Динамика науки и системная природа научного прогресса
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Метатеоретические основания науки Во второй половине 20 в. в философии и методологии науки представления о функционировании в рамках научного познания эмпирического и теоретического уровней дополнились выделением особого уровня – метатеоретических оснований науки. Эти основания являются фундаментальными представлениями, понятиями и принципами науки. Иными словами, это - совокупность принципов, норм, идеалов, представлений, которые обеспечивают единство и определенность научной деятельности, влияют на характер возникновения знания. Метатеоретические основания науки включают в себя три блока: - научная картина мира; - идеалы и нормы научного исследования; - философские основания науки. Метатеоретические основания науки выполянют следующие функции: - определение стратегии научного поиска; - систематизация имеющихся научных знаний; - включение научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи. Метатеоретические основания делятся на: -доконцептуальные (задаются интуицией, моралью, эмоциями) - концептуальные (вербально–понятийных и логико-дискурсивные формы) В западной методологии науки были предложены различные модели метатеоретических оснований науки: - «парадигма» у Томаса Куна (ввел понятие парадигма- важнейшее метатеоретическое основание науки. Фундаментальная теория м.б. парадигмой; по способам обоснования и философствования не м.б. теоретической), - «научно-исследовательская программа» у Имре Лакатоса (исследовательская программа является основанием, которое содержит набор идей и установок, обуславливающих построениие теории), - «когнитивная популяция» у Стивена Тулмина,
- «исследовательская традиция» у Ларри Лаудана, - «глубинные тематические структуры» у Джеральда Холтона, - «концептуальная установка» у Яакко Хинтикка. + - Лятунов: интертеория (общий комплекс сведений). - Крымский, Сачков, Борн - стиль мышления. У Степина: 1) идеалы и нормы научного исследования а) доказательства и обоснование знания б) объяснения и описание в) построения и организации знания Идеалы и нормы определяются характером исследуемых объектов и культурой эпохи 2) Научная картина мира (НКМ) система принципов и установок основания универсума, кот. определяет ценности и границы научного знания Выделяют: частнонаучная и общенаучная картина мира Современная картина мира: принцип глобального эволюционизма, самоорганизации, антропный принцип, представления о ноосфере 3) философские основания науки Методологические и мировоззренческие функции. Вписывает теоретические и эмперические знания науки в культуру и НКМ становится естественной.
Динамика науки и системная природа научного прогресса Важнейшая особенность науки – её динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации. Основоположник идеи: Гегель. Развита: неопозитивизм-кумулятивная теория (осн.идея: непрерывное приращения существующего фонда совокупной научной информации)-Спенсер, Дюгем, Пуанкаре. Критика: постпозитивизм (сер. ХХ века) (осн.идея: радикальная смена метатеоретических оснований науки) – Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Кун: развитие научного знания должно рассматриваться как диалектическое единство его экстенсивных и интенсивных изменений. (Т. Кун «Структура научных революций» -обострена проблема методологического релятивизма). Фейерабенд: наука утрачивает черты объективно-истинного знания, оценивается как обычное верование и форма мифологических представлений.
Позже развитие антикуммулятивных теорий: прогресс науки – тенденция концептуальных изменений. Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, связанный с повышением уровня организации и сохранением эволюционных возможностей изменяющихся систем. Пути происхождение прогресса: 1) новое знание появляется в процессе разрешения возникших в старой теории проблем и противоречий за счет разработки и обоснования нетрадиционной эвристик; прогресс науки - компетенция психологии научного открытия (интуитивно-бессознательно) 2) исторический аспект: прогрессивное, регрессивное или одноплоскостное развития Критерии прогресса: 1. Структурный - означает повышение уровня целостности системы, ее интегральности; 2. Функциональный - означает усложнение взаимосвязей системы со средой ее обитания и на этой основе повышение эффективности ее функционирования, степени ее адаптивности и относительной автономности. 3. Ценностно-информационный - означает увеличение количества информации, перерабатываемой системой в единицу времени, а также увеличение количества накопленной информации, способствующей стабилизации и сохранению эволюционной пластичности системы. Выделяют 2 параметра научного прогресса: 1) Рост научного знания с позиций его инструментально-объяснительных возможностей (увеличение проблем-разрешающей эффективности новой научной теории, как накопление объема полезной информации об исследуемой предметной области и т.д) 2) Эффективное использование нового научного знания в интересах стабилизации и гармоничного развития той социальной системы, в которой осуществляется генерация этого нового знания. Для оценки нового научного знания (научной дисциплины, теории, картины мира и т.д.) необходима процедура его системной экспертизы. Этапы: 1. Инструментальная экспертиза, в рамках которой оценивается проблем-разрешающая эффективность новой теоретической системы, т.е. ее способность решать конкретные задачи и проблемы, не прибегая к помощи ad hoc гипотез и допущений.
2. Методологическая экспертиза, позволяющая оценить новую теорию на ее соответствие эталонам и нормам научного исследования, доминирующим в конкретном научном сообществе, либо характерным для определенной научной дисциплины. 3. Социокультурная экспертиза, основной задачей которой является оценка нового знания в аспекте возможностей его успешного освоения в социальной деятельности и перспектив интеграции в конкретно-исторический тип культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|