Институт семьи. Типы семьи.
Социальные ценности и ценностные ориентации современной личности Каждый человек живет в определенной системе ценностей. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личностиОдни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение.. Одной из основных ценностей является культ потребления, подаваемый как единственно возможный стиль жизни. Культ вещизма, получение удовольствия, желание «обладания» превратились для массы людей в смысл жизни. По мере научно-технического и информационного прогресса происходит обездушивание человека,. Человек созидающий превращается в человека потребляющего, а бытие,становится сферой потребления. Жизнь человека приобретает четко ориентированный вещественный статус. Люди не только изобретают новые способы удовлетворения своих реально физических нужд, они также изобретают новые «нужды» - вещи несущественно важные для физического выживания, но сильно желаемые. Они убеждены, что не могут без них прожить. Автомобили и телевизоры стали для многих важны также как пища, одежда и кров - вещи, удовлетворяющие их реальные потребности. Люди заразились материальной жизнью. Сегодня процветают вещизм, утилитаризм, отрицание морали, жестокость, бездуховность. Сегодня существует риск культурной унификации, «американизации» и «вестернизации», т. е. утверждения в качестве всеобщих культурных универсалий системы ценностей американской и западноевропейской культуры, активно внедряющихся посредством широкого распространения СМИ. Что касается семейных ценностей, то на первое место ставится независимость, карьера, положение в обществе. Семья же отодвигается в далекую перспективу, после создания успешной карьеры.. Отношение к близким приобретает все более корыстный, коммерческий характер. Эгоистичный индивидуалистический настрой (сам за себя) ставится выше гуманных отношений, взаимопонимания, и взаимопомощи. Ориентация молодежи направлена на индивидуальное искусство жизни, в котором не предполагается заботы о родине, родителях, детях.
Характеристика системы социального контроля в совремнном обществе. Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка путем использования властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям. Социальный контроль представляет собой особый механизм под держания общественного порядка и социальной стабильности, включая в себя такие понятия, как социальные нормы, предписания, санкции, власть. Социальные нормы — это типовые стандарты, требования, пожелании ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения Нормы представляют собой некие идеальные паттерны (шаблоны описывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Социальные предписания — запреты или, напротив, разрешения делать что-либо (или не делать), обращенные к индивиду или групп и выраженные в той или иной форме — устной или письменной, формальной или неформальной, явной или неявной. Санкциями именуются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями санкции регламентируют поведение людей в их стремлении выполнять нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.
Институт семьи. Типы семьи. Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования).В зависимости от форм брака: Моногамная семья — состоящая из двух партнёров. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. В зависимости от пола супругов: Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов. Разнополая семья. В зависимости от количества детей: Бездетная, или инфертильная семья. Однодетная семья. Малодетная семья. Среднедетная семья. Многодетная семья. В зависимости от типа воспитания детей: Авторитарный(Устанавливают жесткие правила поведения и распорядка жизни детей. Характер общения – приказы и распоряжения, команды, которые не обсуждаются. От детей требуют беспрекословного подчинения. Мало общаются с детьми, как правило, сдержаны в проявлении чувств.) либеральный (строится на самоопределении личности, Дети в таких семьях, по сути - лишены родительского руководства. Родители, безусловно, любят своих детей, открыты для общения с ними, принимают их такими, какие они есть, но нужно понимать, что любовь – не единственная забота родителей. Для того чтобы дети учились самоконтролю,) демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|