Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость педагогической инноватики

Нформация об авторе: Поляков Сергей

Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

 

Педагогическая инноватика

В качестве схемы нашего описания области педагогической инноватики будем использовать подход Н.Р.Юсуфбековой. По Юсуфбековой педагогическая инноватика - это учение интегрирующее, объединяющее исследования о создании педагогических новшеств, об освоении этих новшеств педагогическим сообществом и о их использовании в образовательной практике.

Эта формулировка 1991 года, но все последующие работы по инноватике в сфере образования, как правило, на неё и опираются (иногда называя автора, а иногда и не называя).

 

На первый взгляд в этой дефиниции нет ничего особенного в сравнении с определением общей инноватики.

Но это не так. Понятие «педагогическое сообщество» подсказывает - среда, где распространяются образовательные нововведения - это работники самой этой социальной сферы, в которой возникло и развивается новшество их восприятие нового, отношение к нему и определяет судьбу инновации. В то время как в технических нововведениях (особенно в условиях рыночной экономики) такой средой являются не деятели, носители инновационного процесса, а потребители продуктов-новинок.

 

Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

Ещё одна особенность инновационного цикла в «педагогическом пространстве» - для того, чтобы педагогическое сообщество восприняло, осознало, отнеслось, применило какое-либо значительное новшество (а его в это время уже догоняет другое новшество) необходимо определённое время.

 

Эти черты инновационных процессов в образовании позволили К.В.Елисееву увидеть ряд особенностей педагогических инноваций. Вот их недлинный список.

§ Растянутость во времени (если для многих современных технических новинок срок от разработки до насыщения рынка идёт на годы, а то и месяцы, то для педагогических, в условиях нашей страны, скорее десятилетия).

§ Размытость границ между стадиями жизненного цикла новшества и этапами инновационного процесса (освоение новшества сопровождается его доработкой, развитием, распространение - сознательной модификацией и т.д.).

§ Трудность определения конечного результата нововведения (особенно для воспитательных нововведений).

 

Если К.В.Елисеев говорит о специфике инновационных процессов в образовании вообще, то В.И.Загвязинский различает судьбы педагогических нововведений, в зависимости от источника новшества: наука или новаторская практика.

Путь нововведения, родившего в «теоретической оболочке» (по В.И.Загвязинскому): рождение новой научной концепции - расширение адресности концепции, иногда с притязанием на всеобщность - принятие концепции практикой, ожидание немедленного эффекта - охлаждение и разочарование - преобразование концепции, интеграция её с другими научными подходами.

 

Путь нововведения, рождённого как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами.

Мы собираемся использовать схемы В.И.Загвязинского с одним вопросом-оговоркой: не отражают ли они не общие закономерности, а специфические для определённой социальной ситуации?

Но не изобретаем ли мы велосипед, не меняем ли прижившиеся в педагогике слова и словосочетания: передовой опыт, внедрение, достижения науки, распространение передового опыта на «инновационные синонимы?

Попробуем доказать, что это не так, что инновационная терминология, если к неё серьёзно отнестись значительно расширяет понимание и возможности влияния на развитие образовательных феноменов.

Необходимость педагогической инноватики

Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до позднесоветских времён для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованиями введения нового в народном образовании. Но как уже говорилось эта проблематика ограничивалась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опита. В этих исследованиях возникал образ учителя как человека, которого достаточно наполнить новыми знаниями и умениями (ещё, может быть, предъявить к нему разумные требования), чтобы он стал вдохновенно и результативно использовать новые идеи и способы работы.

Жизнь, однако, не спешила подтверждать эти предположения. Формализм в применении нового, деформации его вплоть до потери первоначального смысла нововведения были (впрочем, и остались) обыденностью нашего педагогического мира.

 

Педагогическая инноватика предлагает к внедрению и распространению другой подход, при котором во главу угла ставятся интересы, цели, идеалы, установки всех участников нововведенческого процесса - создателей педагогических новшеств, их распространителей, учителей, а то и школьников. Это позволяет увидеть в педагогических инновациях их специфику, отличие нововведений в научно-технической сфере от инноваций в социально-организационной сфере.

Остановимся на этом подробнее.

 

Прежде всего, напрашивается различение, инноваций в образовании и педагогических инноваций. Первые - шире, к ним относятся и такие, когда результатом является материальный продукт (новый тип здания школы, новые учебные пособия) или некая организационная норма, упорядочивающая деятельность образовательных учреждений (например, появившееся недавно подушевое финансирование).

Ко вторым относятся те нововведения, цель которых - личностные и социо-культурные изменения школьников и педагогов. (Об этом различии кстати, говорит тот же поиск в Интернете. По инновациям в образовании Rambler даёт ссылки на 1560 сайтов, а по педагогическим инновациям заметно меньше - на 970). (Между прочим на инновации в медицине даются ссылки только на 375 сайтов. Данные на февраль 2007 г.)

Другое дело, что эта педагогическая цель педагогических инноваций не всегда воплощается в результат. Да и утверждение, что данные изменения в личности - следствие
определённого нововведения, звучит слишком решительно. Социальные, в том числе педагогические, влияния на человека разнообразны, а их последствия могут отразиться непредсказуемым образом и в самые разные сроки.

При всех этих оговорках идея специфики педагогических нововведений как личностноцентрических представляется нам верной. Она позволяет назвать, по крайней мере, три особенности инноваций педагогических: в ценностной сфере, в специфике объекта инноваций и в специфике результата нововведенческой деятельности.

 

Ценностная особенность. Педагогические инновации имеют смысл, только если в их основе ценность развития человека и как социального, и как индивидуального существа.

Особенность объекта нововведения. Объект педагогических инноваций - профессиональная деятельность учителя. Нововведенческое поведение может быть эффективным только в том случае, если оно будет иметь самодеятельный, то есть деятельностный в строгом смысле этого слова характер, то есть развёртываться на основе поставленных самим учителем целей и осознанно отобранных им способов действия. Обозначим эту особенность педагогических инноваций как субъективность объекта нововведения.

 

И наконец, специфика результата педагогической инновации - изменения в отношениях учителя и школьника {в наибольшей мере это верно для воспитательных нововведений). Изменившиеся отношения и есть то социально-психологическое условие, которое ведёт (при соответствующих внутренних предпосылках) к личностному изменению педагогов и детей.

Итак, инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъектны по позициям участников нововведенчеекой работы, направлены на развивающее изменение отношений педагогов и школьников.

Конечно, для конкретных нововведений каждый из этих признаков может быть выражен более или менее. Важна тенденция.

 

Педагогическая инноватика не сводится к изучению процесса распространения нововведений.

Говорят по крайней мере о её трёх задачах:

§изучение процесса создания педагогических новшеств;

§исследование их освоения педагогическим сообществом;

§анализ практики применения нового.

 

Каждому из этих исследовательских направлений Н. Р. Юсуфбекова придумала звучные наименования; «педагогическая неология», «педагогическая аксиология», «педагогическая праксиология».

Наиболее удачно первое название - педагогическая неология.

Так мы и назовём следующую главу нашей книги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...