Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лечение по типам нарушения

1. Зрительное расстройство

С клинической точки зрения это, вероятно, наиболее частый случай в офтальмологической практике: у ребенка нормальный или даже выше среднего коэффициент умственного развития, однако читает он гораздо хуже, чем положено в его возрасте. При обследовании зрения выявляется какая-либо проблема с бинокулярностью - например, неспособность фокусировать оба глаза в одной точке или рассогласованность действий глаз (иногда оба нарушения встречаются вместе), что можно обнаружить на довольно ранней стадии. В самом худшем случае это может приводить к путанице в идентификации образов слов, а в лучшем дает ощущение дискомфорта уже после недолгого чтения - в течение 15-20 минут. Проблемы бинокулярности и симметричности зрения не надо путать с его остротой - как правило, такие дети обладают хорошей остротой зрения.

Запомните следующее: при проверке зрения должно тщательно проводиться полное обследование бинокулярности зрения плюс некоторые специальные тесты. Обычная проверка остроты зрения в данном случае является напрасной тратой времени.

Можно встретить многих взрослых, которые, учась в школе, были “середнячками”. Они переходили из класса в класс, но им никогда не приходила в голову мысль, что чтение - это не наказание, что оно может доставлять удовольствие. Нам приходилось обследовать множество людей в возрасте от 20 до 30 лет, пришедших на обычную, рутинную проверку зрения и не высказывающих никаких особых жалоб. В результате обследования у них выявлялись проблемы с бинокулярностью зрения, и после соответствующих расспросов обнаруживалось, что они, по возможности, избегают чтения. Тут пациенты вспоминали, что их всегда обзывали “лентяями” и “медлительными”, так как они долго возились с домашними заданиями, а чаще всего просто их не выполняли. Попытка избежать чего-то, что вызывает ощущение дискомфорта, является нормальной реакцией организма - ведь вы не пойдете на прогулку с гвоздем в ботинке. Точно так же чтение не будет приносить вам удовольствия, если при этом у вас возникают проблемы со зрением, хотя они и не так очевидны, как гвоздь в ботинке (тем, кто закончил школу до того, как их потенциал обучения был исчерпан, можно сказать, просто повезло).

Чтобы убрать препятствие, затрудняющее восприятие печатного текста, обычно используются очки и/или тренировка зрения. Хотя такой “план лечения” может быть сведен в одно короткое предложение, в действительности его выполнение может оказаться длительным и часто болезненным процессом.

При применении методов разработки зрения (визуальной терапии) можно идти двумя путями. Традиционная терапия основное внимание уделяет формированию и совершенствованию вышеупомянутых умений и навыков бинокулярного зрения. Достигается это обычно в относительно короткий промежуток времени - за несколько месяцев. После этого для поддержания достигнутого уровня могут понадобиться специальные очки.

Второй путь выбирают оптометристы, придерживающиеся “развивающего” подхода. Они свято верят, что большинство расстройств зрения и проблем с учебой обусловлены плохо усвоенными в младенческом и раннем детском возрасте навыками (зрительное восприятие, координация действий глаз-рука и так далее). Поэтому они прибегают к соответствующим терапевтическим процедурам по восстановлению и корректировке этих умений и навыков.

Какой же из методов лучше? Все зависит, вероятно, от степени того или иного расстройства. Традиционный подход довольно эффективен при средней степени выраженности симптомов; более сильная симптоматика может потребовать более интенсивного вмешательства, однако этот вопрос пока еще до конца не ясен. Что касается самого ребенка, то даже после коррекции данного расстройства или некоторого ослабления степени выраженности проблемы его нужно учить читать - так, чтобы он мог делать это наравне со своими сверстниками.

Главное здесь - не ждать, пока он будет читать гораздо хуже, чем положено в его возрасте, а потом только обращаться за помощью. В этом случае помощь уже может запоздать, а вершина, на которую ребенку предстоит взобраться, может оказаться слишком высокой.

2. Неспособность к обучению (дислексия)

Наиболее обширной группой является дисфонезия - это “слуховой” или, точнее говоря, “лингвистически-слуховой” тип дислексии. Так как в этом случае человеку трудно декодировать сочетание звуков или букв, лечение концентрируется на обучении опознаванию слов как целого. По крайней мере, это дает возможность ребенку читать. Позже можно попробовать применить фонетический курс.

Такая стратегия обычно приводит к довольно хорошим результатам и улучшает навыки чтения. Противоположным типом является дисэйдезия, при которой ребенку трудно распознавать слова как единое целое. Чтение становится очень медленным и мучительным, так как слова приходится расшифровывать буква за буквой, звук за звуком. Новейшие исследования свидетельствуют, что дисэйдезия в значительной степени обусловлена генетически и лечению практически не поддается. Тем не менее конкретному ребенку можно помочь путем применения косвенной “обучающей” терапии.

Существует несколько специальных курсов обучения чтению, каждый из которых имеет своих приверженцев. Основаны такие курсы на использовании мультисенсорных методик интенсивного обучения. Оптометристы, придерживающиеся “развивающего” подхода, применяют курсы обучения, основанные на формировании зрительно двигательных навыков, что иногда приводит к успеху и позволяет овладеть необходимыми для чтения умениями и навыками.

Какой же метод лучше? Каждый из них что-то дает, но ни один не может обеспечить все. Для родителей это небольшое утешение, но, увы, не на все вопросы существует готовый ответ. Нужно также отчетливо себе представлять, что наличие дислексии любого типа отнюдь не исключает возможности наличия проблем с бинокулярностью зрения. Ребенку-дислексику совершенно не нужно иметь еще и дополнительное препятствие в виде плохого зрения. Полное обследование его зрения является обязательным условием - еще до того, как с ним начнет заниматься специальный преподаватель.

Диснемкинезия проявляется в корявом почерке и написании букв и цифр задом наперед. Здесь оказывается довольно эффективным соответствующее формирование моторных навыков, в частности формирований понятий “лево-право”. Недостаточное развитие ориентационных способностей может влиять и на чтение, хотя играет здесь довольно незначительную роль. Большую помощь в решении этой проблемы могут оказать оптометристы, придерживающиеся “развивающего” подхода.

 

Мнения экспертов

Галина Пилягина, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Украинского Научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии

Популярное мнение о том, что в большинстве случаев дислексия возникает из-за наследственности, ошибочно. Наиболее распространенной причиной является не генетика, а органические расстройства центральной нервной системы (несинхронная работа зон головного мозга) и психологические травмы. Довольно часто псевдодислекстические симптомы появляются у детей, не могущих адаптироваться к школе и переживающих из-за этого сильный стресс.

Определить, дислексия это или просто невроз, может только специалист. Поэтому при первых тревожных сигналах родители обязаны комплексно обследовать ребенка. Профессиональный логопед укажет им на наличие нарушений, но поставить диагноз может только врач-психиатр, ведь дислексия и дисграфия являются психическими расстройствами.

Если при обследовании он не определяет никаких серьезных органических болезней (например, аутизма), тогда проблема решается с помощью так называемой коррекционной педагогики: ребенок занимается с дефектологом или логопедом. И в большинстве случаев дислектическое расстройство частично или полностью устраняется. Родителям нужно понимать, что их дети-дислектики нуждаются в адекватном обучении, а не, как принято считать, щадящем режиме. Сегодня у современных пап и мам наблюдаются две крайности: перезагружать ребенка вне соответствия с его возрастом (разные методики раннего развития), и “недогружать”, перекладывая все воспитание и обучение на плечи школьного образования (обычная учебная запущенность). Первая настолько пагубна, что может послужить причиной возникновения дислексии, вторая - часто встречаемое пренебрежительное отношение к развитию ребенка, которое приводит к запущенным формам логоневрозов.

Игорь Бабий, главный врач Киевского научно-методического центра диагностики “Истина”.

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием “задержка психоречевого развития”. Причем и такой “приговор” нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и “старые” методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы - поход к педиатру, который направляет их к логопеду.

Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму “словесной слепоты” при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца.

Родителям также следует четко уяснить, что заниматься лечением дислексии у ребенка должны несколько специалистов (как минимум, психоневролог, логопед и психиатр). Необходим комплексный подход. Такие модные сегодня профилактики как дельфинотерапия, аминокислотное лечение и т.д., неэффективны.

 

Способы устранения

Как утверждают специалисты, дислексия и дисграфия поддаются коррекции. Существует целая система реабилитации таких детей: это работа с дефектологом, логопедом… Существует специальная двигательная программа, когда ребенок учится правильным движениям, ползаньям, мелкой моторике, учится осознавать свое тело заново. Отчаиваться не стоит и взрослым c дислексией. В этом случае используются компенсаторные возможности организма. Нестандартный подход к чтению и письму, индивидуально подобранные упражнения, правильный психологический подход могут дать очень хорошие результаты.

Родителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход.

Ведь пока в российской школе чаще всего встречаются два варианта развития событий. Один - это когда ребенка просто загоняют в угол, говорят, что этот ребенок необучаемый невнимательный, ленивый и беспокойный. А другой - когда проблему понимают, но ничего с ней сделать не могут.

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

· Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

· Метод кинезиологической коррекции.

· Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

· Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

· Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

· Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.

· Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.

· Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

· Поисковые таблицы слов “Фотоглаз”.

· Метод “озвученного” чтения.

· Метод словесных анаграмм.

· Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии

Рональд Д. Дейвис - инженер, бизнесмен и скульптор, основатель Центра по исследованию проблем чтения при Центре коррекции дислексии в штате Калифорния, США. Как и многие дислектики, в школе ему приходилось трудно, и учителя дружно заявляли, что он - “отсталый”. Несмотря на это, Дейвис был одарен необычным талантом творчества и воображения, и, самостоятельно справившись со своей проблемой, добился больших успехов в жизни. В возрасте 38 лет он сделал для себя сенсационное открытие, позволившее ему устранить проблемы с чтением, и впервые смог без особых затруднений прочесть книгу от корки до корки всего за несколько часов. Развивая свою методику, Дейвис помог огромному количеству людей с дислексией устранить препятствие в обучении и получить выгоду от тех природных дарований, которые она может дать. Методика Дейвиса дает успешный результат в 99% случаев ее применения.

Суть методики: помочь ребенку освоить механизм “выключения” дезориентации с помощью установления так называемой “точки ориентации”, из которой с помощью богатого воображения можно увидеть окружающий мир без искажений. Данная система помогает ребенку освоить наиболее сложные для восприятия двухмерные печатные слова и символы и получить в своем воображении их образное выражение, тем самым, устраняя ненужные пробелы в восприятии.

Физиологические основы методики Дейвиса

Развитие дислекии - очень сложный процесс, так что ее возникновение можно расценить как самое настоящее чудо.

Особая форма восприятия информации у дислектиков проявляется еще в младенчестве. Уже тогда его мозг способен на мысленное “достраивание” образа матери по одному виду ее руки или локтя. Та функция мозга, которая позволила малышу сопоставить образ лица, виденный раньше, с образом части руки и воспроизвести образ всего человека, как раз отвечает за симптомы дезориентации. Звучит слишком фантастично. Если бы такую работу произвел мозг взрослого человека, то мы могли бы объяснить это аналитическими рассуждениями и логикой. Но перед нами - трехмесячный младенец, распознающий в окружающей его обстановке такие вещи, которые он не должен уметь распознавать еще три года! И, тем не менее, он видит не локоть, а реального человека, то есть лицо в его мозгу представляется так, как бы он видел собственными глазами.

Следующий этап развития дислексика - возраст около 2-х лет. В таком возрасте ребенок проявляет крайнее любопытство. В квартире уже нет таких предметов, которые бы ускользнули от его любопытных глаз. Если в комнате появляется новая вещь, то он тут же ее замечает и безошибочно определяет, что это такое. Его мозг в секунды производит огромную работу по рассматриванию предмета со всех сторон, и в своем воображении ребенок получил около 2000 вариантов того, чем может быть предложенная вещь. Если же он раньше не видел подобной вещи, то это вызовет спутанность сознания. Здесь ребенок-дислексик автоматически и подсознательно использует функцию дезориентации для распознавания объектов в своем окружении как единственно верное решение.

Этап развития ребенка трех-пяти лет включает в себя формирование навыков аналитического обоснования и логики. Но у дислексика есть уже своя система, дающая быстрые и точные результаты по сравнению с теми, которые дают аналитическое обоснование и логика. У дислексика необходимости в таких навыках нет, это означает, что эти функции у него не развиваются. Поэтому он узнает предметы не осознанно, как другие дети, а с помощью все той же дезориентации.

Далее дети начинают развивать навыки вербальной концептуализации. Фактически вербальный процесс медленнее мыслительного во много раз. Поэтому, когда нормальный ребенок начинает говорить, то автоматически он начинает медленнее мыслить. У дислексика, у которого мысль летит быстрее, чем речь, и получается быстрый невнятный поток слов. Процесс развития навыков вербальной концептуализации (мышление звуками языка) может занять до двух лет. Достигнув своего полного развития, он станет основным способом мышления для большинства детей. Так что к возрасту пяти лет, примерно к тому времени, когда начинается детский сад, обычные дети уже начали думать звуками слов. Это может происходить медленно, но это очень пригодится, когда они начнут учиться читать. Между тем дислектик еще никогда не слышал ни одной из своих собственных мыслей. Он был слишком занят, думая образами, занят процессом мышления, который происходит так быстро, что он даже не замечает, что делает это.

В возрасте шести-семи лет, когда дети идут в школу и начинают изучать алфавит, дислексика поджидают трудности. Печатные слова не вызывают в его мозгу тех образов, которые это слово подразумевает. Автоматически начинается рассматривание всех вариантов написания буквы или слова и абсолютная несовместимость его с образом, которое оно обозначает. При этом возникает спутанность сознания, ребенок чувствует тошноту и головокружение. К этому моменту времени спутанность сознания автоматически приводит в действие тот участок его мозга, который изменяет его восприятие. В девять лет фрустрация достигает своего предела, и дислектик обнаруживает полную неспособность к обучению. Уроки становятся пыткой. Для того, чтобы хоть как-то догнать своих сверстников, он начинает находить свои собственные компульсивные решения - зазубривание, механическое запоминание и ассоциации звуков, песен, рифм, концентрацию. Все это позволяет ему функционировать в мире слов, хотя такие уроки невозможно назвать настоящей учебой. Однако в других областях - спорте, рисовании, прикладном искусстве - ребенок проявляет недюжинные способности, потому что там объясняют устно или с помощью наглядной демонстрации. С возрастом проблема все больше усугубляется.

Но! Несмотря ни на что, ребенок не теряет первоначального дара, который развил. Дара смотреть на объект или ситуацию и “просто знать”, что это такое. По мере того, как дислексик продолжает наблюдать мир, он также вырабатывает острое интуитивное понимание того, как что работает. У него развито воображение и изобретательность. Он сориентирован визуально и кинестетически. Он может думать на ходу и быстро реагировать. Все эти способности - большой дар, которого лишены многие люди!

Методика Дейвиса представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме.

Методика состоит из нескольких процедур, которые можно условно поделить на следующие составляющие:
- оценка способности восприятия;
- переключение;
- разрядка и проверка;
- точная настройка;
- координация;
- освоение символов;
- три шага к легкому чтению;
- освоение символов применительно к словам.

Упражнения методики Дейвиса

Первый вопрос, который возникает у многих: “Каким должен быть план занятий?” Конечно же, для каждого ребенка график занятий должен быть индивидуальным и определяется специалистом медицинского центра. Для достижения быстрых и эффективных результатов рекомендуется интенсивный курс по реализации программы. Однако, и при более растянутом графике также достигаются хорошие результаты, но общее количество затраченного времени вследствие потери “темпа” занятий будет гораздо больше. Если делать программу “понемножку и потихоньку”, то в отдельных случаях это может отрицательно сказаться на общей цели реальной коррекции дислексии.

1. Оценка способности восприятия
Это начальная процедура, с помощью которой можно определить, в какой именно затруднительной для него отрасли ребенок хочет достичь улучшений.
Многие родители удивляются, когда узнают, что для их ребенка гораздо важнее преодолеть трудности в общении или в способности заводить друзей, чем чтение или грамотность в школе. Применяя методики, можно помочь ему устранить препятствия и в тех, и в других отраслях.
Методика учит ребенка создавать мысленные образы и видеть окружающий мир с помощью так называемого “умственного глаза”. Она заключается в том, чтобы помочь ребенку вообразить у себя на руке кусок торта или тот предмет, который он может легко себе представить с закрытыми глазами. С помощью различных вопросов о форме, цвете, месторасположении предмета специалист определяет четкий мысленный образ предмета на руке ребенка. Для более образного представления специалист как бы помещает зрение ребенка в его собственный палец. Перемещая палец, ребенок может перемещать свое мысленное зрение и “рассмотреть” предмет с разных сторон. К концу занятия ребенок может отвлечься от вида предмета, который он видит с помощью своего “умственного глаза” и восстановить первоначальный вид предмета, мысленно рассматривая его на уровне собственных глаз. Он может представить себе, что предмет исчез с его левой руки и появился в правой, изменил форму или размер. Если ребенок успешно справился с предоставленным упражнением, то можно смело переходить к следующему этапу.

2. Переключение
Второй этап коррекции дислексии - это переключение (упражнение по визуализации).
Процесс коррекции дислексии начинается с обеспечения контроля за перцепционными восприятиями. Это означает, что ребенок может научиться сознательно “включать” или “выключать” дезориентацию. Выше говорилось о том, что симптомы дислексии - это симптомы дезориентации, так что, как только дислектик узнает, как выключать дезориентацию, он сможет “отключить” все ее симптомы. После выполнения данного упражнения может ошибочно показаться, что проблема решена, но ориентация - это только первый шаг в процессе ее коррекции.
Итак, после того, как ребенок научился “смотреть” на предметы своим “умственным глазом”, необходимо представить, что умственный глаз находится в так называемой точке Х, являющейся для него точкой ориентации. Эта мысленная точка находится на конце воображаемой линии, идущей от представляемого ранее предмета на руке пациента через нос, голову и находится примерно в 30 сантиметрах от верхней части затылка. “Закрепить” именно это место для обзора “умственным глазом” в данной точке поможет якорь, представляющий собой пересечение воображаемых линий, идущих к точке Х от ушей и лобной части головы. Как только ребенок представит это место, можно не держать в уме воображаемый предмет и линию, идущую от него. Теперь он представляет только пересечение оставшихся линий и место, в который нужно будет помещать “умственный глаз” для выключения дезориентации.
На самом деле, специалиста интересует группа клеток мозга, расположенная в верхней его части и отвечающая за дезориентацию. Когда эти клетки “выключаются”, мозг получает в точности то, что видят глаза людей, не страдающих дислексией. То есть если пациент помещает в данную точку свой умственный глаз, то он автоматически “выключает” свою дезориентацию. Процесс помещения “умственного глаза” в точку ориентации нужно повторять постоянно, чтобы не дать дезориентации спутать сознание. Важен также процесс удержания умственного глаза именно в этой точке, но без напряжения, иначе у ребенка может разболеться голова.

3. Разрядка и проверка
Это этап, на котором пациент учится давать разрядку усталому воображению, которое не может долго удерживать “умственный глаз” в точке ориентации и может сместить ее воображаемое месторасположение.
Удержать умственный глаз в точке ориентации и не дать ему соскочить - задача довольно сложная. Дело в том, что “соскакивание” умственного глаза не происходит само по себе. Когда пациент оказывается в состоянии спутанности сознания, то он пытается сместить умственный глаз и одновременно пытается не допустить его смещение. Этот процесс называется “удерживанием”. Когда ребенок пытается удержать “умственный глаз” неподвижно долгое время, то он невольно будет потирать шею сзади, жаловаться на головную боль, хмуриться. Тогда необходимо “разрядиться”.
Ощущение разрядки - это такое же ощущение, которое испытываешь при вздохе. Если вздох глубокий, то разрядка ощущается по всему телу вплоть до кончиков пальцев на руках и ногах. Вот такое же ощущение должен почувствовать усталый “умственный глаз”. Для этого нужно просто захотеть, чтобы такое ощущение возникло и у умственного глаза. Сразу же почувствуется облегчение в мышцах шеи. Если передать ощущение разрядки в голову, то исчезнет головная боль.
Через какое-то время установленная на первом занятии точка ориентации может изменить свое местонахождение. Проверить это можно, попросив ребенка поставить палец в эту точку. Если точка оказывается смещенной от правильного месторасположения, то необходимо сделать небольшую регулировку, поставив палец в нужное месторасположение. Когда точка ориентации была “отрегулирована”, можно переходить к следующему этапу

4. Точная настройка
Это процедура, с помощью которой ребенок может найти свою оптимальную точку ориентации, то есть точку, в которой ориентация будет достаточно точной.
Важно помнить, что данную процедуру необходимо проводить тогда, когда прекратятся проявления “плавания” умственного глаза относительно точки ориентации. Перемещая умственный глаз вокруг имеющейся точки ориентации, можно определить его оптимальное для ребенка месторасположение.
Можно смещать свой умственный глаз в любом направлении, но каждый раз при его смещении ребенок будет ощущать потерю равновесия. Если точка ориентации смещена вправо, то тело теряет равновесие, наклоняясь вправо. Однако при незначительном смещении ребенок может найти свое собственное местоположение “умственного глаза”, при котором он будет чувствовать себя наиболее комфортно. Тогда у него появится идеальное чувство равновесия, и он сможет стоять на одной ноге, не совершая дополнительных движений в ступне. К тому же дислексики обычно ощущают глубокое ощущение благополучия.
Если оптимальная точка была найдена, необходимо с помощью якоря укрепить ее. Однако время от времени оптимальное месторасположение может изменяться. Выполняя упражнение точной настройки, ребенок сможет легко адаптироваться и снова найти “свою” точку ориентации.

5. Координация
Метод, с помощью которого можно навсегда устранить путаницу в понятиях “право” и “лево”.
Этот процесс направлен на решение проблемы диспраксии или неуклюжести. Координацию необходимо проводить периодически после процедуры “Точная настройка”.
Для начала необходимо проверить точку ориентации ребенка. Затем попросить его встать на одну ногу и уравновесить свое тело. Взяв 2 небольших мягких мячика, необходимо бросать их для того, чтобы он поймал их разными руками (один - одной рукой, другой - другой рукой) сначала по очереди, затем одновременно, а потом одновременно с уклоном вправо или влево, чтобы ребенок пересекал линию симметрии своего тела с целью поймать оба мячика. Он должен поймать их, не потеряв равновесия. Периодически выполняя такое упражнение, неуклюжесть можно свести на нет. Также это упражнение хорошо выполнять во время перерыва при применении следующей методики “Освоение символов” для маленьких слов.

6. Освоение символов
Затруднения в чтении и письме, а также проблемы восприятия печатного текста тоже решаемы. Ранее говорилось о том, что ребенок-дислектик испытывает проблемы с восприятием печатных символов, которые в его понимании не воспринимаются как образы. Это могут быть предлоги, междометия, отдельные слова, которые трудно представить. Как известно, непонятое или неправильно понятое слово оставляет в восприятии пустоты, и кусок прочитанного текста просто вылетает из головы. Как же быть ребенку, который учится в школе, ведь приходится читать, учить стихи, формулы и теоремы?

Восприятие дислексика таково, что оно принимает только трехмерное изображение. Двухмерный и, к тому же, непонятный символ может вызвать у него замешательство и дезориентацию. Условно назовем такие слова и символы “пускателями” дислексии. У большинства дислексиков симптомы дезориентации могут “запуститься” некоторыми буквами алфавита и знаками препинания, математическими символами и цифрами.

Решение
По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек делал сам. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен сделать сам в трехмерном, осязаемом изображении и идентифицировать его с обычными печатными буквами и цифрами. После этого ребенок должен проверить, правильно ли расположены буквы и в такой ли последовательности они стоят. Он должен уметь проговорить алфавит в прямой и обратной последовательности. Если какие-то буквы вызывают у него трудности, то нужно работать именно с этими буквами. Ребенок должен сказать, чем отличаются слепленная и написанная буквы, какие буквы стоят до и после нее, словом, работать с этой буквой до тех пор, пока она не перестанет вызывать трудности.
С символами несколько иначе. Ребенок должен научиться находить знаки препинания в тексте и знать, что делать, когда видит в тексте такой знак. Важно умение приводить примеры того, как применяется знак препинания либо другой знак или символ.

7. Три шага к легкому чтению
Внимание дислексиков несколько рассеяно. Глядя на предмет, они будут воспринимать его не по частям, а лишь как единое целое. Поэтому на слово они тоже смотрят как на одно целое. И читать учатся, глядя на целые слова и отгадывая, чем же является данное слово. Такое отгадывание исключает чувство определенности, необходимое для приобретения уверенности в своих способностях.

Первый шаг - прочитать по буквам
Цели:
- научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо;
- помочь научиться узнавать группы букв как слова.

На этом этапе в понимании прочитанного нет необходимости. Главная цель: научиться распознавать буквы в слове и прочитать их в том порядке, в котором они написаны. Эта методика приучает мозг и глаза при чтении проходить по слову слева направо.
У дислексиков возникают проблемы с чтением, если они либо пытаются читать слишком быстро, либо сильно сосредотачиваются на читаемом материале. Поэтому необходимо выбрать наиболее легкую книгу, чтобы она читалась без напряжения. Если у ребенка при виде большого количества слов возникает замешательство, то можно закрывать листком бумаги текст ниже читаемой строки.
Очень важно не пропустить момент, когда ребенок потеряет ориентацию. Тогда необходимо проверить местоположение точки ориентации и сделать небольшой перерыв.

Второй шаг - пробежать глазами, прочитать по буквам
Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов.
Если ребенок не может произнести то, что он только что прочитал, то необходимо сначала попросить его снова прочитать слово по буквам и сказать ему, что это обозначает, а потом попросить его повторить. При узнавании большинства букв необходимо перейти на более сложный уровень чтения.

Третий шаг - пунктуация в образах
Цель: понимание читаемого материала.
В любом языке после каждой законченной мысли стоит знак препинания, с помощью них она выделяется. Каждую законченную мысль можно изобразить или прочувствовать. После прочитанного ребенку необходимо добавить значение к тому, что он только что прочитал. Встретив знак препинания, необходимо попросить его представить в уме то, что он только что прочел. Если ребенок встретил слово, которое не является пускателем дезориентации, но оно не понято, то необходимо освоить само значение слова, прочитав его в простом словаре.

8. Освоение символов применительно к словам
Большинство людей не знают определения широко распространенных слов, которые являются наиболее часто употребляемыми в языке. Например, многие затрудняются дать какое-либо другое определение слову “в” кроме того, что это - предлог.

Процедура методики “Освоение символов” состоит из нескольких этапов:
- посмотреть слово в словаре;
- выяснить, как оно произносится (транскрипция);
- прочитать первое определение вслух вместе с предложением, приводимым в качестве примера;
- установить четкое понимание определения, обсудить его, составить предложение или фразы, используя это слово с таким определением;
- сделать из пластилина модель концепции, описанной определением (например, для изображения предлога “в” можно вылепить изображение “вилка в розетке”, либо сцену “дети играют в игру”);
- сделать из пластилина символ или буквы слова и убедиться в правильности орфографии;
- создать мысленный образ того, что было создано;
- сказать вслух: “Это слово значит определение (Это высоко значит больше нормальной высоты)”, сказать вслух слову или символу: “Здесь говорится (слово)…”

Необходимо продолжать составлять предложения и фразы до тех пор, пока не удастся сделать это легко и без напряжения.

Развитие техники чтения у школьников с дислексией
Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое (”Тает снег”) содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.

Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха, используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.

Отношение к дислексии за рубежом

Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме мен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...