Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А горбовский. Тайная власть. Незримая сила (колдуны, экстрасенсы, целители)

М., Общество по изучению тайн и загадок Земли 1991, 224 с. с ил.

ISBN 5-86422-068-Х

© Общество по изучению тайн и засадок Земли, А-Горбовский, 1991.

Власть, о которой идет речь в книге, — это власть шаманов, колдунов, людей с паранормальными способ- ностями. Что знаем мы о случаях, когда предметы и лю- ди внезапно теряли вес, поднимались в воздух, а то и во- обще исчезали, появлялись иногда на расстоянии сотен и даже тысяч километров? Реальность этих фактов полу- чила теперь научное подтверждение, хотя объяснение им наука дать не может. Как не может объяснить и причину болезней, перед которыми медицина оказывается бес- сильной, но с которыми порой успешно справляются шаманы и некоторые экстрасенсы. Не говорит ли это о том, что вековое народное представление о сглазе, наго- ворах и порче имеет под собой реальную почву?

Некоторые из драматических историй, которые приводятся в книге, также можно было считать фанта- стичными, если бы они не были правдой. Впрочем, воз- можно, самое странное, о чем вы сможете прочесть в книге, — судьба тех, кто оказался отмечен этим даром паранормального: колдунов, шаманов, целителей. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

 

 

1. ПРЕДМЕТЫ, ПОСЛУШНЫЕ СИЛЕ МЫСЛИ

Способности, в которые трудно поверить

"...На полу стояли деревянные миски, одйа была наполнена варениками, другая сметаною...Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать".

Эпизод этот, описанный Гоголем сто лет назад, не с меньшим основанием мог бы принадлежать не ему, а скажем, исследователю-этнографу, собирающему сведе- ния о колдунах и шаманах. В работах таких иссле- дователей нередко встречаются упоминания об этой способности воздействовать на предметы — способности, которую народный опыт по сей день устойчиво связывает с людьми, наделенными некой, как принято говорить сейчас, экстрасенсорной силой.

Судя по некоторым свидетельствам, предметы могут приводиться в движение и непреднамеренно, в результа- те сильного стресса, душевного волнения или страха. На этом основываются и некоторые русские народные обычаи. Так, еще недавно в деревнях, чтобы разоблачить вора, всех подозреваемых собирали где-то в уединенном месте, в лесу. Подбиралось ружье с "легким спуском", т. е.

такое, у которого спусковой механизм срабатывал от малейшего нажатия. Ружье клали на высокий пенек, и каждый подозреваемый по очереди подходил и целовал его в дуло. Когда это делал вор, ружье стреляло. Трудно судить, происходил ли такой телекинетический эффект в результате страха, испытываемого тем, кто доподлинно знал за собой преступление, или на спусковой механизм воздействовал дистанционно обычно присутствовавший там колдун. Единственное, что можно констатировать более или менее определенно, — это то, что обычай не мог бы существовать, если бы он не подкреплялся, пусть время от времени, какими-то результатами.

Точно так же и эпизод, приведенный Гоголем, по всей

вероятности, был рассказан ему кем-то, кто, возможно, сам наблюдал эту сцену. Тем более, что упоминания о людях, способных воздействовать на предметы на рас- стоянии, встречается время от времени и в исторических записях, и в некоторых воспоминаниях. Один из очевид- цев такого феномена рассказывает о некоем артиллерий- ском офицере Морозове, с которым он служил в 1890 го- ду в Кронштадте.

"Стоило ему долго и пристально посмотреть на какой- нибудь предмет, с желанием, чтобы он пришел в движе- ние, как по истечении некоторого времени предмет дей- ствительно приходил в движение.

Однажды, — продолжает автор воспоминаний, — Мо- розов предложил нам в нашем присутствии проделать несколько опытов. Мы выбирали какой-нибудь не- тяжелый предмет, вроде стакана, ложки или ножика, и на наших глазах предмет этот приходил в движение и падал на пол, несмотря на то, что Морозов находился на расстоянии в несколько шагов. Все это происходило сре- ди полного дневного света и на глазах полдюжины товарищей, которые не откажутся подтвердить справед- ливость всего рассказанного". '

Среди историй, которые случилось слышать и мне, рассказ одного бывшего следователя ЧК по Сибири.

Случай этот относился к тридцатым годам и произошел в Иркутске. Нэп уже кончился, но на свободе оставались еще бывшие дельцы, коммерсанты и вообще состоя- тельные люди. Они вели жизнь, соответствующую их возможностям, многократно превышавшим возможно- сти простых людей, и естественно, чаще других станови- лись жертвами мошенников и грабителей. В отличие от остального населения, у них оставалось еще что грабить.

Очередной арестованный, который был направлен к следователю, чей рассказ привожу я здесь, обвинялся в том, что в ресторане, танцуя вальс с женой местного!

делового человека, похитил у нее прямо с шеи драгоцен- \ ное ожерелье. '

—Я не поверил, что это можно сделать во время танца, когда обе руки его были заняты, и чтобы она не заметила этого. Но улика была налицо — ожерелье нашли у него в кармане там же в ресторане. И второе, он сам не отрицал этого. Так что формально дело было решенное: улика и признание налицо — чего еще?

Откровенно говоря, если бы он отрицал, что сделал это — можно было бы допустить, что ему подбросили, когда

начался переполох. Такие случаи бывали. Если бы он сказал: "Не брал! Ничего не знаю", — дело бы повисло в воздухе. Может, мне пришлось бы отпустить его. Но он сам признался, что сделал это. "Блефует!" — подумал я.

Зачем? Тут свои игры могли быть. Так что как привели мне его для допроса, я так сразу и сказал ему, что не верю, чтобы во время вальса можно было незаметно снять ожерелье. Сказал, чтобы говорил правду: зачем согласился принять на себя чью-то вину? А то, мол, хуже будет. Ну ему, видно, всякие страхи наговорили про ЧК, он побледнел даже, говорит: "Я признался уже. Это я сделал". Я спрашиваю: "Как?" И тут он начинает мне врать (вернее, я думал, что врет), будто может взглядом предметы двигать. Я разозлился даже. Думаю: "Образо- ванный. Надо мной смеется. Издевается надо мной".

"Ладно, — говорю. — Докажешь, отпущу. Если врешь, пущу в расход. Вот часовой — свидетель". А часовой тогда не снаружи, не в коридоре, а прямо в кабинете у дверей стоял. Такое правило было. Одним словом, кладу перед собой на стол первое, что под рукой оказалось, — партий- ный билет. Всегда его с собой носил, понятно. Говорю ему: "Давай, двигай". Он напрягся весь, лицо даже другое стало, постарел вроде. "Ну, — думаю, — Ваньку ломает".

Не верю. А потом, гляжу, поехал мой партбилет, прямо к нему поехал. Как за ниточку потянул. Глазам не верю. И часовой тоже глядит и рот открыл даже. Подъехал к краю стола и прямо прыг ему в руки. "Вот, — говорит, — так и с ожерельем было". Я партбилет беру у него, думаю: "Отпускать надо". И тут, как молния, мысль у меня: "Ведь партбилет-то мой в руках арестованного оказался! Ведь если это станет известно..." Тем более, что часовой все видел. Все за секунду решать надо ^ыло. Чего же решать, ясно все. Короче, часовому кивнул: мол, в камеру! Как уходил он, чудотворец этот, посмотрел на меня. Думаю, понял все. Как вышли они, я оформил все. И передал на подпись. На другой день, кажется, и расстреляли его. Как раз партия собралась. А я запомнил случай этот. И как это делал он. Кому ни скажу, не верят. А я сам видел.

Конечно, революционный террор, а затем репрессии сталинских лет пришлись в первую очередь по людям неординарным, отличавшимся от других. В том числе и по людям, вызывавшим недоумение, зависть или страх окружающих. Были, в частности, люди, обладавшие паранормальными способностями, — ведуны, колдуны и шаманы. Какое-то время казалось, что подобные люди,

носители этого дара, исчезли в народе окончательно и безвозвратно.

Но минуло страшное время, и такие люди не- объяснимым образом стали вдруг объявляться то в одном, то в другом конце страны. В том числе и те, кто обладает способностью воздействовать на предметы, передвигать их. Причем почти каждый из них так или иначе имел, оказывается, в своем роду колдунов, ведунов, шаманов.

В условиях эксперимента.

Как правило, телекинез — лишь одна из пара- нормальных способностей. Правда, способность эта достаточно наглядна и убедительна, что особенно важно в обществе, где паранормальное до последнего времени отрицалось вообще. Однако даже когда у кого-то оказывается на руках такой козырь, свидетельствующие о его даре, выясняется, что козырь этот ему некому предъявить.

Ну, хорошо, кто-то может воздействовать на предмет, передвигать его. Что дальше? А дальше начинаются хлопотные и до недавнего времени тщетные попытки заинтересовать собой ученых, лаборатории, Академию наук. Но даже когда это происходит и ему удается продемонстрировать скептической аудитории, как дви- жется предмет, которого никто не касается, что следует из этого, какое продолжение может иметь проведенный эксперимент? Самое большее — на свет появляется акт научной экспертизы, подтверждающий то-то и то-то.

(При условии, что п^сутствовавшие и видевшие все собственными глазами согласятся его подписать.) После этого ученые возвращаются к основным своим делам и изысканиям, а для носителя этого дара начинается новый круг:

— Изучайте меня! — просит он. — Вот акт экспертизы.

Посмотрите, кто подписал. Нет, вы посмотрите!

— Спасибо, — отвечают ему. — Вас ведь уже изучали.

Допустим, факт имеет место. Чего же вы еще хотите?

И действительно, чего он хочет?

Некоторые ищут признания собственной исключи- тельности, удивления перед даром, которым наградила его судьба. Другие искренне хотели бы услышать от ученых объяснения — как происходит то, что удается им

делать. И меньше всего, наверное, хотели бы они, скажем, такого:

— Здравствуйте, здравствуйте, Павел Иванович, — раздается по телефону голос кого-то из присутст- вовавших на эксперименте. — Как поживаете? Давно что- то вас не слышно. А тут, знаете ли, заинтересовались вами. Кто, спрашиваете? Да как вам сказать. Есть одна контора. Очень солидные люди. Они будут звонить вам.

Завтра будете дома?

Современное общество обычно ориентировано на достижение ближайших и конкретных целей. Сами цели могут меняться, но установка остается. Только то, что может быть встроено в эту систему, стать средством достижения той или иной цели, способно вызывать интерес. Интерес политиков, военных, деловых людей.

Интерес человека с улицы. Поэтому если вы способны передвигать взглядом по столу коробок спичек или колпачок от авторучки, это, конечно, хорошо. Это даже любопытно. Но, простите, кому это нужно?

Воздействия на материальный мир более сложного порядка — это уже интереснее. Значительно интереснее.

Такие, например, воздействия, как усилия по откло- нению луча лазера. Эксперименты по такому отклонению проводятся, в частности, в Ленинградском- политехническом институте. Участникам экспериментов удается бесконтактно воздействовать на луч лазера, рассеивать и отклонять его.

В Ленинграде же подобные опыты по воздействию на лазер не один год велись с известным ленинградским экстрасенсом Н. С. Кулагиной. Инициатор этих опы- тов — Ленинградский институт точной механики и, оптики. Во время её воздействия луч лазера (на длинной волне 10,6 мкм) теряет яркость и меркнет.

В официальном документе, перечисляющем участни- ков опытов, упомянуты академик Г. А. Николаев, группа профессоров, научные сотрудники Московского техниче- ского университета им. Баумана, а также группа загадоч- ных "сотрудников некоторых других организаций". Без указания имен, званий, а главное, самих этих органи- заций.

Имея даже самое общее представление о роли лазера в разработках по космическим исследованиям, связи и в военном деле, нетрудно представить себе, какое значение могут иметь подобные опыты в технологических реаль- ностях завтрашнего дня. Судя по всему, негласно или

полугласно подобные работы ведутся не только в СССР.

Есть сведения, например, о таких исследованиях в Китае: группе экстрасенсов удается отклонять луч лазера.

Среди других воздействий на предметы, которые совершала Кулагина в ходе этих опытов, — засвечивание фотопленки и вращение магнитной стрелки.

То, что я назвал "засвечиванием фотопленки", было, по сути дела, воздействием более сложным. На кусках фотопленки, заключенных в светонепроницаемые футляры, Кулагина усилием воли "высвечивала" разные геометрические фигуры: полосы, крест, звезду.

Что касается воздействия на магнитную стрелку, то опыты эти проводились в Советском Союзе давно, хотя и не имели продолжения. Да и какое продолжение могли бы они иметь, кроме кадров фильма, отснятого в свое время, и официальных актов, подтверждавших, что Кулагина и некоторые другие участники опытов такое воздействие производят? Правда, на этот раз кроме самого воздействия удалось фиксировать магнитную индукцию, исходящую от рук Кулагиной. Величина эта, которую зарегистрировал германиевый датчик Холла*, составила 2,7-10-2 Тл.

Одна из проблем таких исследований заключается в том, что непонятны и неизвестны сами пределы и области таких паранормальных воздействий. Программа невольно строится вокруг того, как мог бы представить себе эти возможности обыкновенный человек. Тем более непредсказуемы оказались итоги одного из опытов — была составлена разомкнутая цепь: электрическая бата- рейка-электрометр. В месте разрыва были установлены две металлические пластины с зазором между ними более полутора сантиметров. Воздух — надежный изоля- тор. Однако стоило Кулагиной поднести руки к месту разрыва, как цепь замкнулась! С точки зрения законов физики, для того чтобы это произошло, нужен электри- ческий разряд силой в 30 000 вольт.

Такого разряда не было и быть не могло. Что же тогда, какая сила замкнула цепь?

Другая серия экспериментов проводилась под наблю- дением академика Ю. Б. Кобзарева, основоположника со- ветской радиолокации. На опытах присутствовали также академики Я. Зельдович, В. Трапезников, А. Тихонов и

Ю. Гуляев. К недоумению собравшихся, а главное — во- преки хорошо известным им всем законам физики Кулагина действительно бесконтактно передвигала по столу фужер, колпачок от авторучки и другие предметы.

Впрочем, недоумение присутствовавших, возможно, оказалось бы значительно меньшим, знай они о много- численных подобных опытах, которые проводились ранее, имей они к тому же доверие к свидетельствам своих предшественников. Из русских ученых^ интерес к этому феномену проявлял еще Бутлеров*). По его заключению, движение предметов "без всякого к ним прикосновения" действительно происходит. Реальность этих и подобных явлений, писал он, "засвидетель- ствована мною и другими серьезными наблюдателями на основании собственного опыта".

В отлиЧие от Бутлерова, те, кто исследовали феномен Кулагиной, имели в своем распоряжении целый арсенал различных датчиков и приборов. То, что удалось им обнаружить, расширило, однако, лишь область неизвест- ного, ничуть не приблизив к пониманию того, что же происходит на самом деле. Когда Кулагина "работала", руки ее источали ультразвук, длительность пиков состав- ляла 30 микросекунд. Когда же она подносила ладонь к уху экспериментатора, отчетливо слышались беспоря- дочные щелчки.

Столь же неожиданным оказалось и то, что фото- электрический усилитель зафиксировал сильное свече- ние ее ладоней. Чтобы уточнить спектр излучений, попытались установить фильтры. Но от этого пришлось отказаться — оказалось, что стекла фильтров быстро мутнеют. Они покрывались легким налетом солей. Такой же налет появлялся на стенках пластмассового куба, в котором был помещен предмет, который Кулагина также передвигала на расстоянии.

Насколько мог я понял из бесед с некоторыми участниками опытов, неизвестно, что повергло их в большее недоумение — сам ли факт бесконтактного пере- движения предметов или неожиданные излучения, сопровождавшие феномен.

Впрочем, люди науки вообще не любят, когда им встречается явление, которому они не могут дать объяснения. В этом плане ситуация с Кулагиной усугуб-

ляется еще и тем, что она — не единственная, кто, оказы- вается, обладает способностью воздействовать на пред- меты и передвигать их.

При всем различии носителей этого дара, как и тех, кто проводит эксперименты, программа таких опытов строится, в общем, по одной схеме: сначала подтвержде- ние самого факта передвижения предметов, затем выяс- нение физических явлений, сопровождающих феномен, и, наконец, главное — попытка определить характер той силы, которая воздействует на эти предметы. Однако вопреки всем усилиям до сих пор удается продвинуться не далее двух первых пунктов. А что представляет собой сила, Бездействующая на предмет, продолжает оставать- ся столь же неведомым, как во времена Бутлерова или до него.

Наиболее достижимая цель исследования — первая: подтвердить, что предметы действительно бесконтактно передвигаются. Впрочем, и здесь есть свои трудности и проблемы. Основная забота экспериментаторов — гаран- тировать полную бесконтактность такого воздействия.

В одном из ленинградских институтов испытуемого усаживали на расстоянии не ближе двух метров от стола, на котором помещался предмет будущего его воздей- ствия. При этом сам предмет накрывался стеклянным колпаком. Чтобы исключить влияние вибрации ног, под ноги экстрасенсу клали толстый поролоновый коврик.

Два члена комиссии в течение всего эксперимента сидели рядом, держа его руки в своих руках. Даже рот его заклеивался скотчем, чтобы он не мог незаметно дуть, а также, как пояснил один из участников опыта, чтобы "не отвлекал комиссию разговорами". Тем не менее, при соблюдении всех предосторожностей экстрасенс переме- щал предмет (шарик от пинг-понга), лежавший под стеклянным колпаком.

Когда же исследователи перешли ко второй части, выяснению того, какие явления сопровождают феномен, обнаружилось, что на шарике появился электроста- тический заряд, которого раньше не было. Не это ли, не электростатика ли, передаваемая экстрасенсом неведомо каким образом сквозь стеклянный колпак, и есть та сила, которая передвигает предметы?

Тогда установили ультрафиолетовую лампу, которая, ионизируя воздух, мешала накоплению заряда. Но шарик, и лишенный заряда, продолжал двигаться. Про-

исходящее явно не вписывается в рамки физических реальностей, какими они известны нам.

Об этом же, о нарушении элементарных законов физики, говорят и некоторые наблюдения, связанные с московским экстрасенсом Валерием Авдеевым. Он не довольствуется тем, что на расстоянии взглядом или движением рук раскручивает магнитнун) стрелку компа- са то в одну, то в другую сторону. Таким же образом он может заставить двигаться и сам компас. "Авдеев напряг- ся и замер над компасом, — описывает происходящее очевидец. — Его лицо покрылось испариной, на руках вздулись вены, дыхание совсем не слышно. И вдруг, при- мерно через минуту, компас словно ожил: дернулся несколько раз, а потом стал плавно удаляться от него.

Передвинувшись сантиметров на пятнадцать, остановил- ся и стал медленно вращаться. Сделав несколько оборо- тов, замер на краю стола".

Как и Кулагина, Авдеев генерирует в эти минуты электромагнитные импульсы. Однако, как показали при- боры, мощности самих этих импульсов было бы совер- шенно недостаточно, чтобы заставить двигаться магнит- ную стрелку, не говоря уже о том, чтобы сдвинуть с места сам компас. Точно так же и импульсов, которые генери- ровала Кулагина, было бы недостаточно, чтобы воздейст- вовать на предметы, которые передвигала она.

Исследователям остается лишь констатировать суще- ствование силы и признать, что о ее характере у них нет ни малейшего представления.

Еще более непонятно, каким образом "сила" эта может внезапно появляться и у человека, не наделенного этой способностью. Стоит тому же Авдееву взять такого человека за руку или даже просто находиться с ним рядом, как тот оказывается способен проделывать с магнитной стрелкой то же, что делает сам Авдеев.

В ы з ы ватели дождя, гонители облаков

В опытах, о которых я говорил, обычно передвигались предметы довольно небольших размеров. Да и сами опыты эти — не более, чем своего рода подтверждение того, что возможность такого воздействия существует.

В какой мере возможность эта ограничена размером предмета или его весом? И ограничена ли? Древнейшая практика вызывания дождя, воздействия на огромные

многотонные Массы облаков позволяет ответить на этот вопрос самым неожиданным образом.

У лекторов-атеистов есть дежурный пример, который они любят приводить, чтобы опровергнуть веру в необъяснимое и необычное. "Священники, — говорит лектор, — устраивали молебны о ниспослании или пре- кращении дождя, обманывая трудовой народ. Разве не ясно, — восклицает он, — разве не понятно, что подобное невозможно? Смешно даже, что темные массы верили когда-то, будто человек может собирать тучи или, наобо- рот, — разгонять их".

Так ли уж беспочвенна была эта вера? Так ли наивны были наши предки? Я не говорю уже о народах и племенах обширных территорий Африки и Азии, где практика эта бытует и поныне.

Но обратимся к нашей стране. Жития святых содер- жат рассказ о том, что в 1096 году, когда в Новгороде начался великий пожар, грозивший истребить весь город, святой Никитиа (реальное историческое лицо, епископ Новгородский) низвел дождь, который и пога- сил пожар: "Прилежно моление за. люди своя принося, овогда и граду запаление угасил еси".

Практика вызова дождя существовала в России как бы в двух видах: в церковном и чародейном, восходящем к языческим, дохристианским временам. Крестный ход, моление о ниспослании дождя были частью общепри- нятых церковных служб. Другие воздействия, приписы- ваемые обычно разного рода "облакогонителям", колду- нам и чародеям, гибельными, негативными. С ними связывались обычно засухи, проливные дожди, бури или град, губящий урожай.

Очевидно, именно поэтому в русском историческом списке 1282 года осудительно упоминались "облакы прогонникы и чаровникы", а также "облакы-генештеи".

Надо думать, очевидно, далеко не случайно и то, что Шестой Вселенский собор предусматривал епитимию "облакогонителям".

Знание о том или вера в то, что есть такие "облакого- нители", собирающие или, наоборот, разгоняющие облака, порождали особенно настороженное отношение к соседним недружественным племенам и народам: а не готовят ли их волхвы и чародеи погибели право- славным? Особое подозрение, как никакой другой народ, вызывали почему-то литвины. Впрочем, не только они.

Сохранилось интересное свидетельство Курбского,

относящееся ко времени осады Казани. Татарские кудес- ники с восходом солнца появлялись на городских стенах, вопияли сатанинские слова и махали одеждами. Из-за этого поднимался ветер и нагонял облака, которые несли "плювию" (дождь), так что даже сухие места превра- щались в болото. В отличие от татар, укрывавшихся в городе под крышами, русскому войску, стоявшему в открытом поле, дожди несли массу неудобств. Только когда из Москвы был привезен честной крест и было совершено водосвятие, писал Курбский, бедствие это прекратилось.

Действительно ли татарские "кудесники" вызывали проливные дожди, чтобы досадить русским, или было это простым совпадением, рассудить сегодня едва ли возможно. Важно, однако, что другие сообщества из прошлого более близкого и даже из нашего времени говорят о фактах более определенных и бесспорных.

Китайские хроники рассказывают о даосском отшель- нике Чанг Чуне, о котором известно, что с ним неоднократно встречался и подолгу беседовал Чингисхан. Однажды, когда страна погибала от засухи, правитель Пекина попросил его вызвать дождь.

Отшельник помолился, и прошли обильные дожди, которые сохранили урожай и спасли людей. В ответ на многочисленные изъявления благодарности отшельник ответил:

— Молитва — это не вещь. Единственное, что нужно, это вера. Именно это имели в виду древние, когда говорили, что абсолютная вера может двигать небом и землею.

Действительно ли абсолютная вера в то, что желаемое осуществится, помогает и сегодняшним африканским колдунам, вызывающим дождь? Во всяком случае, рас- сказы путешественников и этнографов подтверждают эту практику.

Трудно сказать, обладал ли такой абсолютной верой или, возможно, другими свойствами американский профессиональный вызыватель дождя Чарльз Хэтфильд.

Но то, что он делал (вызывал дождь), приносило ему устойчивый заработок, было источником его суще- ствования. Отдавая дань технократическим символам общества, в котором он жил, Хэтфильд обставлял свое действо соответствующим образом. Там, куда его приглашали, он устанавливал нелепое, но, очевидно, производящее впечатление сооружение из деревянных

труб, извергавших дым в раскаленное безоблачное небо.

Проходили сутки, иногда другие, и на иссохшую землю обрушивались потоки дождя. В некоторых штатах, чтобы обеспечить осадки и устойчивый урожай, фермеры нанимали его из года в год. Странностями такого рода не удивишь Америку, поэтому и Хэтфильд, и то, что делал он, не были предметом сенсации. Да, вызывает дождь. Ну и что? Иное дело, когда начался шумный судебный процесс между вызывателем дождя и муниципалитетом Сан-Диего, портового города, расположенного на побережье.

Для Сан-Диего и окрестностей 1916 год выдался на' редкость засушливым. Уже к весне источники, снабжав- шие жителей питьевой водой, пересохли, а искусствен- ный городской водоем для сбора воды лишился послед- них запасов. Вода, которую привозили в цистернах и за которую платил муниципалитет, не могла обеспечить и малой части потребностей. И вот когда в городском бюджете, как в водоеме, обнажилось дно, муниципалитет решился на крайнюю меру — нанять профессионального вызывателя дождя. Хэтфильд поставил свои условия: го- род должен будет заплатить ему по тысяче долларов за каждый дюйм осадков. Если же он заполнит городской водоем до краев (город смог бы тогда жить совсем без осадков целых два года)^ то это сверх всего будет стоить муниципалитету десять тысяч. Последнее представля- лось тем менее вероятным, что за двадцать лет суще- ствования водоема он никогда не бывал полон более чем на треть. Прождав еще несколько дней, столь же безоб- лачных и безнадежных, как предшествовавшие месяцы, муниципалитет подписал контракт.

Не прошло и суток, как Хэтфильд установил свои деревянные трубы, направив их в небо, л хлынул проливной дождь. Он шел беспрерывно. Уже на третий день водоем, как и обещал Хэтфильд, наполнился до краев. Дождь продолжал лить. Озера и реки начали выходить из берегов, затопляя окрестность. Никто не мог поверить в наводнение — слишком засушливы и безвод- ны были все предшествовавшие месяцы года. В это пришлось поверить, когда рухнула дамба и десятимет- ровая стена воды обрушилась на поселок, сметая дома.

Десятки людей погибли. Сан-Диего был объявлен зоной бедствия, и для спасения жителей в город были направ- лены войска. А дождь, вызванный заклинателем, все лил и лил.

Когда же Хэтфильд, считая, что он выполнил свое обязательство, предъявил счет, муниципалитет платить отказался. Заклинатель обратился в суд, но позиция города оказалась неуязвима: если допустить, что дождь вызван им, то Хэтфильд ответствен и за все разрушения и убытки, которые последовали; если же считать, что дождь начался сам собой, то Хэтфильд, естественно, не ответствен за убытки. Но тогда за какую услугу ему платить? Адвокату Хэтфильда нечего было противопо- ставить этой логике, и пришлось отступить.

Не к числу ли подобных воздействий, производимых кем-то, относится и феномен, замеченный недавно в Португалии и собирающий с некоторых пор не только недоумевающих местных жителей, но и не менее недо- умевающих репортеров газет. Каждый день ровно в четыре часа на склоне одного из холмов начинается дождь. Через час он прекращается. Это происходит еже- дневно с регулярностью часового механизма. Но самое непонятное — это происходит при совершенно ясном небе. Нет ни облачка, а идет дождь.

Ученые, приглашенные из Лисабона, смогли только подтвердить, но ни объяснить, ни как-то хотя бы про- комментировать этот странный и регулярно повторяю- щийся феномен.

"Облакогонители", о которых упоминали древне- русские тексты, судя по некоторым сообщениям, не перевелись в нашей стране и сегодня. Один из них — украинский экстрасенс Альберт Игнатенко. Как-то киевское телевидение, прослышав о том, что он может якобы воздействовать на многотонную массу туч и менять погоду, скорее в порядке вызова предложило ему провести такой эксперимент. День, когда съемочная группа приехала за ним, подходил для этого как нельзя более: все небо было покрыто хмурыми тучами, моросил мелкий, беспрерывный дождь. Исследователи феномена рассказывают, как проходил этот опыт: "Сотрудники телевидения вежливо, но скептически улыбались. И тогда Игнатенко сел в машину: экспери- мент начался. Они приехали на Октябрьскую площадь.

Дождь прекратился, камера зафиксировала плотный слой облаков. До начала выступления осталось семь минут. Альберт Игнатенко вытянул перед собой руки ладонями вверх..."

Что произошло потом, рассказывали работники съемочной группы. "Через минуту, не больше, темно-

серая завеса туч стала светлеть, облачность таяла прямо на глазах... и вдруг засияло солнце. Оператор оказался не из нервных и полностью заснял этот эпизод на пленку. А вот режиссера еще более получаса била нервная дрожь".

Другой, более ранний эпизод рассказал сам Игна- тенко. Он работал тогда психологом при команде по ака- демической гребле. Команда проводила тренировку на олимпийской базе в Литве, в Бирштонасе.

— Должны были проводиться соревнования, — вспо- минает Игнатенко. — А погода напрочь испортилась.

День идет дождь, второй, третий... Спортсмены и тренеры нервничают все больше. Тогда-то я и попробовал разогнать тучи. И в течение пятнадцати дней держал в радиусе пяти-шести километров солнечную погоду, можно сказать, ладонями. Я представляю себе, что ладонь моей руки излучает энергию. До тех пор, пока не увижу мерцающие точки, поднимающиеся в виде толстого луча к облакам. Пучок энергии я посылаю именно в то место, где в данный момент должно находиться солнце. Когда луч доходит до облаков, мысленно представляю происходящую там реакцию. И

постепенно начинаю ощущать тяжесть, словно держу на весу ядро. Затем появляется легкая вибрация...

Очевидно, не так уж наивны и легковерны были наши предки, когда полагали, что молебен, сильный волевой импульс множества людей, способен воздействовать на тучи, менять погоду.

Обычно только крайние, экстремальные ситуации понуждают прибегать к такому воздействию. Такие об- стоятельства диктуют, соответственно, и сильный эмо- циональный настрой. Он необходим, чтобы само такое воздействие состоялось. Такая практика до последнего времени хорошо известна была в Поморье, на побережье Белого моря и Ледовитого океана. Здесь не только улов, сама жизнь рыбаков нередко зависит от произвола ветра.

Находившиеся в море рыбаки, а чаще жены, ждавшие их на берегу, собравшись вместе, хором читали заклинания, чтобы подул попутный ветер, ветер с Севера. Самое успешное, считалось, творить такие заклинания на ве- черней или на утренней зорьке.

Всплески и выбросы

Впрочем, сколь.ни велика, ни исключительна эта сила, возникающая внезапно, меняющая ветер или движущая огромные массы облаков, даже она пред- ставляется менее значимой и впечатляющей по сравне- нию с другими, которым имеются свидетельства. Я имею в виду способность не просто двигать и пере- мещать объекты, воздействуя на них, как на некую ком- пактную массу, а способность оказывать влияние на глу- бинные, субатомные свойства самой материи.

В годы правления Святополка Изяславовича (XII в.) во время очередной междуусобицы, когда в Киев не смели приезжать купцы, в городе и в окрестностях стала кончаться соль. Те же купцы, которые имели ее в запасе, тут же подняли цену на соль ради обогащения. Многим из бедных соль оказалась не по карману.

Тогда блаженный Прохор, игумен Киево-Печерской лавры, собрал в свою келью пепел из печей, что были в монастыре, и по его молитве, гласит предание, зола обра- тилась в соль. Когда игумен стал раздавать ее нуждаю- щимся, люди потянулись в лавру и лавки торговцев солью опустели. Тогда купцы обратились к Святополку с жалобой: "Прохор, черноризец Печорского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех неотступно привлек к

себе за солью, и мы, платящие тебе подати, не можем сбыть своей соли и через него разорились". Князь, решив сам обогатиться, ответил купцам: "Ради вас пограблю монаха" — и приказал отнять соль у бл. Прохора, сложить ее на княжеском дворе и продавать за деньги. Это было сделано, мешки разгрузили, но оказалось, что в них — зола. В недоумении и гневе князь прождал несколько дней, зола оставалась золой, и он, досадуя, приказал высыпать ее за ворота. Когда же поутру князь выезжал со двора, Ьн увидел у дороги большую кучу соли и множе- ство людей с ведрами и мешками, спешившими к этому месту. То, что было (или представлялось) золой, снова стало солью.

Встречая явление, превышающее наш жизненный опыт и, соответственно, разумение, трудно бывает сразу вместить его, принять в себя. И хотя со временем это все-таки происходит, самое худшее — с ходу пытаться объяснить или отвергнуть его (что в известном смысле одно и то же). Избегнем соблазна такой торопливости и, постаравшись вместить услышанное, обратимся к еще одному свидетельству прошлого.

Ученик Аввы Виссариона, египетского подвижника, рассказывал: "Однажды мы шли по морскому берегу, я почувствовал большую жажду и сказал Авве Виссариону: "Отец, меня очень томит жажда". Старец, помолившись, сказал: "Напейся из моря". Морская вода сделалась пресной, и я от нее утолил жажду. Напившись, я налил воды в сосуд с предосторожностью, чтобы иметь при себе воду, если снова начну чувствовать жажду. Старец, увидев это, сказал мне: "Для чего ты сделал это?" Я отвечал: "Прости меня. Я сделал это из опасения, что мне опять захочется пить". Старец сказал: "Как здесь Бог, так и везде Бог".

Истинность этих слов подвижника не нуждается в подтверждении. Известной иллюстрацией их, не более, может служить эпизод, происшедший с экипажем кораб- ля Лара, следовавшего в 1881 году рейсом из Ливерпуля в Сан-Франциско. Когда корабль находился в открытом море, на нем начался пожар. На воду спустили шлюпки.

Среди покинувших объятое огнем судно был капитан Нейл Кэрри с женой и двумя дочерьми. Ближайшая земля — побережье Мексики — находилась на расстоя- нии двух тысяч километров. Какое-то время матросы пытались грести в сторону далекого и недостижимого j берега, больше надеясь на случайную встречу с каким- j

нибудь кораблем, который мог бы заметить их. Но день шел за днем, океан, который окружал их, по-прежнему был пустынен. Вскоре кончились запасы воды, и потер- певшие бедствие стали испытывать муки жажды, кото- рые возрастали с каждым часом. Из тридцати шести человек, бывших в шлюпке капитана, семеро были уже без сознания. Несомненно, они все погибли бы — одни раньше, другие позже. Кто-то отчаялся, кто-то впал в оцепенение, другие пытались молиться.

Потом, когда после трех недель мучительного скита- ния по морю они благополучно достигли берега, капитан в следующих словах описал то, что спасло их: "Мы меч- тали о пресной воде. Кто-то пребывал в таком состоянии, что мы стали воображать, будто вода вокруг шлюпки из голубой морской превращается в зеленоватую, пресную.

Я собрался с силой и зачерпнул ее. Кагда я попробовал, она оказалась пресной". Это писал человек весьма трезво- го отношения к действительности, человек, лично пере- живший этот опыт.

Конечно, подвергнуть сообщения эти сомнению легче всего. И дело не только в том, что самый легкий путь редко бывает путем истинным. Дело в том, что при всем желании невозможно подвергнуть сомнению другие фак- ты, имеющие лабораторное, научное подтверждение. Я не говорю "объяснение", — подтверждение. О растениях, преобразующих элементы, и других экспериментах я говорил выше. Действительно ли во всех этих случаях происходит воздействие на глубинные, субатомные свойства материи?

Зная настороженное отношение официальной науки к паранормальному и всему, что связано с ним, М. Черять- ев из Ленинградского горного института решился при- гласить комиссию из Академии наук только тогда, когда эксперимент удалось повторить тридцать раз подряд.

В чем же заключался эксперимент?

Мысленным, бесконтактным воздействием женщине- экстрасенсу удалось значительно замедлять скорость радиораспада тория. С позиций позитивного, тради- ционного научного знания это было невозможно, это было необъяснимо. Тем не менее, это происходило.

Результат был устойчив: скорость распада уменьшалась на 30%. Когда Черятьев решился, наконец, пригласить в лабораторию комиссию Академии наук, ни у него, ни у других участников эксперимента не оставалось ни малейших сомнений: они на пороге открытия, меняю-

щего все наши представления о физическом мире и самом человеке.

Однако, когда к условленному часу в лаборатории стали собираться начальники из Академии наук и "сотрудники некоторых других организаций", оказалось, что их опередили. Опередил их господин Случай, который всегда умеет вмешаться в людские дела, когда сами люди меньше всего ожидают этого. И когда они меньше всего догадываются, что кроме того расклада событий, который готовят они, существует другой сценарий и что именно этот другой и есть главный.

Некая реальность, которой не ожидают и к которой не готовы, всякий раз приходит под маской случая, сочетания обстоятельств, которых нельзя было предви- деть. На этот раз господин Случай объявился в форме семейного инцидента, домашней ссоры. Ссора произо- шла утром именно этого дня в семье той самой женщи- ны-экстрасенса, от которой зависело все. Когда ее привезли в институт, она чувствовала себя настолько не в форме, что просила отложить эксперимент, перенести его. Но все понимали, что это было уже невозможно.

Если бы эксперимент просто не удался, не дал результатов, может, это было бы не самое худшее. Как не самое худшее, когда автомобиль может сдвинуться с места при отказе зажигания. Куда хуже, когда что-нибудь произойдет на полном ходу: рулевое управление выйдет из строя или тормоза. Нечто подобное и случилось.

Когда все было готово и эксперимент начался, внезапно в установку перестала подаваться вода. Неожи- данную поломку нашли, устранили и с извинениями готовы были приступить еще раз, как вдруг перестал поступать жидкий гелий, необходимый для охлаждения.

Техники и лаборанты судорожно пытались найти, в чем неисправность — раньше такого не случалось ни разу.

Члены комиссии между тем начинали поглядывать на часы, прикидывая, успеют ли они сделать свои последующие дела. Прошло около получаса, прежде чем неполадку удалось устранить. Черятьев, который и до этого работал с экстрасенсами и понимал, что проис- ходящее не случайно, ждал, что случится еще. И он не ошибся. Едва снова собрались было приступить к опыту, как во всем институте внезапно погас свет. Включили аварийную подстанцию. Но и там что-то замкнуло, и электричество отключилось снова. Как выяснилось по- том, такого, чтобы подстанция отказала, не случалось в

институте с 1949 года. Что было делать? К счастью, в лаборатории оказалась система аварийных аккумуля- торов. Они заработали. На приборах наконец-то засвети- лись индикаторы и вспыхнули табло.

— Ну, слава Богу! — произнес не самый терпеливый из приехавших, "сотрудник другой организации", но тут же осекся. Руководитель эксперимента Черятьев, схва- тившись за голову, с криком повалился на пол. Когда бросились к нему и подняли, оказалось, он ничего не видел. Ослеп.

Пока звонили в соседнюю поликлинику, вызывали скорую помощь, высокие гости, неловко переглядывась, потянулись к выходу.

К эксперименту больше не возвращались, и об этом случае в лаборатории стараются не вспоминать до сих йор.

Когда экстрасенсу случается быть "не в форме" и энергия выходит из-под контроля, последствия могут оказаться непредсказуемы и порой разрушительны. Мне не раз приходилось слышать: в таких случаях другие участники эксперимента, те, что находились рядом, начинают жаловаться на плохое самочувствие, головную боль и т. д.

Впрочем, от неконтролируемых, разрушительных побочных эффектов не застрахован, возможно, ни один эксперимент такого рода. Сами носители этой энергии далеко не всегда и не всякий раз могут направлять ее только по должным каналам и только на те объекты, на которые они бы хотели. В происходящем участвует, очевидно, не только дневное сознание, но и различные структуры подсознательного, со всеми их фобиями, тревогами и зонами напряженности. Можно пред- положить, что большинство таких побочных, неконтро- лируемых выбросов вообще не попадает в зону внимания экспериментаторов. И не только экспериментаторов.

Какие-то выбросы происходят постоянно, в том числе от людей, о паранормальных способностях которых не дога- дываются не только те, кто знают их много лет, но даже они сами.

Некоторое время назад на одном из военных предприятий, занятом сборкой чрезвычайно точных электронных устройств, было замечено: в одной из смен внезапно резко возрос процент брака. Все самые тща- тельные попытки выявить причину долгое время остава- лись безуспешны. Пока не догадались пригласить

специалистов в области сверхчувственного восприятия.

Носителем неполадок оказался новый сотрудник с очень сильным полем. То, в каком он был настроении в тот или другой день, перепады его семейной и личной жизни — отражалось на надежности микросхем, которыми зани- малась его смена.

Приборы реагируют на мысль

Среди исследований, которые ведутся по дистан- ционному воздействию на физические объекты, есть направление, которому придается особое значение. Я имею в виду опыты по воздействию не просто на тот или другой физический объект, а на приборы. В том числе на приборы, которых экстрасенс никогда не видел, и расположенные в местах, где самому ему никогда н& приходилось бывать. Причина значения, которое прида- ется таким работам, — это ограниченность информации о подобных экспериментах.

Тем не менее, о некоторых из них я попытаюсь рас- сказать. Подтверждение, что такое воздействие возмож- но, было получено совершенно случайно летом 1987 года. В то время проводился опыт с целью узнать, в какой мере возможно бесконтактное целебное воздействие на человека. Проводивший воздействие Евгений Анатолье- вич Дубицкий находился в Москве. Объекты его воздей- ствия, пациенты, страдавшие разными заболевания- ми, — & Софии, на расстоянии двух тысяч километров.

Кроме картины заболевания болгарских врачей инте- ресовали изменения частоты и ритмичности сердечных сокращений у пациентов. Для снятия таких данных использовались микропередатчики с частотой 67 мега- герц, которые находились непосредственно на каждом из пациентов. Радиосигналы о сердечной деятельности исправно поступали с передатчиков и фиксировались приемным устройством.

Однако с момента начала воздействия приемное устройство каждый раз внезапно переставало принимать сигналы. Как только сеанс заканчивался и воздействие прекращалось, прием радиосигналов возобновлялся сам собой. Тщательные поиски какой-либо неисправности, которая могла бы то появляться, то исчезать, результатов не дали. Радиосигналы пропадали, как только начиналось воздействие, и возобновлялись, когда воздействие пре- кращалось.

Факт такого необъяснимого и полного подавления радиосигнала был зафиксирован в официальном прото- коле эксперимента.

Тогда же возникла мысль: а что, если будет сделана попытка направленного воздействия на прибор? Для этой цели болгарская сторона решила использовать прибор "Меттлер" (системы ТА 8000), предназначенный для термоаналитических измерений. В прибор входят компьютер, самописец и калориметр. В калориметре в качестве "рабочего тела" использовалась вода объемом 0,5 см^. Компьютер может задавать "рабочему телу" любой изотермический режим от — 100 С до + 1000 С.

При этом температура поддерживается и измеряется с точностью до 10^ С.

Эксперименту сопутствовало немаловажное условие: Дубицкий никогда не видел ни самого прибора, ни его аналогов. Кроме того, он никогда не был в Центральной лаборатории солнечной энергии и новых энергетических источников при Болгарской Академии наук, где уста- новлен прибор, и не знал даже, в каком районе Софии она расположена.

Перед началом эксперимента Дубицкий составил программу воздействий, которая была неизвестна участ- никам эксперимента в Софии, которые в оговоренное время должны были только регистрировать показания прибора, если они будут меняться. Ими действительно было зарегистрировано несколько пиков такого воздей- ствия.

На ленте самописца осталось три резких пика, четко соответствовавших по времени каждому из трех воздействий. Факт дистанционного воздействия на при- бор был доказан. Однако после эксперимента система внезапно разладилась, нарушилась стабилизация, и при- бор стал неуправляем.

Когда же прибор был отремонтирован и эксперимент возобновили, при последнем воздействии, как в прошлый раз, система вышла из-под контроля. Теперь сломался полупроводник ("цензор") так, что Центру при-

шлось направить заказ на его замену фирме-изгото- вителю.

Три момента, как видится мне, можно акцентировать в этой связи: 1) сам факт столь сильного и направ- ленного воздействия на прибор на таком большом рас- стоянии — две тысячи километров; 2) понижение темпе- ратуры, что, с точки зрения законов физики, особенно необъяснимо, т. к. если имело место воздействие на "рабочее тело" любых излучений, известных современной науке, это могло бы привести только к возрастанию температуры. 3) сила побочного энергетического выброса.

О таких непредвидимых выбросах и возможных их последствиях я уже говорил.

Серии подобных экспериментов — дистанционное воздействие на приборы — проводили и проводят и другие исследователи. Профессор А. В. Чернетский упо- минает опыты, в которых на расстоянии нескольких метров производилось бесконтактное, мысленное воз- действие на инфракрасный приемник. При этом прибор фиксировал такое воздействие, которое соответствовало "нагреву" на 20 — 30.

В ходе другого эксперимента, которым руководили исследователи Г. К. Гуртовой и А. Г. Пархомов, было проведено 70 подобных опытов с воздействием на микрокалориметры. В тех опытах, которые оказались успешны (около половины), был зарегистрирован пере- пад температуры около 10'^ С. Мысленно воздействуя на прибор, экстрасенс сначала старался установить с ним связь, а затем создавал яркий образ пламени, погружая туда мысленно "рабочее тело" прибора.

В других опытах проводилось дистанционное воз- действие на инфракрасный приемник. Экстрасенс, нахо- дясь в нескольких метрах, мысленно воздействовал на него полем руки. При этом в приемнике возникал сигнал, который соответствовал "нагреву" на 20—30.

В опытах профессора Чернетского мысленно воздей- ствие проводилось так же на кварцевые часы, имеющие очень высокую стабильность, равную 10^ Гц. При таком воздействии регистрировался уход частоты на три порядка. Подобное же воздействие на резисторы вызы- вало снижение сопротивления на 5%, что также было зафиксировано аппаратурой. Свыше ста опытов по мысленному влиянию на генераторы инфранизких

частот также подтвердили устойчивость такого воздей- ствия на так называемый "фликкер-шум".

При этом был отмечен совершенно необъяснимый всплеск шумов через 5 — 15 минут после окончания воз- действия. Я понимаю, сколь неуместен сам термин "необъяснимый" в отношении некой частности, когда слово это куда в большей мере приложимо к феномену во всей его полноте.

В ряде лабораторий, в том числе в советских, проводился эксперимент с магнитометром, также свиде- тельствующий о возможности волевого воздействия на прибор или то или иное устройство. Сверхпроводящий экран регистрировал искажение эффекта Джозефсона.

Экстрасенсу показывали запись выходных данных, после чего он старался представить себе внутреннее устройство прибора и воздействовать на него. Когда он делал это, частота на выходе удваивалась. В одном из опытов, когда экстрасенс, отвечая на вопросы экспериментатора, пы- тался объяснить, как ему удаётся осуществить это, частота на выходе удваивалась опять уже безо всякого его воздействия.

Кроме лабораторных исследований, достаточно убе- дительных и многочисленных, существуют и другие сви- детельства мысленного воздействия на приборы и технические устройства.

В одном из украинских сел, недалеко от Киева, живет Петр Дементьевич Утвенко, бывший солдат, изранен- ный, прошедший всю войну. Но главное, чем известен он в округе и далеко за ее пределами, — он лекарь и прозорливец. Рассказывают, что когда один из его посе- тителей стал было против его воли незаметно записывать на магнитофон то, что тот говорил, Утвенко, заметив это, только усмехнулся. Но ничего не сказал. Когда же потом кассету стали прослушивать, на ней вообще не оказалось ни слова, шла только музыка. При следующей встрече незадачливый посетитель повинился и спросил, как уда- лось тому так воздействовать на запись. Утвенко с готов- ностью "пояснил": это было совсем нетрудно, т. к. именно в то время из Киева по радио передавалась музыка.

Думаю, в таком ответе не было ни малейшей попытки поставить кого-то в тупик. Ему, Утвенко, делавшему это, все было действительйо и понятно и просто. Ну, а если для кого-то это не так, что же, это уже его трудности и проблемы.

В том же ключе, наверное, мог бы ответить на

подобное недоумение и шаман индейского племени Шошоне. Европеец-антрополог, заранее предвкушая изумление дикого человека, увешанного лисьими хво- стами и колокольчиками, решил сделать его фотографию при помощи "Полароида" — камеры, сразу выдающей готовое фото. Однако, вопреки его ожиданиям, фотоаппарат один за другим стал выдавать засвеченные снимки. Это было невероятно, потому что камера была СОВЕРШЕННО ИСПРАВНА. После третьей такой неудачи подряд, шаман позволил себе усмехнуться:

— А вот сейчас у тебя получится.

И действительно, после этих разрешающих слов шамана на четвертой попытке из бокового отверстия ка- меры вышло фото во всей яркости своих красок. Ни до, ни после этого случая "Полароид" не отказывал ни разу.

Известны случаи, когда такое воздействие на приборы происходит как бы помимо воли самого экстрасенса.

Именно такое воздействие послужило причиной того, что в книге этой оказалась не представлена Эльвира Алексеевна Романова. Встречаясь с ней, целительницей и экстрасенсом, с её разрешения, как я делаю это обычно, я включил диктофон. Сделав один-два оборота, он тут же остановился. Это было странно, так как перед встречей я поставил новые батареи. К счастью, у меня была с собой ещё одна пара. Пока я менял их, Романова рассказала, как на телевидении, куда пригласили её, таким же образом несколько раз отказывала аппаратура.

— Как вы понимаете, — пояснила она, — это было не в моих интересах, я вовсе не старалась воздействовать на них. Хотя и могла бы.

Тем временем я сменил батареи, и запись началась.

Мы говорили достаточно долго, но велико было моё разочарование, когда, вернувшись домой, я попытался прослушать запись. После нескольких первых слов дальше шёл сплошной шум. Вернее, какой-то шорох. И я, и она поняли это как перст судьбы и не возобновляли попыток.

Можно ли эпизод этот понимать как ещё одно из свидетельств того, что в человеке присутствует более чем одно сознание, более чем одна воля?

Я упомянул о том значении, которое, судя по всему, придается самой возможности мысленного воздействия на технические устройства и приборы. Чем может быть вызван такой интерес — мой ответ на этот вопрос, я in

полагаю, будет неполон, как неполна и неисчер- пывающая информация, которой я располагаю. Какие организации, на чьи приборы и в каких обстоятельствах хотели бы воздействовать — не стану об этом ни гадать, ни делать предположений. Вместо этого я позволю себе привести высказывания двух человек, стоящих к проб- леме достаточно близко, чтобы не только иметь о ней суждение, но и чтобы просить меня не называть их имен.

Говорит научный сотрудник института, занимающе- гося космическими исследованиями:

— В чем главная проблема, связанная с аппаратурой, которая работает в космосе? Главная проблема — надежность. Надежность и безотказность — самое слабое звено аппаратуры, которая работает в космосе. А проч- ность цепи определяется по самому слабому ее звену. На Земле сотни раз мы опробуем каждую систему, каждый ее компонент. При этом — в разных режимах, макси- мально приближенных к тем, которые возможны в кос- мосе. И все-таки случаются отказы. Я думаю, в открытом космосе существуют факторы, которых мы просто не знаем и которых не можем учесть. Из-за этого прихо- дится каждую систему, по крайней мере, дублировать.

Тем не менее, определить и устранить такую поломку, когда аппарат в полете, необычайно трудно. А если аппарат непилотируемый, то и вообще невозможно. И тогда из-за какой-нибудь ерунды может пойти прахом программа, над которой работало множество Специа- листов. Я не говорю уже о стоимости, о тех миллионах рублей, которые при этом тоже погибнут. Поэтому, если бы существовал надежный метод бесконтактного воздей- ствия на аппаратуру на больших расстояниях, это бы очень помогло. Помогло бы в аварийных ситуациях и там, где нет человека. То, что я знаю, делается в этой области, такую надежду дает.

А вот точка зрения человека, который, участвуя в подобных экспериментах, сам воздействует на приборы и устройства.

— В чем для меня смысл всей этой работы? Сейчас мы как бы учимся мысленно воздействовать на тот или другой прибор, на какую-то конкретную его часть. Или просто на показания, что он дает на выходе. В этом деле у нас есть прогресс. Сегодня мы делаем то, чего не могли вчера. Но пока мы воздействуем по одному. Завтра будем делать это группой. У нас были уже такие попытки, но мы очень осторожны, потому что существуют опасности

и мы их еще не знаем. Если это удастся, точность и сила воздействия возрастут многократно. Тогда мы, экстра- сенсы, могли бы попытаться сделать кое-что и на свой страх и риск. Скажем, не дожидаясь, пока политики дого- ворятся между собой, блокировать ядерные испытания.

И под Семипалатинском, и в Неваде, и где угодно еще.

Мы сможем сделать это, если нам удастся системати- чески выводить из строя системы, управляющие такими испытаниями. И тогда, сколько бы генералы ни бились, у них ничего не получится. Принципиально это вполне реальная вещь. А кто делает это, какая группа, генералы никогда не узнают. Ни наши, ни американские. Я потому говорю это, что думаю об этом не я один. И в других странах есть люди, обладающие соответствующими спо- собностями и настроенные так же. То же самое с испытаниями новой военной техники. В перспективе это тоже можно будет блокировать. Ради этой, пусть не ближней, цели я и кое-кто, кого я знаю, согласились участвовать в подобных экспериментах. Есть и другие, которые в них не участвуют. У них свои соображения. Но мы в контакте друг с другом.

2. ЗВЕРИ ПОВИНУЮТСЯ СЛОВУ Ни гад, ни лих человек

Это наблюдение натуралистов известно столь хорошо, что стало, по сути дела, общим местом. Малоподвижный удав не спеша приближается к своей жертве, та же вместо того, чтобы пытаться скрыться, убежать, спастись, покорно и неподвижно ожидает своей неизбежной уча- сти. В такое же странное оцепенение впадает и тарантул, ядовитый и беспощадный, когда к нему подлетает и садится прямо против него оса-землеройка. Тарантулу ничего не стоило бы в мгновение ока убить ее и сожрать, как поступает он с другими насекомыми, встречающи- мися на его пути. Но, подобно кролику перед удавом, он даже не делает таких попыток. Вместо этого он терпеливо •<дет, пока оса выроет рядом с ним глубокую, около четверти метра, нору. После этого, также не встречая ни малейшего сопротивления, она влезает на тарантула и, не слеша, жалит его в нервный центр, парализуя, но не убизая. Втиснутый после этого в нору, тарантул превра- щается в своего рода живые консервы для личинок осы.

Впрочем, какое бы слово, какой бы термин ни подобрали мы для обозначения столь странного явления — внуше- ние, гипноз ли, — это не имеет ни малейшего значения и совершенно неинтересно. Обозначим ли мы неизвестное через "X" или через "У", ни понятным, ни известным оно от этого не станет. Гораздо важнее терминологических соображений представляется другое. Я имею в виду cпo-^ собность человека, обычно колдуна или шамана, точно таким же образом подчинять себе другие существа. При- чем не только теплокровных, но и рептилий и даже насекомых.

Змеи считаются существами совершенно неконтакт- ными по отношению к человеку. Я знаю герпетолога, который исключительно из профессиональных симпа- тий уже несколько лет содержит в своей московской городской квартире кобру в самодельном террариуме.

— Кормлю ее обычно я сам, и она отлично знает меня, отличает от других домашних, узнает. Любое другое животное давно бы привязалось ко мне. Здесь ничего подобного нет даже близко. Каждую секунду я знаю, что, если окажусь неосторожен, она способна ужалить меня.

Тем не менее, на другом уровне, который бывает недоступен обычному человеку, такой контакт оказыва-

ется возможен. В некоторых странах есть христианские секты, участники которых во время службы, исполняя гимны и танцы, приходят в экстатическое состояние, когда, как считают они, на них находит Святой Дух.

Один из признаков этого — чувство особой защищен- ности, отстраненности от зла и всякой опасности. Когда члены секты достигают такого состояния, настоятель открывает террариум, который стоит там же, в молитвенном зале, и передает им из рук в руки ядовитых змей. Их носят на руках, передают друг другу, вешают на шею. Извивающиеся змеи, маленький укус которых вызывает мгновенную смерть, ведут себя с безобид- ностью ручных ужей.

Вспоминаю в этой связи рассказ одного бурята о своем родственнике шамане. Когда наступил 1937 год, год сталинского террора, и шаманов стали арестовывать, расстреливать или ссылать, этот шаман решил не ждать своей очереди. Он бежал и скрылся в тайге, в заимке, в гиблом змеином месте. Там сложил избу из бревен и стал жить охотой, надеясь переждать страшное время. Но кто-то, очевидно, выдал его, и осенью, в сентябре, рано утром за ним приехали четверо вооруженных, на лошадях. Пятую лошадь вели для него.

— Он только присвистнул, так тихо-тихо, — рас- сказывал бурят, — громко в тайге свистеть нельзя. Не полагается. И со всех сторон к нему поползли змеи. А там страшные змеи водятся. Как по-русски называются, не знаю. Обычно у змей укус смертелен только весной, у этих круглый год. Сползлись к нему змеи, обвили всего.

Не человек, а клубок шевелящийся. "Ну, — говорит, — берите меня теперь". Они назад, назад, стали пятиться к коням, а он на них идет: "Берите!" Не помнят, как ускакали. Я знаю, как это было, не от него самого. Сам он ничего не говорил об этом. Шаман не рассказывает о себе. Мне сотрудник органов говорил, один из этих четырех. Потом у них большие неприятности были из-за того, что не привезли его. Начальник кричал: "Надо было стрелять! Почему не стреляли?" Они говорят: 'Приказа не было. Сказано было: арестовать". Он хотел в трибунал их передать, это верный расстрел. Но не успел, начальника этого самого забрали, так и забылось все. И больше шамана этого, родича моего, не трогали. Забыли.

Так ом и выжил.

То. что делал этот сибирский шаман, повторяют некоторые из 1)елириозных сект. Члены- одной такой

группы (США, штат Теннесси), распевая молитвы и гимны во время своих радений, приходят в состояние экстаза, когда, как считают они, Дух Святой ограждает их от всякого зла. В таком состоянии они безбоязненно держат в руках ядовитых змей, к которым в других случаях человек не может -приблизиться, не рискуя жизнью. Они играют с ними, передают друг другу. При этом сами смертельно опасные рептилии, которых остальное время содержат с величайшими предосто- рожностями, ведут себя на таких радениях с безобид- ностью домашних кошек.

Другой эпизод такого же направленного контакта со змеями — назову это так — связан с именем известного русского святого Сергия Радонежского. Когда в XIV веке святой поселился в глухом лесу, положив начало сегод-

няшней подмосковной Троице-Сергиевой лавре, те места изобиловали змеями. По прошествии времени другие отшельники стали селиться рядом, появились богомоль- цы, тоже страдавшие от обилия змей. Тогда-то, гласит предание. Сергий Радонежский и повелел змеям уда- литься от тех мест. С тех пор район вокруг лавры радиусом километров в двадцать обведен как бы незри- мой чертой, которую не переходит ни одна змея. Впервые я услышал об этом от крестьян, когда сам жил в тех местах.

— По эту сторону луга нет их, змей, ни одной и не видели их никогда. И в лесу нашем тоже их нет. А чуть дальше, за лугом, такой же, вроде, лес, только там они уже водятся и много их, просто кишат. И дальше тоже, до самого Владимира, по всем лесам. А здесь, по эту сторону луга и до самой лавры, — чисто. Это отец Сергий когда-то так оградил от них свою обитель. Они послушались его и до сих пор помнят.

В Саратовской области, в Пугачевском районе тоже, рассказывают, есть место, где змеи, чтя наложенный кем-то запрет, не пересекают тропинку, идущую через луг и лес. Живут только по одну ее сторону.

Впрочем, святые крайне редко и лишь в исключи- тельных случаях уделяли внимание этому ограждению от зверей или змей. Обычно это было делом бабок-веду- ний, что помогали людям, и колдунов. Для этого есть у них свои отработанные методы и заговоры. При их помощи они якобы могут освободить лес или другое место от нежелательного присутствия. "А гады с моего островника проч отбегали бы. Мое крепкое слово будет всему превозмочь". "А было бы в моей дуброве по-живу, по-добру, по-здорову. А в мою бы зелену дуброву не захо- дил бы ни зверь, ни гад, ни лих человек..."

От диких зверей защита

Считается, что сильный колдун может на какое-то время оградить заклятием, мысленным карьером большое пространство — запретить, скажем, волкам при- ближаться к лугу, куда по ночам выгоняют пастись коней. Или не дать волкам входить в деревню, когда зимними ночами они кружат голодные вокруг нее.

Самые действенные и сильные тексты таких заклятий не становятся обычно достоянием ни этнографов, ни собирателей фольклора. Догадываться о них можно толь-

ко косвенно по другим отрывкам, оказавшимся в руках исследователей.

Впрочем, само такое знание текста мало что дает, кро- ме удовлетворения чисто исследовательского, академического любопытства. Это примерно то же, что изучение правил дорожного движения, когда нет автомобиля. Знание заговоров предполагает и владение весьма непростыми приемами их применения, главное же — посвящение, причастность к особым способностям и состояниям.

Иногда защиту от диких зверей брал на себя пастух, посвященный в такие заговоры и колдовскую практику.

Так, в Поморье, на русском Севере, такой пастух обходил по весне свое стадо с заклинаниями, заключая его в магический круг. После этого до самого конца сезона нельзя было забирать из стада ни одной скотины. Если же кто-то делал это, магический круг оказывался разомкнут и стадо открыто нападению диких зверей.

Такое огран

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...