендовать некоторые упражнения, предложенные Д. Станфортом и А. Рорком (1977): => взаимоознакомление участников с тем, чтобы каждый участник понимал, что можно ждать от других (короткий рассказ о себе, физическое взаимодействие в парах, упражнение «зеркало» и т.д.); => выполнение совместных групповых упражнений в едином ритме; => обсуждение некоторых психологических проблем (почему люди неохотно выступают первыми, как вести себя в группе, чтобы добиться уважения и т.д.). При обсуждении этих проблем участники могут пробовать себя в разных ролях (эксперта, критика, генератора идей и пр.). Длительность этапа 15-20 минут. 3. Мозговой штурм. Генерация идей идет одновременно во всех рабочих группах. Группа экспертов фиксирует все выдвинутые идеи (10-15 минут). 4. Отбор наилучших идей группой экспертов (10-15 минут). Участники штурма в это время отдыхают. 5. Подведение итогов. Публичная защита группой лучших идей. Правила проведения «мозгового штурма» (по Осборну). 1. Никаких замечаний и критических высказываний - они мешают формулировке новых идей. 2. Приветствуется «парение мыслей». Чем необычнее идея, тем лучше. 3. Чем больше предложений, тем выше вероятность появления новых идей. 4. Желательна комбинация идей, а также их развитие. 5. Высказываться кратко, избегать развернутой аргументации. 6. Одни генерируют идеи, другие обрабатывают их. Метод синектики, предложенный У. Гордоном, имеет общие элементы с «мозговым штурмом». Кроме того, используются четыре приема, основанные на аналогии: 1) прямая аналогия (как решаются проблемы, похожие на данную); 2) личная аналогия (войти в образ рассматриваемого в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); 3) символическая аналогия (дать в нескольких словах образное определение сути проблемы); 4) фантастическая аналогия (как бы эту проблему решали сказочные персонажи). Как уже отмечалось, метод групповой дискуссии (или отдельные его элементы) может найти достаточно широкое применение при различных организационных формах проведения занятий. На семинарских занятиях групповая дискуссия может занимать основное время активной работы, на практических занятиях - во многом заменить традиционные опросы, на лабораторных занятиях - предшествовать выполнению лабораторной работы (или, напротив, проходить после ее завершения). -Вполне допустимо использование элементов дискуссии и на лекциях. Метод фокус-группы, или групповое фокусированное интервью, - это еще один метод, адекватный специфике высшего медицинского образования. Этот метод напоминает форму консилиума, заключения по поводу врачебной ошибки, жалобы (обоснованной или необоснованной) пациента. Для обсуждения одной проблемы сталкиваются интересы от 10 до 12 человек. В настоящее время метод фокусированного интервью используется как в учебных, так и в исследовательских целях. Отличительные особенности фокусированного интервью заключаются в следующем: —> интервьюируемые лица являются участниками учебной или реальной жизненной ситуации; — > ситуация изучается педагогом заранее для выявления наиболее значимых вопросов и предварительных гипотез; —> на основе предварительного анализа педагог разрабатывает план проведения интервью; —> интервью направлено на получение от респондентов (в нашем случае - студентов) их видения и определения исследуемой ситуации и фокусируется на их субъективных переживаниях. Предварительные ответы помогают не только проверить гипотезы, но и выявить иногда совершенно непредвиденные реакции, дают импульс для формулирования новых гипотез. Специалисты подметили, что фокусированное интервью в силу нестандартизированного характера занимает промежуточное положение между «направленным» и «ненаправленным» интервью, позволяя фокусировать обсуждение на конкретной проблеме («направленное интервью») и использовать свободу формы высказываний обучающихся согласно «ненаправленному интервью». Этот метод групповой дискуссии чрезвычайно интересен при обучении интернов, ординаторов, врачей. Получение субъективной информации при «столкновении» разных точек зрения позволяет увидеть обсуждаемые проблемы более глубоко и разносторонне, выявить целый комплекс личностных и социально-психологических проблем. Этапность проведения определяется в соответствии с правилами ведения дискуссии, а успех во многом зависит от руководителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|