Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья является первичным лоном человеческой культуры» И.А.Ильин - русский религиозный философ

В данном изречении русский философ поднимает проблему важности семьи как социального института. Автор уверен, что именно она является одной из главных ячеек общества, формирующей личность человека и, как следствие, всю культуру в целом. В семье каждый рождается лишь индивидом, но, пройдя процесс социализации (а семья – первичный агент социализации), он приобретает общественно значимые черты характера. Особая роль в семье, как считает И.А.Ильин, отводится именно воспитанию ребенку, посредством которого у него и закладываются нравственные, духовные и культурные жизненные ориентиры. Неслучайно религиозный философ также делает акцент именно на «человеческой культуре»: она является совокупностью культуры каждого человека, т.е. его мировоззрения и мироощущения, которые изначально исходят именно от семьи.

Я согласна с точкой зрения автора на данную проблему, ведь семья слывет «фундаментом» не только личности человека, но и всего общества в целом. Именно от настроений и психологической атмосферы внутри нее и зависит, какую «траекторию» жизненного пути выберет воспитанный в ней индивид. Чтобы глубже раскрыть смысл высказывания, необходимо вспомнить некоторые обществоведческие термины: например, что есть общество в широком и узком смысле, индивид, индивидуальность, личность, что есть семья(1.это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью; и 2. это социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших потребностей человека),кто такие агенты социализации(это люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей),кто – первичный, а кто – вторичный агент социализации, не менее важными являются понятия этапов жизненного цикла семьи и ее функции. Однако главным из этого ряда будет функция семьи – социализация, которая формирует индивида как личность.
Для доказательства этого приведу некоторые аргументы. Например, из литературы нам известен роман И. Гончарова «Обломов». Особое место в произведении отводится именно сну главного героя, в котором он вспоминает свое детство в родной Обломовке. Там все было тихо, умиротворенно, казалось, не было никаких тревожащих тебя забот. Жизнь маленького Ильи Ильича и его родителей шла незаметно, переходя от одного года к другому, ведь они ничем не занимались. Воспитание, полученное в такой «ленивой» семье, «сонной Обломовке», и предопределило характер Обломова: он стал бездеятельным, апатичным, вечно скучающим человеком, которому чужда какая-либо активность; такая «культура» личности была заложена именно в семье.

Другой пример предлагает нам история. Нет человека, который бы не знал личность Александра II Романова, Великого реформатора Российской Империи. А ведь становление его мировосприятия произошло именно в семье! Молодой царь получил образование под личным надзором своего родителя, а воспитателем Александра Николаевича был сам В.А.Жуковский, русский поэт. Именно он преподал будущему императору первые уроки нравственности и духовности, что во многом отразилось в его взглядах на политику и общество XIX века. Живя в интеллигентной семье, социализирующей его, он и стал таким же человеком, «культурным» во всех смыслах этого слова, осознал безнравственность крепостного права и впоследствии указом от 19 февраля 1861 года отменил крепостничество. Его понимание важности либеральных реформ, которыми он прославился, шло именно от воспитания в семье.

Таким образом, И.А.Ильин в своем высказывании был абсолютно прав. Нельзя недооценивать роль семьи, благодаря которой индивид «окультуривается», социализируется, приобретает духовное воспитание, что в совокупности формирует его личность.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»

Русский писатель и критик XIX в. В. Белинский утверждал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество». В этом высказывании автор ставит проблему двойственной природы человека: его биологической и социальной сущности.

Биологическая сущность человека заключается в том, что он обладает инстинктами (самосохранения и др.), рефлексами, ему необходимо удовлетворять свои естественные потребности (сон, еда). Социальная же природа человека может "раскрыться" лишь в процессе жизни в обществе, который не возможен без социализации - усвоения общественный норм и правил, получения социального опыта при помощи различных агентов социализации - семьи, школы, ближайшего окружения, армии и т.д. Именно в процессе социализации человек становится личностью, т.е субъектом социокультурных отношений. Важные социальные черты человека - интеллект, способность к сложным эмоциям, речь.

В качестве примера невозможно не привести историю детей-маугли, которые, одичав, не смогли жить в обществе. Некоторые из таких детей умирали, будучи неспособными приспособиться к жизни среди людей. Этот феномен показывает, что для того, чтобы стать личностью, не достаточно "просто родиться в обществе": нужно жить среди людей, общаться, получать социальный опыт и знания. Другой пример - из литературы. В романе Булгакова "Собачье сердце" описывается опыт доктора по превращению собаки в человека при помощи пересадки органов. Но автор не учёл особенностей социальной сущности человека: даже если предположить, что такой опыт реально возможен и происходит успешно, это существо не будет личностью, так как вряд ли сможет "преодолеть" свою животную сущность и стать полноценным субъектом социокультурных отношений.

Таким образом, я считаю справедливым утверждение Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

 

У вас по­лу­чи­лось удач­ное эс­се!
К-1: мысль ав­то­ра рас­кры­та, обо­зна­че­на ос­нов­ная про­бле­ма.
К-2: при­ве­де­ны гра­мот­ные ар­гу­мен­ты в рус­ле под­ня­той про­бле­мы. Рас­суж­де­ния под­креп­ле­ны тео­ри­ей в ви­де по­ня­тий "со­ци­а­ли­за­ция", "лич­ность" (ми­ни­маль­ное тре­бо­ва­ние - ис­поль­зо­ва­ние 2 тер­ми­нов или иных тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний).
К-3: при­ве­де­ны два при­ме­ра из раз­ных ис­точ­ни­ков. Толь­ко в дан­ном кри­те­рии со­ве­тую ука­зы­вать ис­точ­ник при­ме­ра (в пер­вом при­ме­ре он не ука­зан и у про­ве­ря­ю­ще­го мо­жет воз­ник­нуть со­мне­ние в том, что это при­мер). Вто­рой при­мер спо­рен и экс­пет при про­вер­ке мо­жет его не за­счи­тать. Прб­ле­ма в том, что вы рас­суж­да­е­те о двой­ствен­ной при­ро­де че­ло­ве­ка и о со­ци­а­ли­за­ции как пу­ти фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. При­мер с "со­ба­чьим серд­цем" у вас не ил­лю­стри­ру­ет эти по­робле­мы. Его мож­но ис­поль­зо­вать (на­при­мер, рас­крыть мо­мент, ко­гда Ша­ри­ков, став че­ло­ве­ком, в об­ще­стве усва­и­ва­ет са­мые дур­ные чер­ты окру­жа­ю­щих его лю­дей, то есть ста­но­вит­ся лич­но­стью, но сквер­ной), но вы ушли в сто­ро­ну от те­мы эс­се. В ито­ге по К-3 вы по­лу­чи­ли 1 балл за пер­вый при­мер.
В це­лом непло­хо! Но будь­те вни­ма­тель­ны при рас­кры­тии при­ме­ров.
Успе­хов!

Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей

В данном высказывании автор поднимает проблему социальной роли людей. Этими словами он хотел сказать, что наше поведение зависит от того, что от нас ждут окружающие люди.

В обществе поведение человека действительно зависит от ожидания других людей. Под обществом, в широком смысле, понимается обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Модель поведения каждого индивида (представителя человеческого рода, обладающего определенными признаками) определяется его социальным статусом (положением, занимаемым в обществе). Если человек будет действовать так, как общество не желает, то это будет неприемлемым для общества. Можно только с ужасом представить, что с ним произойдёт, если все люди будут делать то, что они хотят. Чтобы контролировать поведение людей используется социальный контроль. Социальный контроль - это механизм регуляции отношений индивида и общества, с целью поддержания порядка. Если человек действует противоречиво своей социальной роли, то общество использует различные социальные санкции (система поощрений и наказаний за то или иное поведение), благодаря которым в мире поддерживается порядок.

Примером того, что наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, мы можем видеть в политике. Если наши политики действуют так, как нам не нравится, то мы отвергаем таких политиков. Мы перестаём поддерживать их на выборах, участвовать в их кампаниях и т.д.

Также проблему социальной роли людей можно видеть и в обычной жизни, стоит лишь включить телевизор. К примеру, недавно в новостях рассказывали про одного человека, который избивал и морил голодом своего сына. У него за это отобрали его родительские права и его собственного ребёнка. Он вёл себя так, как общество считало неприемлемым, и оно наказало его за это.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...