Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение цветотеста в консультативной практике




РУКОВОДСТВО

Цветовые таблицы, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца.

Необходимо обязательно соблюдать четыре следующих указания, иначе результат окажется неправильным:

1. Обследуемый должен придерживаться предлагаемых стандартных цветовых стимулов, ему не позволено представлять себе, к примеру, более светлый или более "красивый" цвет;

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию;

3. Обследуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен, при этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводяшими вопросами;

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин или автомашины.

Важно знать, что начиная со школьного возраста, каждый сможет сказать, какой цвет ему симпатичнее других. Исключение составляют редко встречающиеся люди, страдающие абсолютным расстройством цветоощущения и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, нередко приходится сталкиваться со следующими отговорками:

"Мне все цвета одинаково симпатичны", "Они мне все не нравятся", "Важно знать, для какой цели

я выбираю цвет – для цветка или автомобиля?", "Все зависит от настроения, с которым выбирают", "Для каждого человека цвет имеет разное значение", "Цвета предпочитают или отклоняют потому, что они напоминают о чем–то определенном и личностно важном".

Тот, кто под подобными предлогами утверждает, что не может решиться на выбор, просто заторможен в своих высказываниях. Он хотел бы добиться хороших результатов, но сомневается в успехе. Поэтому он ищет объективные параметры ("Я должен знать, для чего я выбираю"), либо он оправдывает свою сдержанность, прибегая к различным уловкам. Исследователь должен отклонять подобные аргументы и не соглашаться с такими доводами.

Если принятие решения сопряжено с трудностями, то следует спросить: "Ведь Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше других?" Если решение наконец принято, то обычно дальше дело идет без затруднений. Лиц, склонных к противоречиям, можно склонить к решению следующим вопросом: "Для Вас все цвета одинаково хороши?"

ВЫБОР СЕРОГО ЦВЕТА

Сначала показывают таблицу серых цветов, спрашивая – "Какой из пяти цветов Вам нравится больше всего?" Цифру, которую обследуемый называет как наиболее симпатичный цвет, вносят в первую клетку протокола таблицы номер 1 серого цвета. Цифру второго предпочитаемого цвета заносят во вторую клетку, справа от первой. Затем в категорической форме спрашивают: "Какой цвет Вам нравится меньше всего?" Цифра этого самого несимпатичного цвета заносится в последнюю клетку. Объяснение субтеста ищут в комбинации двух предпочитаемых (+) цветов и отрицаемого цвета (–). Целесообразнее расшифровывать субтест после завершения всего тестирования.

ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ СУБТЕСТ

Ранговое распределение восьми цветов второго субтеста заносится во второй раздел протокола в верхний ряд клеток. Нижний ряд заполняют при повторении выбора восьми цветов. Никогда не следует забывать повторно использовать восьмицветную таблицу после того, как выбор завершен по всем цветовым субтестам.

Без какого бы то ни было вступления прямо спрашивают: "Какой из восьми цветов Вам нравится больше всего?" Затем записывают цифру названного цвета. "Какой цвет Вы поставили бы на второе место? На третье? На четвертое и пятое?" Цифры цветов записываются друг за другом слева направо. Затем запись прерывают и дописывают строку уже в обратном направлении: "Какой цвет Вам нравится меньше всего?" Цифру самого несимпатичного цвета фиксируют в конце ряда. Затем спрашивают: "Какой следующий цвет Вам нравится меньше других?" Так получают полную последовательность ранжирования цветов – от самого симпатичного до самого несимпатичного.

ОЦЕНКА ВОСЬМИ ЦВЕТОВ

Два самых симпатичных цвета получают знак "-Ь". Вторая пара (приятные цвета) – знак "х". Третья пара (безразличные цвета) – знак "=". Оба несимпатичных цвета получают знак "–". Таким образом, каждая пара в ряду получает свой шифр, в соответствии с которым значения цветов толкуются с использованием интерпретационных таблиц.

Если на седьмом или восьмом месте стоит основной цвет, его после этого ставят на второе место. Так образуется дополнительная комбинация, указывающая на характер компенсации. Таким образом, из отодвинутых на задний план основных цветов, которые в случае психогенного расстройства указывают на неудовлетворенное притязание, реконструируют первоначальное положение. Так, в примере 31540627 из пяти интерпретационных таблиц получаются следующие пять оценок: + 3+ 1,х5х4, = 0 = 6, – 2 – 7, + 3 + 2. При неблагоприятных оценках положения цветопар их обозначают звездочками. Чем большее число звездочек набирается в цветовом порядке, тем проблематичнее и дезорганизованнее поведение человека.

Следует последовательно различать объективное значение цвета и субъективное отношение к нему Цвет и его объективное значение называются "структурой". Как и внешний вид цвета, она для каждого человека является постоянной и неизменной. Субъективное отношение к цвету (симпатия, безразличие или антипатия) называется "функцией", и она изменяется достаточно часто в зависимости от предпочтения.

После получения двух выборов приступают к группировке цветов. Если второй выбор в точности повторяет первый, то это свидетельствует о непреклонности убеждений и эмоциональной ригидности. Напротив, изменение между первым и вторым выбором указывает на гибкость мировоззрения и подвижность восприятий. Очень важно наблюдать за перемещением цветопар из первого во второй выбор. Если при первом и втором выборе получаются цвета с разными знаками, то каждый выбор следует смотреть отдельно.

  + + х = = = = -
1–ый                
2–ой                
  + х х = = = - -

Обычно второй выбор бывает более спонтанным и потому более достоверным, чем первый, особенно при наличии сомнений и колебаний. Поэтому желательно интерпретировать цветопары и отдельные цвета второго выбора.

Если какой–либо цвет является общим для двух различных функциональных групп, следует интерпретировать обе группы, причем пометки делаются таким образом:

  + +         - -
    X X = = = =  
1–ый                
2–ой                
  + +   = = = =  
    X X      

в таблице следует смотреть фуппы +3+1, х1х5, =4=0, =7=2,-2-6,+3-6, +3-2

Если после группирования оказывается, что два цвета из одной группы, при 1–м выборе, разделились при 2–м выборе и стоят отдельно, не имея пары, эти цвета заключаются в квадратик:

  + X X = = = =
1-ый                
2–ой                
  + + X X = =
  + + X х = =

Нужно смотреть соответствующие значения для группы и отдельно 2–X цветов разъединенной пары: +3+2 и +3–2

1–ый                
2–ой                
  + + X  

х5х4, х4 и –5

Если в результате группировки шифры первого и второго рядов не совпадают вовсе, то каждый ряд следует интерпретировать отдельно. Прогноз считается хорошим, если второй выбор дает более благоприятные результаты. Он становится хуже в том случае, если второй выбор показывает менее гармоничные данные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...