Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История, философия, право, экономика

Electronic Conservatory

Vitalia Pak, 2016 г.

© Vitalia Pak


Специальность

Камерный ансамбль

3. Музыкальная литература

История, философия, право, экономика

Гармония

 

Специальность

 

Уважаемые студенты! Информация, предложенная вам здесь, от проекта Electronic Conservatory, основана на программе обучения в Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Цель проекта – информационность, поэтому рассчитываю, что эта информация окажется для вас нужной и полезной.

 

Как заниматься специальностью.

Первое – это конечно, грамотно подобранный репертуар. Выбор произведения совпадает с выбором любимой музыки, но обращая внимание на техническую сторону исполнения, надо знать, что оно должно быть отделано безупречно. Поэтому рассчитываем заниматься им год. В сыром неготовом виде не играем ни при каких обстоятельствах.

План репертуара:

1. Крупная форма.

2. Полифония.

3. Этюд.

4. Популярная пьеса.

5. Собственное сочинение.

 

Несомненно, надо понимать, что классика – это по сути уже старинная музыка (XIX век, 200 лет назад, XX век, 100 лет назад).

Если вы готовы заниматься классической (здесь*старинной) музыкой, вы должны понимать, что ее сложность именно в технике: пассажи, сложные длинные сочетания двойных нот, штрихи, аккорды, скачки вверх и вниз, кантилена (сложность кантилены всем известна).

Я советую особо не поглощать свое время занятиями, если вы хотите играть с листа. Выбирайте Дебюсси, Прокофьева – это вам поможет: музыка их красива и легко осуществима.

Если вы хотите блистать, то понимайте, что по мелодизму и гармонии непревзойденны Шуберт и Шуман. Но именно в этом загвоздка: этот мелодизм и эта гармония не отвечает духу нашего времени, воспринимается сложно и ощущается чужеродно. Но необыкновенно красивый аккорд можете найти.

Если вы хотите профессионализма, то это произведения высокого конкурсного уровня - несомненно Бах, Бетховен, Моцарт и виртуозы, такие как Паганини, Венявский, Чайковский, Шопен, Россини, Пуччини.

О Шостаковиче скажу отдельно – это сложно оркестрово, и в качестве сольной программы тоже, потому что его сложно учить наизусть. Будьте готовы закопаться!

 

Для популярных пьес я не советую брать Крейслера! Это было «модно» когда-то очень давно, и это действительно было популярно, возьмите лучше Бриттена. Гармоническое построение их совпадает, иначе говоря, музыка похожа, а вот флер времени разный.

Почему я настаиваю на том, чтобы исполнять собственное сочинение. Во-первых, это будет актуально для вас и для слушателей, во-вторых, сейчас ограничиваться только исполнением классиков нельзя, надо показать и показывать себя. Однако избегайте себя с ними сопоставлять. Составьте отдельную программу из своих сочинений и представьте ее. А вот рядом с классическими именами свою фамилию не ставьте, они вас задавят.

 

Что сказать о занятиях консерваторского уровня по специальности?

Для начала надо понимать, что можно отзаниматься 4 часа утром. Или по 9 часов с риском испортить себе руки. Но суть в том, что вы уже сами музыкант и сами понимаете, что делать и как. Сочетайте технически сопоставимые произведения, а о том, как правильно заниматься, читайте мою «Школу игры на скрипке Андреева В.Б.» - это коллеждский уровень, там все подробно расписано.

 

Я настаиваю на том, что внешние данные для музыканта первостепенны и очень важны. Вы должны быть интересны публике, а это значит, что вы должны быть красивы, ухожены, актуально одеты и стройны. Высокий рост, сложение, прическа – это необходимые требования сцены и против этого сказать ничего нельзя.

 

Камерный ансамбль

 

Когда вы играете с кем-то, дуэтом, квартетом, неважно: знайте, что главное в камерном ансамбле… Посмотреть в YouTube камерный ансамбль Д.Ойстраха и С.Рихтера и вам все сразу станет понятно.

Я только хочу упомянуть, что если вы исполняете три части сонаты – значит все три части вы обязаны выучить наизусть, потому что игра по нотам - это как-то не так, как оно должно быть (comme il faut).

 

Музыкальная литература

 

Имена, которые вы должны знать – это Перотин и Леонин (создатели двухголосья),

Ф.Ландини (ars nova), К. Монтеверди (опера), О. Лассо (многоголосье).

Для закрепления базы в знании о музыке, вы должны знать все о И.С. Бахе, особенно периодизацию его творчества (Кетенский период, Лейпциг и т.д.), а главное, съездить в Германию, чтобы понять его, заодно и Шуберта, Шумана, Вебера и Вагнера, которых вы тоже должны идеально знать. В этом поможет библиотека, дорогие друзья, хотя вы можете обратиться к интернету, конечно, но поймите, что прочитать книгу – это прочитать профессиональный искусствоведческий, музыковедческий труд, что в плане профессионализма знания конечно несопоставимо с кратким брифом от Википедии. Я рекомендую взять учебник, скорее всего это будет «Музыкальная литература», двухтомник 60-х годов, еще советское издание. Но не поленитесь, прочтите. Дополнительная литература – это биографическая литература о композиторах и обязательное изучение уртекста (Urtext) И.С. Баха.

Немного личной точки зрения:

О Шуберте скажу от себя: это был романтик. Не только по времени, в котором он жил с искусствоведческой точки зрения, но и в действительности. Обратите на него внимание.

Касательно русской музыки… Ее очень приятно изучать в клавире и я вам это советую сделать. Помните о сквозном тематизме, о важности понимания раздела разработки (Ra) произведения – это все очень красиво сделано у А.П. Бородина, П.И. Чайковского, М.И. Глинки.

Относительно Н.А. Римского-Корсакова – изучите его оперы и вы поймете русскую историю, Новгород, сказочность… Обязательно для изучение – сборник Ста песен – это русский исторический фольклор, который нельзя пропустить.

С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович – главное, поиграйте. Вы понимаете, главное в музыке ведь не то, как умно ты слушаешь или как хорошо ты играешь. Главное катарсис. И именно этому учат в консерватории. Катарсис от встречи с музыкой, тем более такой, как эти два имени XX века. Он достижим. Для слушателя – через знание произведения в нотном изложении (просмотр партитуры перед концертом, знакомство с нотным текстом); для исполнителя – через идеально выверенную выученность, отделанность, драматургическую поставленность музыки.

Что касается программности произведений. К.Дебюсси писал программу в своих прелюдиях в конце, после того, как произведение сыграно. Они прекрасны! «Что знал западный ветер», «Феи – искусные танцовщицы», etc. Это правильно. Потому что, например, программность Г.Берлиоза, она как построение картины. От названия. Что тоже интересно слушать.

 

История, философия, право, экономика

Эти науки вы должны знать в пределах университетских, потому что музыкант без знания истории мира и законов человеческого общества погибнет.

Вот обязательная программа для изучения в Electronic Conservatory:

 

История:

Древний мир: подробно Греция со знанием периодизации, чтением произведений Аристофана, Сафо, Гомера; Рим, с обязательным для музыканта изучением итальянского языка, чтение Овидия, римских поэтов, которые вы можете найти в интернете, знанием дипломатии в том контексте, чтобы понимать эпохи (возьмите учебник дипломатии).

Средние века: обратите внимание на Данте и на живопись этого удивительного периода, где кульминацией является Мазаччо, и он же – преддверием Ренессанса.

Ренессанс: знайте, что сказал Макиавелли: «Зачем они бесконечно копируют античные образцы? Создали бы что-нибудь свое». Знайте также о том, что войны Феррары были бесконечно важнее для народа Италии, чем «стихи и музыка к ним».

Дорогие друзья, понимайте, что музыка – это лишь украшение бытия и развлечение… если это не понимание музыки В.А. Моцарта: что все что ни есть звучащее имеет свою теплоту, и прикосновение к фортепиано – это для того, чтобы услышать зов души, которая тебе откликнется через клавишу и терцию… Терцию.

Так вот исходя из понимания музыки Моцартом, давайте поговорим об Эпохе Просвещения, которую я понимаю, как ночное время, в котором горят огоньки знания и трудится за письменным столом Вольтер, Гольбах, Дидро. Эти три имени я хотела бы, чтобы вы нашли время изучить и написать реферат, по этим трем именам.

Мы переходим к философии, опуская период индустриализации человечества (XIX век) и период научно-технической революции (XX век). Пожалуйста, ознакомьтесь с ними на уровне учебников.

Для понимания мировых войн, от Пунических и Пелопонесских до второй мировой войны – изучите архивы. Архивы, потому что достоверно понять эти вещи можно только увидев это, если возможны фото и прочитав подлинные документы,- это возможно в интернете, а также опять же учебник истории дипломатии. Это будет достовернее для понимания механики человеческой жизни для вас.

К тому же знать историю человечества – это понять, что эпоха, в которой мы живем, также значительна для мира, как и исторические пласты прошлого.

 

Философия

Изучите Р.Декарта и Ф. Бэкона. Прочитайте Кьеркегора. Обязательно прочтите «Маятник Фуко» Умберто Эко. Поймите Дидро и почитайте Вольтера. Я настаиваю на чтении их произведений в преимуществе, чем исследований по ним, потому что важнее знать ЧТО сказал философ, чем знать О Чем сказал философ.

Вам важно знать смысл Канта – его императив.

Гегель – провести через объективную реальность.

Ницше – «Трагедия из духа музыки», хотя я думаю там мало что можно понять и, главное, извлечь.

Прочтите жизнеописание Спинозы.

Влюбитесь в тексты Шопенгауэра – это так прекрасно написано - «Мировой дух».

Если хотите, закопайтесь в философии XX века и начала нашего века, обязательно сойдете с ума, потому что эта терминология запутает вас, а вот знать перечисленные имена именно так, как я подаю их – это значит быть способным к выживанию в современном обществе.

Я бы хотела добавить, что вам придется купить книжечки «Естествознание» и «Логика», чтобы не отстать в музыкальности от нашего времени, которое диктует совсем другое, нежели созерцание.

Обратите внимание на автора К. Вольнова, советую найти и почитать. Это был светлый человек и философ, преподававший философию в консерватории Рим.-Кор.. Через эту подачу вы поймете, что ни на есть, саму суть философии для музыканта.

 

Право

Современное общество заждется исторически на своде законов римского права.

Напишите реферат по римскому праву.

Прочтите учебник по обществознанию.

Изучите кодифицированное право (кодексы) на уровне государственного свода законов и международного права в том доступе, который открыт непосредственно для вас.

Вам также необходимо знать для вашей жизни Трудовой кодекс - это придется почитать, также как и образцы договоров, которые вам когда-либо придется подписывать, начиная от трудового, заканчивая договором купли-продажи или аренды. Это необходимо прочитать и знать, так как жизнь человека, а тем более поэта или музыканта – это прежде всего те технические знания, которые находятся за кулисами вашего пребывания на сцене.

 

Экономика

Дорогие друзья! Существуют капиталисты и саларье: капиталисты – это те, кто обладает и распоряжается капиталом; саларье – зарплатники, наемные работники.

В этом вся суть этой науки.

Экономическая теория порождает практику, так вот чтобы в ней не потеряться, надо знать прежде всего теорию Адама Смита, имя Кольбера (извините, ради бога, знатоки J) и понятие рыночной экономики, как понятие о конкуренции в современном мире, где ее становится все меньше, и как понятие о маркетинге, которое вы можете иметь, прочитав труд Ф.Котлера «Основы маркетинга».

 

Гармония

 

Дорогие друзья! Самое главное что вы должны знать по гармонии от проекта Electronic Сonservatory – это то, что гармонический анализ просто описывает музыку, а вовсе не создает ее.

Я бы хотела, чтобы вы знали все виды модуляций, включая модуляцию-сопоставление, как самую эффектную и отклонения в тональности I, II и III степени родства. Вы можете все найти в учебниках по гармонии, я считаю, что эту теорию необходимо знать, чтобы практиковать профессиональный подход к музыке.

 

2016

© Vitalia Pak

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...