Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология в проблеме безопасности




Психология безопасности труда составляет важное звено в струк­туре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60—90 % случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефек­ты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточ­ное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопас­ности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих надежность и безопасность дея­тельности специалиста.

Дисциплина «психология безопасности» изучает применение психо­логических знаний для обеспечения безопасности деятельности чело­века. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) — это свойства лично­сти или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устой­чивы и постоянны.

Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психи­ки) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и вре­менным характером, определяют особенности психической деятельно­сти в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесо­образно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения ава­рийности.

Чрезмерные формы психического напряжения. Часто их называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятель­ности различной выраженности, что в первую очередь ведет к сниже­нию индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напря­жения утрачиваются живость и координация действий, могут появ­ляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормоз­ного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.

Тормозной тип — характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появ­ляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойствен­ные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип — проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожани-ем рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной по-требностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, расти-рают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыль-чи­вость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и осо­бенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утом­ления.

Особые психические состояния. Организация контроля за психиче­ским состоя-нием операторов необходима в связи с возможностью появления у специалистов осо-бых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют рабо-то­способность человека. Среди особых психических состояний, имею­щих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстрой-ства сознания, психогенные из­менения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных на­питков).

Пароксизмальные состояния — группа расстройств различного про­исхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующих-ся кратковременной (от секунд до не­скольких минут) утратой сознания. При выражен-ных формах наблю­дается падение человека, судорожные движения тела и конечностей.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1—2 месяцев. Снижение настро­ения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конф­ликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач мо­гут развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональ­ное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движе­ния, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликт — реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать ме-жду двумя потребностями, которые действуют одновре­менно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью. Здесь можно привести достаточно приме-ров: конфликт между безопасностью и удобствами, безопасностью и вре­менем, безопа-сностью и гордостью и пр. Работника нужно научить выбирать оптимальный вариант, так как он часто ищет наиболее легкий выход, который, к сожалению, в большинстве случаев не обеспечивает безопасности.

Неудовлетворенность — вид реакции, проявляющийся в виде со­стояния упадка, агрессивности, жестокости, а иногда смирения. На­пример, человек, болезненно пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руко­водителю или заслужить чье-либо одобрение.

Поведение срыва — при повторяющихся неудачах или при чрезвы­чайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.

Тревога (тревожное ожидание). Это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.

Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их угрожающего характера. По­веденческое проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность.

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическо­му или социальному существованию индивида и направленная на: источник действительной или воображаемой опасности. Функциональ­но страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуж­дает искать пути ее избежания. Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасения, боязнь, испуг, ужас). Страх может быть временным, не свойственным данному человеку, или, наоборот, явля­ется чертой его характера. Страх может быть адекватным и неадекват­ным степени опасности (последнее свойственно трусости и робости).

Испуг — безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, на­против, всегда связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас — наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоцио­нальных решений. Первая их форма — реакция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на деятельности.

Не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как разумный страх и в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника — следующая форма страха. Она также отрицательно ска­зывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оце­пенение, защитная агрессия).

Рассматривая влияние панического состояния на движения чело­века, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1. Действие не совершается, т.е. паническое состояние приводит к полной зако-ренелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: «он оцепенел», «остолбе-нел» от ужаса (либо от неожиданно­сти).

2. В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

3. Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соответствуют объективным требова­ниям защиты.

4. Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники — это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуальные факторы оказывают свое воз­действие на создание или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или временно повышают возможности появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Производственные психические состояния. Эти психические состо­яния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному произ­водству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возни­кают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятель­ности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспо­собность, утомление, конечный порыв (см. работоспособность чело­века); состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состояния внимания (рас­сеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность и т.д.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятель­ности.

Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возника­ющее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности — необходимое условие успешно­го выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочув­ствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптималь­ный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является при­вычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствия грубых наруше­ний, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Дея­тельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия — условия, требу­ющие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологиче­ской нормы. Экстремальный режим — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе гово­ря, вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, следующие: 1) физиологический дискомфорт, т.е. несо­ответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) биологи­ческий страх; 3) дефицит времени на обслуживание; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная значимость ошибочных действий; 6) наличие релевантных помех; 7) неуспех вследствие объективных об­стоятельств; 8) дефицит информации для принятия решений; 9) не­догрузка информацией (сенсорная депривация); 10) перегрузка информацией; 11) конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противо­речащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее вы­ражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблем­ных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возни­кающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония — напряжение, вызванное необходимостью переклю­чений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное по­вышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конфликт­ными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварий­ной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение — напряжение, связанное с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным снижением ра­ботоспособности, вызванным длительной работой.

Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное вли­яние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление пред­ставляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно производственным и социаль­ным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной —как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производи­тельность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неу­веренности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.

2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомля­емых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хао­тически подвижным, неустойчивым;

3. Расстройство в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений их деавтоматизации.

5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся, непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления оператор может забыть инструкцию и одновре­менно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации.

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изну­рительной деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым безопасность деятельно­сти. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

В динамике утомления выделяют разные стадии. Первая стадия утомления характеризуется относительно слабым чувством усталости, при этом производительность труда не падает или падает незначитель­но.

На второй стадии утомления понижение производительности ста­новится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которая принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который изданной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизова­ны, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Состояние монотонности. В процессе деятельности помимо состо­яния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это пси­хическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм работающих, приводя к преждевременному утомлению.

В физиологической основе монотонности лежит тормозящее дей­ствие однообразных повторных раздражителей. Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратко­временных операций.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособ-ность человека и оба пережива­ются как неприятное чувство. Существенное различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутоми-тельном труде. Утомление является фазовым процес­сом, а монотонность характеризу-ется волновой кривой, обладающей подъемами и спадами. Утомление усиливает психи-ческую напряжен­ность; монотонность, наоборот, снижает ее.

Необходимо также отличать состояние монотонности от психиче­ской возбудимости. Психическая возбудимость вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психиче­ской активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается, главным образом, повторением деятельности, а для появления моно­тонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздра­жителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т.д.). Следует подчеркнуть, что размежевание психического насыщения и монотонности является относительным, так как: 1) они взаимно влияют друг на друга; 2) их последствия суммирование действуют на состояние человека; 3) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах.

Эмоциональное напряжение. Оно может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием у человека про­цесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения в экстре­мальных условиях.

Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Такие работники судорожно сжимают рукоятки управления, кусают губы, лицо перекошено, внимание их приковано к индикатору, на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное напряжение может также проявляться в сознатель­ном уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднения в организации умственной деятельности, он долго стоит или сидит в застывшей позе, трет лоб, морщит брови, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пункта управле­ния с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциональных нагрузок, Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения; этот тип поведения в экстре­мальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха «трус­ливые» операторы начинают действовать по привычному, однако не адекватному сложившейся ситуации шаблону.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризу­ется полной заторможенностью его действий, возникающей при воз­действии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это — агрессивно-бес­контрольный тип поведения.

Существует такая категория людей, которые при наличии надле­жащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной ра­ботоспособностью, минимальной затратой сил.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свой­ство стабильности, надежности и помехоустойчивости. Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных вос­питательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха. Так как пока еще не найдены эффективные средства психоло­гического воздействия на представителей тормозного и агрессивно бесконтрольного типов поведения, лучшим путем повышения надеж­ности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Особенности групповой психологии. Поведение больших масс лю­дей, особен-но в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Известно, что в экстремальной ситуации своевременное и правиль­но выбранное решение зачастую снижает или предотвращает развитие аварии с катастрофическими последствиями. В условиях производства действует группа людей (цех, управление и т.п.) и принятие решений ложится на эту группу. В психологии оно носит название как групповое принятие решений (ГПР), т.е. осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.

Процедура ГПР предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая является лишь фазой, предшествующей ГПР. В процессе дискуссии могут возникать некоторые деформации, снижающие качество принимаемых решений, могут наблюдаться и феномены сдвига к риску и групповой поляризации.

Сдвиг к риску — возрастание рискованности групповых или инди­видуальных решений после проведения групповых дискуссий по срав­нению с первоначальными ре-шениями членов группы — происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересмат­ривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стан-дарту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом «заражении» — процес-се передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиче-ском уровне контакта помимо собственно-смыслового воздействия или дополнительно к нему. Этот процесс может иметь хаотический характер. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. В ряде случаев такая реакция способствует эффективным массовым акциям (принятие решения, ликвидации чрез­вычайной ситуации и т.п.), восприятие верного мнения одного авто­ритетного лидера и служит дополнительным сплачивающим факто-ром, пока не превысит некоторой оптимальной по эмоциональным пара­метрам интен-сивности. Основными механизмами формирования тол­пы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное зараже­ние, а также слухи.

Отсутствие ясных целей порождает практически наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения происходят спонтанно, и в условиях чрезвычайных си­туаций (пожар, авария и пр.) весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника — один из видов поведения толпы. Психологиче­ски характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного «за­ражения» и блокирующего способность рациональной оценки обста­новки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырож­дается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

Выделяются социально-ситуативные условия возникновения мас­совой паники, связанные с общей обстановкой психической напря­женности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.); общепсихологиче­ские условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведе­ний о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия); физиологические условия (усталость, го­лод, опьянение).

Употребление неумеренного количества алкоголя снижает работо­способность человека, даже может сделать его временно нетрудоспо­собным (частично из-за воздей-ствия алкоголя на физиологические, а частично на психологические функции); при упо-треблении алкоголя в небольших количествах подобного воздействия не наблюдается, однако и в этих случаях возрастает подверженность опасности несча­стного случая.

Установлено также, что подавленность и разбитость, сменяющие состояние опьянения, значительно повышают подверженность работ­ника опасности несчастных случаев.

Психологические причины создания опасных ситуаций и производствен-ных травм. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и испол­нительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классифика­ции причин возникновения опасных ситуа­ций и несчастных случаев можно выделить три класса:

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежела­нии выпол-нять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно посто-янным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техни­ческим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незна­нии правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотива­ционной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (пере­утомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здо­ровья, стресс, алкогольное опьянение).

Эта классификация представляет реальную возможность в соответ­ствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно расположить по следующим уровням:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные времен­но или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиаль­ных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т. д.);

- уровень общества (недостаточная информированность о про­фессиональных рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т. д.).

Производственная деятельность — процесс, в котором тесно пере­плелись факторы внешней среды и особенности человеческого орга­низма. Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему «человек — среда обитания» в целом.

Например, неоднократно отмечались факторы, обусловившие вре­менную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадав­шего от травмы.

Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10—15 лет.

Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии обусловливают наивысший уровень трав­матизма в первый год работы. Это связано с неопытностью работаю­щего: недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определить возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в слож­ных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.

Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10 — 15 лет. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, снижением психических и физиологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполнения работ (осложнение в приеме информации, уменьшение сопротивляемости действию побочных факторов, нарушающих выпол­нение работ, ухудшение памяти, закрепление старых привычек, пони­жение точности движений и т.д.). Во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опас­ности: «вторичная беспечность» — так называют это состояние, фор­мирующееся под влиянием опыта, которое приводит к нарушению правил безопасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного случая, но могут быть дополнительными усло­виями возникновения опасной ситуации, т.е. быть предпосылками производственной травмы.

Временная склонность к несчастному случаю может быть связана с каким-то «отрицательным» опытом, с памятью о прошлом. Однажды пережитый несчастный случай может вызывать остаточное психиче­ское воздействие, которое увеличивает подверженность опасности. Человек, пострад

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...