Упражнение №10 «Пожелания»
Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками из неблагополучных семей. Психологический тренинг как метод активного социально- психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т.д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Цель: Исследование эффективности социально- психологического тренинга с подростками из неблагополучных семей. Например, Задачи: 1. Изучить проблему семейного неблагополучия. 2. Проанализировать психолого педагогические особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье. 3. Изучить особенности организации социально- психологического тренинга с подростками. 4. Разработать практические рекомендации ведения социально- психологического тренинга с подростками. Участники исследования: участниками исследования являлись подростки 13-14 лет. Место проведения: школа Заключительный этап. - упражнения - прощание. Приблизительный расчет времени: Встреча 1. Количество упражнений 6. Время 100 мин Встреча 2. Количество упражнений 11. Время 140 мин
Правила. Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать се выработанные правила на доске.
1. Правило одного микрофона: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молчат. 2. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает. 3. Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками. 4. Правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чем опыт обсуждается, может закрыть тему. 5. Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. Встреча 1. «Мир во мне» Цели: · Создание условий для лучшего знакомства; · Определение особенностей личности каждого участника; · Создание климата психологической безопасности. Ход занятия. Приветствие. Упражнение №1. Игра «Имя» Назначение: · узнать и запомнить имена всех участников тренинга; · снятие возможных затруднений при обращении друг к другу. Каждый участник по кругу называет имена всех, кто уже представился до него, последним называя свое имя. Упражнение №2. «Знакомство». Назначение: · формирование первого впечатления друг о друге; · определение особенностей общения участников; · формирование установки на взаимопонимание. Варианты: «Кто я» Раздать участникам по 10-15 карточек, на каждой из которых они должны написать по одному своему качеству, а затем сами участники ранжируют карточки по значимости. Проводится обсуждение. Обратить внимание на то, какие характеристики себя у каждого из ребят преобладают – негативные или позитивные, что для каждого наиболее значимо в своей личности, насколько ярко проявляются качества, стоящие по рангу на последних местах, хотел бы субъект избавиться от них или нет. «Интервью». У каждого члена группы по очереди, все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: Твой любимый цвет? Есть ли у тебя хобби? и т.п.
«Проективный рисунок». Каждый член группы на листе бумаги символически изображает себя реального и себя идеального (каким бы ему хотелось быть). Обсуждая рисунок, сначала предоставьте слово другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, какое настроение он предает своим рисунком, чем отличается изображение реального «Я» от идеального, что, по мнению группы, данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на уточнение, понимание. Вопросы для обсуждения: - кратко рассказать, по одному человеку, что понравилось – не понравилось в задание - какое первое впечатление о группе - получилось ли установить взаимопонимание Упражнение №3. «Разминка» Назначение: · снятие напряжения, усталости; · сплочение группы; · создание доброжелательной атмосферы. Варианты: «Молекулы». Все игроки – «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2, по3, по 5 т.п.) Молекулы большей или меньшей величины, по сравнению с заданной, должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры. «Заросли». Один из членов группы пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками. Упражнение №4 Рефлексия «Здесь и теперь». Назначение: · Отработка навыка рефлексии. Дать понятие рефлексии. Объяснить участникам необходимость ее проведения в начале и конце занятий. Рефлексия (от лат. «рефлексио» - обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира анализ собственных мыслей и переживаний, размышления о самом себе, осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди. Рефлексия не только позволяет познать себя, но и во многом способствует взрослению человека. Задание: Предложить каждому участнику высказать свое понимание происходящего, в группе и с группой, описать свои чувства, переживания, ожидания от участия в тренинге реальности.
Упражнение №5 Задание на самопознание: Назначение: · отработка навыков анализа своего поведения, поведения окружающих людей, возникающих ситуаций; · осознание своего психологического состояния. Предложить ведение дневника самонаблюдений. Вести записи всего, что происходило на тренинге, мысли, чувства, причины различных переживаний и т. д. Упражнение №6. Прощание. Ритуал прощания участники группы придумывают сами.
Встреча 2 «Мир вокруг меня» Цели: · Помочь участникам зафиксировать и на этой основе начать развивать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, их поведение, ситуации, возникающие в процессе общения; · Формирование чувствительности к невербальным средствам общения. Ход занятия. Приветствие. Упражнение №1 «Рефлексия» (10- 15 мин.) Узнать у ребят о выполнении задания на самопознание (как справились, какие трудности возникли, почему). Попросить одного из ребят зачитать из дневника фрагменты записей. После этого все остальные участники описывают свои ощущения, возникающие во время прослушивания, и пытаются определить чувства автора, которые он испытывал при написании или зачитывании. Сам автор подтверждает или передает слово следующему члену группы, дневниковые записи которого он хотел бы услышать. Упражнение №2 «Представь партнера» (работа в парах). Назначение: · отработка навыка адекватно воспринимать других людей, их поведение; · развитие видения других людей. Участники разбиваются на пары. Один из пары представляет другого (каким он видит своего партнера). Упражнение №3 «Мимика и жесты» Назначение: · развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения; «Эмоции». Каждый участник группы только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость. То же самое при помощи мимики (без жестов). «Письмо с заданием». Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с заданием, например, «написать письмо», «переставить мебель» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивается написанное в записке с выполнением.
Упражнение №4 «Разминка». «Былинка на ветру». Участники встают в круг. Один из группы встает в центр круга. Закрывает глаза. Остальные стоят лицом внутрь круга, плотно прижавшись друг к другу, и, раскачивают стоящего в центре. Упражнение №5 «Диалог руками» (работа в парах) Назначение: · определение и развитие умений чувствовать, понимать другого человека. Участникам предлагается разбиться по парам. Один из партнеров закрывает глаза. Другой в это время пытается с помощью рук передать свое состояние своему партнеру, который должен определить, что передает ему его партнер. Упражнение №6 Задание на самопознание: 1. написать мини- сочинение «Каким я вижу каждого участника тренинга» используя метод ассоциаций; 2. разговор с воображаемыми людьми перед зеркалом. В заключении Упражнение №7 «Назови сильные стороны» Назначение: · формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе; · развитие умений думать о себе в позитивном ключе. Каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности, и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий не брал в кавычки свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, безо всяких «ну» и «если» и т.п. Упражнение №8 «Встреча через 10 лет» Назначение: · выявление уровня осознания участниками своих личностных особенностей и возможностей влияния их на развитие личности и на жизненный путь в целом. Примечание: это одна из самых сильных процедур тренинга и проводить анализ после ее окончания не следует. В ходе подготовки и проведения встречи ведущий по возможности не участвует, реагируя только на прямые вопросы и просьбы к нему. После того, как участники все обсудят и подготовятся у встречи, предложить им выйти за дверь на 10-15 мин. И вжиться в образ себя через 10 лет. Упражнение №9 «Связующая нить» Назначение: · формирование чувства близости с другими людьми; · принятие членами группы друг друга; · формирование чувства собственной значимости. Члены группы, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток, сопровождая это высказываниями, начинающимися со слов типа: «Я рад знакомству с тобой, потому что…» Когда клубок вернется к тому, кто начинал, членам группы следует натянуть нить, закрыть глаза и погрузится в состояние, способствующее принятию себя, других людей, окружающего мира.
Примечание: перед заданием на самопознание попросить участников тренинга просмотреть свои дневники, особенно обратив внимание на выполнение задания после восьмой встречи. Затем провести глубокую рефлексию групповых процессов, качественных изменений, произошедших с каждым в ходе работы, проанализировать полученные коммуникативные знания, умения, навыки. После того как каждый по кругу выскажет свое мнение, предложить в ходе групповой дискуссии выработать программу действий по развитию полученных коммуникативных умений в реальной жизни. Оценить по 10-бальной шкале свою удовлетворенность итогами тренинга, потребность в дальнейшем самосовершенствовании, работу консультанта. Упражнение №10 «Пожелания» Каждый участник тренинга обращается с пожеланиями к группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|