Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О нравственном воспитании человека

Почему так мало хороших патриотов, мало граждан, которые были бы всегда справедливыми? Потому, что людей не воспитыва­ют для того, чтобы они были справедливыми; потому, что совре­менная нравственность, как я только что сказал, представляет лишь сплетение грубых заблуждений и противоречий; потому, что справедливым можно быть, лишь будучи просвещенным, а в ребенке заглушают даже самые ясные понятия о естественном законе.

Но можно ли дать в ранней юности ясные представления о справедливости? Во всяком случае я знаю, что если с помощью религиозного катехизиса запечатлеть в памяти ребенка предписания часто нелепейшей веры, то, значит, можно с помощью нравствен­ного катехизиса запечатлеть в ней предписания и принципы спра­ведливости, пользу и истину которых доказывает ему ежедневный опыт.

С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.

Как поступить, чтобы составить себе о ней наиболее ясные и точные идеи? Спросить себя:

Что такое человек?

О. Животное, как уверяют, разумное, но, несомненно, чувствую­щее, слабое и способное размножаться.

В. Что должен человек делать в качестве чувствующего су­щества?

О. Избегать страдания и искать удовольствия. Эти поиски удо­вольствия и это постоянное стремление избежать страданий назы­вают себялюбием.

В. Что должен, далее, делать человек в качестве слабого жи­вотного?

О. Объединиться с другими людьми: либо чтобы защищаться против более сильных, чем он, животных; либо чтобы обеспечить себе пропитание, на которое посягают хищные звери, либо, наконец, чтобы поймать тех животных, которые служат ему пищей.

Отсюда все соглашения, касающиеся охоты и рыбной ловли.

В. Что происходит с человеком как с животным, способным размножаться?

О. Средства его пропитания уменьшаются по мере того, как число людей увеличивается.

В. Что должен он делать в результате этого?

О. Когда в озерах исчезла рыба, а в лесах — дичь, он должен искать новые средства добывать себе пищу.

В. Какие это средства?

О. Они сводятся к двум. Когда граждане еще малочисленны, они разводят скот, и народы бывают тогда пастушескими. Когда число граждан сильно увеличивается и они должны на меньшей площади искать себе пропитание, они начинают возделывать землю, и народы становятся земледельческими.

В. Что предполагает более совершенная обработка земли?

О. Что люди уже объединены в общество или поселки и между ними заключены соглашения.

В. Какова задача этих соглашений?

О. Обеспечить обладание быком тому, кто его кормит, и жатвой тому, кто распахивает землю.

В. Что побуждает человека к этим соглашениям?

О. Его интересы и его предвидение. Если бы были граждане, которые могли бы отнять жатву у того, кто обрабатывает и за­севает землю, то никто не обрабатывал и не засевал бы ее, и в следующем году поселок стал бы жертвой нужды и голода.

В. Что следует из необходимости обработки земли?

О. Необходимость собственности.

В. Что включают соглашения о собственности?

О. Мою личность, мои мысли, мою жизнь, мою свободу, мое имущество.

В. Что вытекает из соглашений о собственности, после того как они установлены?

О. Наказания, направленные против тех, кто нарушает их, т. е. против воров, убийц, фанатиков и тиранов. Если отменить эти наказания, то всякое соглашение между людьми потеряет силу. Если кто-либо из них начнет посягать безнаказанно на собст­венность других людей, то с этого момента люди вступят в состоя­ние войны между собою. Всякое общество тогда распадется. Люди тогда должны избегать друг друга, подобно тому как избе­гают друг друга львы и тигры.

В. Существуют ли в цивилизованных странах наказания про­тив нарушителей права собственности?

О. Да, по крайней мере во всех тех странах, где имущество не находится в общем владении, т. е. почти у всех народов.

В. Что делает это право собственности столь священным и почему почти повсюду из него сделали божество под названием, например, бога Термина?

О. Потому, что сохранение собственности есть нравственный бог государства: она поддерживает здесь внутренний мир и застав­ляет царствовать справедливость; потому, что люди объединились для того, чтобы обеспечить себе свою собственность; потому, что справедливость, заключающая в себе одной почти все добродетели, состоит в том, чтобы воздавать всякому то, что ему принадлежит, и сводится, следовательно, к поддержанию этого права собствен­ности. Наконец, потому, что различные законы были всегда лишь различными способами обеспечить гражданам это право.

Как только мы примем физическую чувствительность за первоисточник нравственности, правила последней перестают быть проти­воречивыми. Ее аксиомы, связанные Друг с другом, выдерживают самое строгое доказательство; наконец, ее принципы, очищенные от мрака спекулятивной философии, становятся ясными и признают­ся тем большим количеством граждан, чем нагляднее они пока­зывают последним их заинтересованность в том, чтобы быть добро­детельными.

Кто усвоил этот первый принцип, тот видит, если можно так выразиться, с первого же взгляда все недостатки законодатель­ства. Он знает, достаточно ли крепка созданная законами плотина, чтобы выдержать напор страстей, противоречащих общему благу; каково соотношение между наказаниями и наградами в законе, которое должно побудить людей быть добродетельными. Наконец, он видит в столь прославленной аксиоме современной нравствен­ности:

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» -лишь вторичную максиму, для домашнего употребления, которой всегда недостаточно, чтобы уяснить гражданам их обязанности "по отношению к их отечеству. Вместо этой аксиомы он выдвигает немедленно другую, которая гласит:

«Общественное благоверховный закон».

Эта аксиома, содержащая в себе в более общем и более ясном виде все полезные стороны первой аксиомы, применима ко всевоз­можным положениям, в которых может находиться гражданин, и одинаково подходит к буржуа, судье, министру и т. д. Спускаясь с высоты, если можно так выразиться, подобного принципа до местных соглашений, составляющих обычное право каждого народа, всякий узнал бы более тщательным образом свои собственные обязанности; он узнал бы, насколько мудры или нелепы обычаи и законы его страны; он смог бы вынести о них суждение тем более здравое, чем чаще он мысленно обращался бы к великим принципам, на весах которых взвешивают мудрость и даже справедливость за­конов.

Таким образом, молодежи можно преподавать ясные и здравые идеи нравственности, и, стало быть, можно с помощью катехизиса добродетели довести эту часть воспитания до высочайшей степени совершенства. Но сколько препятствий приходится при этом прео­долеть!

 

Вопросы:

1. С точки зрения автора – человек – природное или надприродное существо?

2. Какова роль труда в развитии человеческого общества?

3. Каким образом автор связывает собственность и справедливость?

4. Сформулируйте свой вопрос к тексту.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...