Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика науки и системная природа научного прогресса




Метатеоретические основания науки

Во второй половине 20 в. в философии и методологии науки представления о функционировании в рамках научного познания эмпирического и теоретического уровней дополнились выделением особого уровня – метатеоретических оснований науки. Эти основания являются фундаментальными представлениями, понятиями и принципами науки. Иными словами, это - совокупность принципов, норм, идеалов, представлений, которые обеспечивают единство и определенность научной деятельности, влияют на характер возникновения знания.

Метатеоретические основания науки включают в себя три блока:

- научная картина мира;

- идеалы и нормы научного исследования;

- философские основания науки.

Метатеоретические основания науки выполянют следующие функции:

- определение стратегии научного поиска;

- систематизация имеющихся научных знаний;

- включение научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

Метатеоретические основания делятся на:

-доконцептуальные (задаются интуицией, моралью, эмоциями)

- концептуальные (вербально–понятийных и логико-дискурсивные формы)

В западной методологии науки были предложены различные модели метатеоретических оснований науки:

- «парадигма» у Томаса Куна (ввел понятие парадигма- важнейшее метатеоретическое основание науки. Фундаментальная теория м.б. парадигмой; по способам обоснования и философствования не м.б. теоретической),

- «научно-исследовательская программа» у Имре Лакатоса (исследовательская программа является основанием, которое содержит набор идей и установок, обуславливающих построениие теории),

- «когнитивная популяция» у Стивена Тулмина,

- «исследовательская традиция» у Ларри Лаудана,

- «глубинные тематические структуры» у Джеральда Холтона,

- «концептуальная установка» у Яакко Хинтикка.

+ - Лятунов: интертеория (общий комплекс сведений).

- Крымский, Сачков, Борн - стиль мышления.

У Степина:

1) идеалы и нормы научного исследования

а) доказательства и обоснование знания

б) объяснения и описание

в) построения и организации знания

Идеалы и нормы определяются характером исследуемых объектов и культурой эпохи

2) Научная картина мира (НКМ)

система принципов и установок основания универсума, кот. определяет ценности и границы научного знания

Выделяют: частнонаучная и общенаучная картина мира

Современная картина мира: принцип глобального эволюционизма, самоорганизации, антропный принцип, представления о ноосфере

3) философские основания науки

Методологические и мировоззренческие функции.

Вписывает теоретические и эмперические знания науки в культуру и НКМ становится естественной.

 

Динамика науки и системная природа научного прогресса

Важнейшая особенность науки – её динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации.

Основоположник идеи: Гегель. Развита: неопозитивизм-кумулятивная теория (осн.идея: непрерывное приращения существующего фонда совокупной научной информации)-Спенсер, Дюгем, Пуанкаре.

Критика: постпозитивизм (сер. ХХ века) (осн.идея: радикальная смена метатеоретических оснований науки) – Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

Кун: развитие научного знания должно рассматриваться как диалектическое единство его экстенсивных и интенсивных изменений. (Т. Кун «Структура научных революций» -обострена проблема методологического релятивизма).

Фейерабенд: наука утрачивает черты объективно-истинного знания, оценивается как обычное верование и форма мифологических представлений.

Позже развитие антикуммулятивных теорий: прогресс науки – тенденция концептуальных изменений.

Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, связанный с повышением уровня организации и сохранением эволюционных возможностей изменяющихся систем.

Пути происхождение прогресса: 1) новое знание появляется в процессе разрешения возникших в старой теории проблем и противоречий за счет разработки и обоснования нетрадиционной эвристик; прогресс науки - компетенция психологии научного открытия (интуитивно-бессознательно)

2) исторический аспект: прогрессивное, регрессивное или одноплоскостное развития

Критерии прогресса:

1. Структурный - означает повышение уровня целостности системы, ее интегральности;

2. Функциональный - означает усложнение взаимосвязей системы со средой ее обитания и на этой основе повышение эффективности ее функционирования, степени ее адаптивности и относительной автономности.

3. Ценностно-информационный - означает увеличение количества информации, перерабатываемой системой в единицу времени, а также увеличение количества накопленной информации, способствующей стабилизации и сохранению эволюционной пластичности системы.

Выделяют 2 параметра научного прогресса:

1) Рост научного знания с позиций его инструментально-объяснительных возможностей (увеличение проблем-разрешающей эффективности новой научной теории, как накопление объема полезной информации об исследуемой предметной области и т.д)

2) Эффективное использование нового научного знания в интересах стабилизации и гармоничного развития той социальной системы, в которой осуществляется генерация этого нового знания.

Для оценки нового научного знания (научной дисциплины, теории, картины мира и т.д.) необходима процедура его системной экспертизы. Этапы:

1. Инструментальная экспертиза, в рамках которой оценивается проблем-разрешающая эффективность новой теоретической системы, т.е. ее способность решать конкретные задачи и проблемы, не прибегая к помощи ad hoc гипотез и допущений.

2. Методологическая экспертиза, позволяющая оценить новую теорию на ее соответствие эталонам и нормам научного исследования, доминирующим в конкретном научном сообществе, либо характерным для определенной научной дисциплины.

3. Социокультурная экспертиза, основной задачей которой является оценка нового знания в аспекте возможностей его успешного освоения в социальной деятельности и перспектив интеграции в конкретно-исторический тип культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...