Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сценарий имитационной игры на тему «Проблема принадлежности арктического шельфа Северного Ледовитого океана в современной мировой политике»

 

 

УЧАСТНИКАМ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ для обсуждения актуальных вопросов по обозначенной повестке дня, собраться в городе Торонто (Канада) на конференцию по вопросам «Проблемы принадлежности арктического шельфа Северного Ледовитого океана в современной мировой политике» под эгидой Арктического совета. Конечной целью данного заседания является принятие ряда соглашений по наиболее противоречивым аспектам повестки дня.

История проблемы:

Арктика (от греч. arktikos – северный), северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океана.

В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств – России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия.

Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов.

В 2009 г. журнал Science опубликовал исследование природных богатств Арктики. По мнению исследовательской группы подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти (примерно 10 млрд т), что составляет 13% от мировых неразведанных запасов.

Природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1550 трлн кубометров. При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа – у берегов России. Ученые отмечают, что большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 м.

В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 % природного газа и 80 % (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий.

В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней.

Корень противоречий в таком чрезвычайно богатом ресурсами регионе: лежит в Правовом режиме относительно принадлежности территорий региона, позднее не менее важным стал вопрос и о принадлежности акваторий Арктики.

Первоначально в вопросе территориальной принадлежности господствовал секторальный подход, согласно которому Арктика была поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем северный полюс является границей всех заинтересованных государств. В 1909 году Канада объявила суверенитет на все территории между северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 года Канада официально закрепила свое право на свой арктический сектор. Постановлением ЦИК СССР от 1926 года вся территория от северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами, объявлялась территорией СССР. Тем не менее, секторный подход содержал определенные правовые пробелы, поскольку он определял правовой статус островов и земель, но никак не акваторий этих секторов.

Следующим этапом стала разработка и принятие Конвенции ООН по морскому праву в 1982 году. Согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. По конвенции территориальным морем могут быть объявлены прибрежные воды на расстоянии не более 12 миль от базовых линий, а исключительной экономической зоной - 200-мильная зона от базовых линий (+150 миль для континентального шельфа, если удастся доказать, что морское дно является продолжением берега). Несмотря на широкий охват различных основополагающих вопросов сохранилась неопределенность с принадлежностью ряда территорий оспариваемых сразу несколькими государствами, в частности принадлежность: подводного хребта Ломоносова, на который заявили права сразу три государства: Россия, Канада и Дания. Нерешенным остается вопрос о принадлежности Острова Ханса, который оспаривают как Дания, так и Канада. Подобные споры о принадлежности территорий, акваторий и шельфы между государствами породили множество проблем во все сферах жизни общества. Напряженность в отношениях ведущих держав региона заставляет их наращивать военное присутствие в Арктике, что в свою очередь создает фактор нестабильности в мировой политике. Экономическая и в первую очередь промышленная экспансия газо и нефтедобывающих компаний нарушает и без того хрупкую экологию Северного полюса. Под угрозой вымирания оказываются различные виды животных, рыбы, птиц.

В связи с глобальным потеплением, остро встает проблема таянья льдов, изменения температуры и общего климата Арктики.

Активное противостояние держав в Арктике влияет и на жизнь коренных народов севера, вторгаясь в повседневную жизнь и нарушая уклад людей, которые являются носителями самобытных языка и культуры.

С целью решения главных проблем Арктики и урегулирования споров между странами региона, 19 сентября 1996 года, по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны учреждается организация Арктического совета. К настоящему времени Совет является основной площадкой обсуждения проблем Арктики и выработки мер для борьбы с ними. Он представлен восьмью арктическими государствами: (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейским парламентом. Специальный статус постоянных участников, дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

16 Октября в аудитории 415 ФГСН РУДН (по сценарию г. Торонто) собирается специальная конференция Арктического совета по вопросам принадлежности арктического шельфа.

Участники имитационной игры:

Студенты 1-3 курсов. Каждая делегация состоит из 2-3 представителей за столом переговоров, а также сопровождающих лиц, находящихся в зале заседания.

Делегации:

Рекомендации делегациям:

·В процессе подготовки к данной конференции делегациям следует изучить предысторию обсуждаемой международной ситуации, ключевые вопросы, касающиеся ее содержания.

·В ходе изучения ситуации особое внимание обратить на точные, проверенные данные касающиеся обсуждаемой повестки дня. Рекомендуется изучить ключевые международные документы, затрагивающие правовое регулирование в Арктике

·Каждой делегации необходимо четко освящать государственную политику своей страны, по вопросам повестки дня.

 

Страны должны быть представлены реальными политическими деятелями, лица которых закреплены как официальные представители своего государства. Рабочим языком конференции является русский язык, использование других языков возможно только при условии предоставления перевода в зависимости от того, устная или письменная речь используется.

 

Задачи делегаций:

1. Подготовить свои предложения относительно урегулирования неразрешенных вопросов касающихся принадлежности арктического шельфа и правого статуса территорий и акваторий региона.

2. Добиться с помощью своей дипломатии продуктивных решений по итогам конференции, учитывая также позицию и государственные интересы своей страны.

Ход конференции:

До начала конференции делегации должны представить председателю конференции в письменном виде свои предложения по урегулированию неразрешенных вопросов касающихся региона Арктики.

Этап 1.

Представление делегаций

 

1. Вступительное слово председателя конференции с обозрением существующей повестки дня

2. Вступительное слово делегаций. Представление делегаций 7-10 мин.

При представлении делегации представитель (-ли) выходят к высокой трибуне и выражают позицию своей страны по ситуации обозначенной в повестке дня. Возможно использование медийных средств (подготовка презентаций). Во время выступления представителей одной делегации, другие готовят вопросы, на которые выступающая делегация даст ответы в конце своего представления (не более 3 вопросов). Остановка дискуссии остается на усмотрение председателя конференции.

Длительность 1-ого этапа: 10.00– 11.30

Перерыв: 15 мин.

Этап 2.

Этап переговоров

Часть 1 – формальная под председательствованием. Делегации, находясь за столом переговоров, могут задать друг другу вопросы и окончательно выявить позиции друг друга. Покидать свои места и зал заседания нельзя. Все переговоры ведутся строго под контролем секретариата и председателя конференции.

11.45 – 14.00

Часть 2 – неформальная под председательствованием. Делегациям разрешено покидать свои места, перемещаться по залу, чтобы согласовать позицию своей стороны с позициями своих визави для выработки совместного коммюнике.

14.00-17.00

Этап 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...