Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ГЛАВА 4. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ





 

ТЕМА 19 . Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация

 

Финансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным признакам:

• налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использова­ния муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

• собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

• законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государст­венных полномочий;

• принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

• входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципаль­ным предприятиям и учреждениям.

Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюдже­тов всех уровней в РФ введена единая бюджетная классификация, установлен­ная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе про­изводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не на­рушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ,

Федеральный закон 2003 г. разграничил источники доходов и расходные пол­номочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы вы­равнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, переда­ваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки нало­говых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований разных типов, установлены новым Бюджетным кодексом РФ.

Доходы местных бюджетов

К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от привати­зации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося па территории муниципального образования, установленные в соответствии с федеральными законами платежи в местные бюджеты за пользова­ние недрами и природными ресурсами.



Направлениями увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

• увеличение налогооблагаемой базы за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муни­ципального образования;

• повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциа­ция в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

• повышение эффективности работы муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;

организация работы но оперативному учету и погашению задолженности пе­ред бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет;

• применение методики социально-экономической оценки и финансовых по­следствий предоставления льгот, в том числе в виде пониженной ставки но уплате налогов и сборов;

• организация учета и планирования доходов бюджета от предприниматель­ской деятельности в целях их повышения;

• разработка эффективных инвестиционных и социально значимых проектов и программ, под которые могут быть получены на условиях софинансирования субсидии из соответствующих фондов субъектов РФ;

• использование в отдельных случаях заемных средств.

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаи­модействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

Еще одним дополнительным источником доходов для крупных муниципаль­ных образований (с числом жителей более 200 тыс. человек) может быть Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, образованный Пра­вительством РФ в составе федерального бюджета с целью активизации деятель­ности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъ­ектах РФ и муниципальных образованиях. Субсидии из этого Фонда предостав­ляются на конкурсной основе муниципальным образованиям, осуществившим программы реформирования муниципальных финансов. В программе реформи­рования муниципальных финансов могут быть такие мероприятия, как рефор­мирование бюджетного процесса, совершенствование системы управления инве­стициями, реформирование системы муниципального заказа, повышение эффек­тивности использования муниципального имущества, внедрение среднесрочного финансового планирования, повышение открытости управления муниципальны­ми финансами и др.

Расходы местных бюджетов

Федеральный закон 2003 г. предоставляет органам местного самоуправления зна­чительную самостоятельность в определении направлений расходов местных бюд­жетов в пределах имеющихся у них финансовых средств и с учетом закреплен­ных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавли­вать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения.

Муниципальные минимальные социальные стандарты — это показатели объ­емов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории кон­кретного муниципального образования. Примерами муниципальных минимальных социальных стандартов являются: фактический размер жилой площади и размер доходов па одного жи­теля, при недостижении которых он может претендовать па получение жилой площади па условиях социального найма, норматив расхода воды па одного жи­теля в квартирах, не оборудованных счетчиками расхода воды, частота (интер­вал) движения маршрутов муниципального транспорта на отдельных направле­ниях, доля оплаты родителями содержания ребенка в детском саду и возможные льготы но оплате и т. д. На основе этих данных определяются нормативы бюд­жетных расходов по соответствующим статьям. Муниципальные социальные стандарты устанавливают только объемы, качество и в отдельных случаях сроки (периодичность) предоставления бюджетных услуг. Их нельзя смешивать со стан­дартами безопасности, правилами технической эксплуатации, санитарными, эко­логическими и другими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральными правовыми актами и подлежат обязательному исполнению.

Муниципальные социальные стандарты не могут применяться при выполне­нии органами местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий. Нормативы бюджетных расходов па эти полномочия должны определяться соответствующими органами государственной власти па основе федеральных или региональных минимальных социальных стандартов.

Таким образом, в стране возникает многоуровневая система минимальных социальных стандартов (феде­ральные, региональные, муниципальные), причем тот уровень бюджетной системы, который устанавливает соответствующие социальные стандарты, обязан обеспе­чить и их финансирование.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, не получаю­щих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, самостоятельно опре­деляют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, ра­ботников муниципальных предприятий и учреждений.

Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обяза­тельств в соответствии с требованиями Бюджет­ного кодекса РФ.

Самыми крупными статьями расходов большинства местных бюджетов явля­ются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохра­нение. В некоторых муниципальных образованиях на эти три статьи расходуется до 75-80% бюджетных расходов. В перспективе структура расходов будет ме­няться. В частности, будут сокращаться расходы на финансирование жилищ­но-коммунального комплекса в связи с передачей бюджетных средств на эти цели от жилищно-эксплуатационных организаций к гражданам, причем выплата жилищных субсидий будет финансироваться через федеральный бюджет и бюд­жеты субъектов РФ.

В бюджете текущих расходов могут выделяться «защищенные статьи», по ко­торым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах. К та­ким статьям обычно относятся расходы на заработную плату, оплату коммуналь­ных и транспортных услуг бюджетных организаций, питание в бюджетных учре­ждениях (больницах, детских учреждениях и др.), медикаменты, выплату посо­бий и компенсаций и др.

Особое значение в числе этих направлений имеет переход от сметного финан­сирования бюджетных расходов по статьям экономической классификации (на заработную плату, на топливо и т. д.) к так называемому «бюджетированию но результатам». Это означает, что бюджетные средства должны выделяться не на содержание бюджетной организации, а на полученный ею результат в виде объ­ема и качества оказанных бюджетных услуг или па достижение каких-то задан­ных целей (программно-целевое финансирование).

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.