Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников




Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждала, что для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Согласно этому основанию выделяют три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку). Выделяют две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

- методы применяются не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст.

Проведение праздника требует серьезной подготовки воспитателя и музыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздников и родители.Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, подойти к морально-эстетичным выводам и определиться в отношении к нему, то есть заложить основы моральных представлений и чувств. Занятия по народоведению проводятся систематически во всех возрастных группах (начиная с четвертого года жизни). Воспитатель имеет возможность сформировать у детей конкретные, четкие и доступные по содержанию представления о том или другом событии, которое является основой праздника или досуга. На занятиях воспитатель учит детей видеть и понимать его важность, исторические предпосылки возникновения и элемент современной интерпретации, дает широкий диапазон вариантности события с учетом региональных и этнических особенностей края, народа. Такую по содержанию работу воспитатель планирует в основном вместе с музыкальным работником в старших возрастных группах. Музыкальное сопровождение, ритмично-хореографические элементы как средства искусства учат детей видеть красоту, например, веснянки как песни, как хоровода, как игры, как театрализованного праздника, которое имеет глубокие исторические корни и неповторимый современный колорит и богатство.Поэтическая образность веснянки, ее эстетическая направленность дает возможность ребенку выделять этот вид жанра благодаря его видовым особенностям, средствам выразительности, которые часто повторяются.В старшем дошкольном возрасте необходимо выделять региональные особенности веснянок и других песен, что способствует элементарному пониманию разных речевых средств выразительности и несет определенную речевую нагрузку, формирует представление об этнографической карте современной Украины.В весеннем календарно-тематическом цикле особенно выделяются праздники, связанные с яркими явлениями природы, их очевидным и убедительным влиянием на мир растений, животных, поведение и труд людей. Для того, чтобы успешно решить народоведческие задачи, воспитатель и музыкальный работник используют целый комплекс учебно-воспитательных действий. Они включают, в частности, разные виды творчества: изобразительное – вышиванки, писанки, резьба по дереву, элементы отделки национальной одежды металлом, кожей; музыкальное – народная песня, хоровод, игра; художественное слово – стихотворения, песни, заклички, прибаутки; устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, приметы, легенды, поверья. Тут в неразрывной взаимосвязи может подаваться материал из разных разделов программы, а не только из народоведения, могут сочетаться разные виды деятельности.Большое значение для достижения успехов в проведении утренников имеет проявление интереса к ним. Для этого организуют посещение театра и просмотр спектаклей, обсуждение просмотренного с анализом игры актеров, их одежды, оформления сцены.Если спектакли дети просматривают в дошкольном учреждении, можно провести беседу с артистами об их работе. На музыкальных занятиях до проведения утренника следует учить детей перевоплощению в настроение, душевное состояние, характер действующих лиц. Детей знакомят с характерными атрибутами. В повседневной жизни можно планировать выполнение упражнений, например: исполнить с разной интонацией песню Весны в зависимости от того, с кем она вступает в диалог, воспроизвести встречу детей с разными гостями, которые пришли в «хату» на Пасху или на Рождество, воспроизвести голос хитрого зверя, показать, как он двигается и другое.Если младших детей интересует только участие в празднике и те эмоциональные минуты радости, которые они переживают от сюрпризов, то старших дошкольников уже интересует качество выполнения ими действий каждого персонажа, красота и неповторимость костюмов, атрибутов, декораций. Успех того или другого праздника народоведческой направленности зависит в значительной мере от того содержания описания праздника, который заложен в основу сценария. Поэтому для праздников в дошкольном учреждении должно быть выбрано календарно-обрядовое единство праздника с минимальным религиозным звучанием.В толковании праздника с помощью литературного текста, легенды или поверья должны иметь место короткие монологи, диалоги персонажей, которых играют дети и взрослые. Отклонение от содержания толкования основных событий, которые создают канву праздника, допускать нельзя. Поэтому воспитателю и музыкальному работнику нужно выбирать доступные для понимания детей материал.Малые фольклорные жанры, которые используются в сценариях, – народные песни календарно-обрядного содержания, семейно-бытовые и исторические тематики – всегда имеют простой текст, динамический сюжет, который легко и быстро запоминается детьми, поэтому их следует использовать без ограничения, только с учетом продолжительности праздника.Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях по народоведению, так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов воспитателя, например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности.После чтения или рассказа воспитателем легенд, поверий, былин или произведений детской литературы, дети пересказывают их для лучшего понимания и запоминания сюжета. Все усилия следует сосредоточить на специальных объяснениях до наименьших деталей, чтобы донести до сознания детей полное звучание сюжета. Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей исторической отдаленностью событий, религиозной особенностью отдельных толкований, поэтому воспитателю следует использовать соответствующий иллюстративный материал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж, кинофильмы и другое.Следует расширять круг представлений детей путем использования других источников – носителей народоведческой информации. Это наблюдения людей в реальной жизни мира природы, описание характерных особенностей вещей и их функционального назначения, объяснения и беседы с детьми про обереги украинского народа и другое. Главное место в работе воспитателя и музыкального работника отводится подготовке костюмов и атрибутов к каждому тематическому празднику. Любой элемент костюма как для мальчика и девочки, так и для взрослого имеет не только эстетичную, но и глубокую познавательную нагрузку. Потому их подбор с учетом тематической направленности сценария, региональных и общенародных особенностей и традиций имеет особое значение для организации и проведения праздника.Дети охотно принимают участие в изготовлении костюмов и их атрибутов. Воспитатель, руководя этой работой, может еще раз обратиться к содержанию тех произведений, которые лежат в основе сценария, к объяснению оберегов, обычаев и традиций украинского народа. Дети принимают активное участие в оформлении зала или групповой комнаты к празднику. Используя при этом вещи ежедневного употребления, которые имеют традиционное назначение и исполняют функцию оберегов, дети имеют возможность еще раз закрепить представление о них, уточнить и конкретизировать приобретенные знания.

Праздники народоведческой тематики важно проводить в дни, когда они совпадают с обрядным календарем или после соответствующей даты. Особенностью праздников исторической и религиозной тематики является то, что они не должны предшествовать конкретной дате события. Как известно, ни один праздник в украинской народной обрядности не ограничивается одним днем, комплекс праздничных действий охватывает от трех до семи дней, что создает благоприятные условия для усиления переживаний детей, повторного ощущения праздничности события, ее важности в жизни детей и взрослых.

 

1. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Обряды – это совокупность установленных обычаем символических, определенных традицией условных действий, направленных на оформление определенных событий в жизни людей, приуроченных к отдельным этапам трудовой деятельности, а также к отмечанию времен года. Традиции – опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, которые сложились исторически и передаются из поколения в поколение.

2. Особенностями нравственного воспитания детей дошкольного возраста является то, что с течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.

3. Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношения к окружающему; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Современная система праздников – это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

 

 

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР И.А. Каирова и канд. пед. Наук О.С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1975. – 320 с.

2. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.// Дошкольное воспитание. 2007, №3. – С. 113-115.

3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 240 с.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

5. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.

6. Запорожец Л.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.// Избр. психологические труды. – М.: Просвещение, 1986. – 357 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

8. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М.: Издательство Московського психолого – соціального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...