Основные термины и понятия
Семинар 1. Научные подходы к организации процесса управления персоналом организации. Вопросы 1.Управление персоналом: основные направления трансформации в ХХ веке. 2. Управление человеческим ресурсом: цели, задачи, особенности. 4. Служба управления персоналом: цели, роль и статус в современной организации. 5. Особенности организации деятельности кадрового подразделения в системе государственной службы. 6. Кадровая политика и кадровая стратегия организации. 7. Кадровые технологии: классификация, особенности управления Семинар 2. Базовые и инновационные кадровые технологии Вопросы
Основная литература
Дополнительная литература
Государственная кадровая политика [Электронный ресурс]. – URL: http://www. aromamax. ru (дата обращения: 29.09.2009).
Мальковская А.О. Повышение результативности труда государственных гражданских служащих как основная задача рформирования государственной гражданской службы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oad.rags.ru (дата обращения: 16.11.2009). Нечитайлов Ю.В. Современные кадровые технологии – инструмент инновационного управления руководителя государственного учреждения // Креативная экономика. — 2008. — № 8 (20). — c. 97-102. — http://www.creativeconomy.ru/articles/2574/
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Адаптация сотрудников – процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системы неформальных связей. Авторитарный стиль – методы и формы руководства, при которых руководитель в принятии решений всегда ориентируется на свои цели, критерии и интересы, централизацию управления, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. Анализ деятельности – кадровые мероприятия, направленные на определение целей, задач и компонентов конкретного вида работ, а также условий ее эффективного выполнения.
Аттестация - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям. Безопасность труда – это ответственность администрации, которая обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие травматизм, создавать санитарно-гигиенические условия, исключающие возникновение профессиональных заболеваний персонала. Аутсо́рсинг — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Внешняя среда организации – это такие элементы внешнего окружения организации, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и т.д. Внутренняя среда организации – это внутренние переменные организации (цели, структура, задачи, технология и персонал). Высвобождение персонала – движение работников, обусловленное ликвидацией рабочих мест или такой их реорганизацией, при которой изменяются требования к профессии (специальности), или квалификации работника, а также в связи с расторжением трудового договора по инициативе одной из сторон (работодателя и работника) или уходом на пенсию. Государственная кадровая политика заключается в определении стратегии работы с кадрами на общегосударственном уровне, целью которой является формирование, развитие и рациональное использование трудовых ресурсов страны.
Гуманистический подход к управлению - подход, рассматривающий организацию как культурный феномен. Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места. Демократический стиль – методы и формы руководства, основанные на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива и должен выражать интересы большинства. Он может выявить, принять и реализовать стратегические цели организации, сочетая групповые интересы.
Дисциплина труда – закрепленные правом или другими социальными нормами система трудовых отношений в коллективе, направленная на поддержание надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой деятельности. Доктрина командного менеджмента – подход, ориентированный на стимулирование творческой групповой активности при решении нестандартных задач. Этот подход позволяет повысить социальное и культурное творчество работников, самоорганизацию, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость. Доктрина контрактации индивидуальной ответственности – подход, ориентированный на стимулирование индивидуального профессионального развития специалистов, за счет включения личной заинтересованности и персональной ответственности. Доктрина научного управления - (научной организации труда) — технократический подход, коренящийся в философии позитивизма, был перенесен в практику организации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем. Благоприятной средой для реализации доктрины являются организации, в которых доминирует бюрократическая организационная культура. Доктрина человеческих отношений - гуманитарный подход, ориентированный на гуманизацию трудовых процессов, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой организации. Должностная инструкция – внутренний правовой документ организации, регламентирующий назначение и место работника в аппарате управления, функциональные обязанности, права, ответственность и поощрение работника. Дополнительная заработная плата – включает в себя различные виды доплат, надбавок и компенсаций за дифференцированные условия труда и квалификацию работника. Затраты на персонал - интегральный показатель, включающий совокупность расходов, связанных с привлечением, вознаграждением, стимулированием, решением социальных проблем, организацией работы и улучшением условий труда персонала. Имидж организации - ее образ на внешнем и внутреннем рынке труда. ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio – намерение, тенденция, стремление) направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Кадровая политика – это совокупность способов воздействия на персонал для достижения целей организации, позволяющих внести эффективный вклад в осуществление стратегии предприятия и привить персоналу социальную ответственность перед предприятием и обществом.
Кадровое планирование – целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Кадровый контроллинг – координация целеполагания, планирования, контроля и информации. Кадровый потенциал предприятия (от лат. potentia — возможность, мощность, сила) — это общая (количественная и качественная) характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия; это имеющиеся и потенциальные возможности работников, как целостной системы (коллектива), которые используются и могут быть использованы в определённый момент времени. Кадровая технология — это средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование. Кадровый резерв – это группа кандидатов, специально отобранных для будущего замещения определенных должностей. Коллектив - средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии. Контроль за обучением – процесс измерения и оценки результатов реализации планов обучения и учебных программ, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих удовлетворение потребности в обучении персонала. Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, к5ритериев, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации. Карьера – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьерное пространство - это относительно обособленная совокупность должностей должностной структуры, задающая необходимые условия для реализации профессионального опыта специалиста. Карьерограмма - перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации. Карьерограмма – это формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте. Команда – сплоченная рабочая группа, для которой характерно взаимопонимание и слаженная, согласованная работа. Конфликт - процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций. Начинается с конфронтационной (военной) фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой). Коммуникация - способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Либеральный стиль - методы и формы руководства, ориентируемые на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, соблюдение паритетов интересов. Групповое принятие решений. Руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний. Лидер – глава, руководитель, лицо пользующееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе. Лидерство - способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей. Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач. Маркетинговая информационная система - система обмена сведениями, позволяющая специалистам по маркетингу персонала анализировать, планировать, и реализовывать маркетинговые мероприятия. Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. Мотив – это волевой импульс, преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на достижение тех или иных потребностей. Мотивация – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Набор персонала – массовое привлечение на работу персонала в какую-либо организацию. Набор предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала. Наем персонала – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. Невербальная коммуникация - передача информации посредством языка телодвижений и параметров речи. Параметры речи - интонация, тембр голоса, частота дыхания, выбор слов, громкость голоса и т.д. Недирективные методы высвобождения персонала – способ несилового доведения до индивидуального сознания каждого сотрудника необходимости изменить место своей работы, использование эмоционально-ценностных мотивов при формировании решения об увольнении, преодоление негативного отношения к решению руководства о необходимости ухода из организации. Неформальные группы – свободно образованные малые группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей. Нормирование – мероприятие по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии. Обучение персонала – процесс обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления, т.е. получение новых знаний по базовой специальности; повышение квалификации, переподготовка для приобретения новой специальности. Оперативное планирование – краткосрочное, ориентированное на достижение отдельных оперативных целей. Оплата труда – основной мотив трудовой деятельности и денедный измеритель стоимости рабочей силы. Обеспечивает связь между результатами труда и его процессом, отражает количество и сложность труда. Оптимальный размер заработной платы – предполагает установление оплаты труда в таком размере, чтобы он обеспечивал рентабельную работу предприятия, нормальное воспроизводство рабочей силы в соответствии с квалификацией, возрастом работника. Органический подход к управлению - рассмотрение организации аналогично живой системе, существующей в окружающей среде. Организационно-кадровый аудит — оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации. Основная заработная плата - обеспечивает минимальный размер оплаты труда при условии отработки необходимого количества рабочего времени, стимулирует рост профессионального мастерства и повышение квалификации работника. Отбор персонала – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность. Оценка труда - мероприятия по определению соответствия количества и качества труда персонала требованиям технологии производства. Патернализм - идеология и практика управления людьми, особая форма осуществления власти, при которой субъект отождествляется с отцом большой патриархальной семьи, \"по-отечески\" заботится о своих подчиненных, а те, в свою очередь, обязаны отвечать \"сыновней\" преданностью и послушанием. Переподготовка – получение второй рабочей профессии или специальности для обеспечения загрузки персонала и повышения эффективности его труда. Планирование потенциала – ориентация кадрового планирования на выявление потенциалов персонала для получения преимуществ в соревновании с конкурентами. Повышение квалификации – способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники, экономики. Целевая интенсивная подготовка. Потребность – нужда, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Психофизиология труда – учет требований физиологии и психологии труда, в частности учет динамики работоспособности, факторов, влияющих на утомление работника, и времени, необходимого для восстановления работоспособности. Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Профилактика конфликтов – работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами по созданию социальных условий, обеспечивающих, в случае их возникновения, безкризисный и быстрый переход к политической, а затем и к управленческой фазе, при минимальной деструктивности возможных издержек. Профессиографический анализ - анализ работы исполнителя, выделение основных задач, результатов, процессов, схем взаимодействия, максимально полно описывающих деятельность. Профессиональная ориентация – представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям. Профессионально - квалификационное продвижение – это комплекс мероприятий, направленный, во-первых, на планомерное заполнение вакантных мест не столько за счет приема работников со стороны, сколько посредством подготовки и внутрипроизводственного перемещения собственного персонала, в целях стабилизации коллектива и накопления человеческого капитала. Развитие персонала — система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры. Ролевая структура коллектива - определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Система управления персоналом – это система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций. Социализация - усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса). Социальная группа - относительно устойчивая группа людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества. Социальная эффективность - один из двух компонентов цели управления персоналом в организации, характеризующий степень реализации ожиданий, потребностей и интересов наемных работников с учетом их многообразия и комплексности. Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем... Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем. Стиль руководства - совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя. Стимул - те или иные блага (предметы, услуги, ценности и т.п.), способные удовлетворить потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Стимулирование труда – предполагает создание механизма, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становиться необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда. Стратегическое планирование – проблемно-ориентированное, долгосрочное планирование. Структура оплаты труда - совокупность денежных выплат работнику, включающая основную и дополнительную заработные платы, вознаграждение, премию за конечный результат и материальную помощь. Субъект государственной политики - носитель определенных законом компетенций, прав и ответственности в разработке и реализации государственной кадровой политики, активный участник кадровых процессов. Тактическое планирование – среднеориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом. Текучесть персонала - движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником. Теория человеческого капитала - концепция, рассматривающая человеческую составляющую организации в терминах стоимости и цены. Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, закономерностей, принципов и методов управления персоналом. Условия труда – совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека, удовлетворенность трудом, а потому и его результативность.
Экономическая эффективность - одна из двух целей управления персоналом, характеризующая достижение целей организации по созданию или коммерциализации товаров и услуг путем использования сотрудников на основании принципа экономичного расходования имеющихся в ограниченном количестве ресурсов. Экономический подход к управлению - подход, в соответствии с которым организация означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо. Эффективность управления - один из основных оценочных показателей управления, определяемый посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение.
Вопросы к экзамену для ГИМУ 1. Эволюционное развитие теорий управления персоналом. 2. Отечественный опыт управления персоналом. 3. Персонал как объект и важнейший ресурс организации. 4.Субъекты управления персоналом. 5.Принципы управления персоналом. 6.Функции управления персоналом. 7.Методы управления персоналом 8.Управление персоналом как профессия 9.Служба управления персоналом: цель, задачи, функции, статус. 10.Менеджер по управлению персоналом: роль, функции, требования, предъявляемые организацией. 11.Система управления персоналом государственного органа: элементы, среда, связи, целевое предназначение. 12. Задачи кадровой политики в условиях реформы государственной службы. 13.Кадровая политика организации: цели, задачи, направления, особенности формирования и осуществления. 14. Проблемы управления персоналом в системе государственной службы. 15.Кадровый потенциал организации: виды, структура, содержание, использование. 16.Планирование и развитие карьеры персонала в организации. 17.Стратегии развития организации и персонала: типы стратегий, связь, осуществление. 18.Планирование и определение потребности в персонале. 19.Маркетинг персонала. 20.Набор и отбор персонала: этапы, методы, источники, результативность. 21.Профессиональная ориентация и адаптация персонала в организации. 22.Анализ и проектирование рабочего места. 23. Особенности управления персоналом в системе государственной службы. 24. Обучение персонала: виды, формы, процесс, реализация. 25.Расстановка, ротация как виды движения персонала в организации. 26.Оценка персонала: виды, процедура, методы, критерии. 27. Аттестация персонала: цели, этапы, итоговые решения. 28. Высвобождение персонала. 29. Диагностическая модель управления персоналом. 30. Теории мотивации, их классификация. 31.Вознаграждающее управление. 32.Формы нематериальной мотивации персонала. 33. Классификация кадровых технологий. 34. Цели, принципы и приоритеты государственной кадровой политики. 36. Инновационные кадровые технологии. 37.Эффективность руководства и ее составляющие. 38.Безопасность и условия труда персонала. Управление деятельностью по их обеспечению. 39.Экономическая и социальная эффективность в управлении персоналом организации. 40.Критерии эффективности деятельности службы управления персоналом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|