Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»





Деловая игра разработана и проводится на базе «Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся моло­дежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР», введенного в действие с 1 октября 1990 г.

Игра должна проводиться после изучения следующих теоретических положений:

— обучение учащихся безопасности труда (виды инструкта­жей по ТБ, их назначение, порядок проведения);

— надзор и контроль за состоянием охраны труда в школе;

— ответственность за нарушения требований БЖ;

— обязанности администрации и учебно-педагогического персонала при организации работы по БЖ в системе народного образования;

— схема и организация управления БЖ в учреждениях народного образования;

— причины травматизма и методы его анализа;

— основные положения по оказанию первой помощи.

Деловая игра обеспечивается следующими документами, находящимися в кабинете БЖ:

Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразова­ния СССР (см. разд. II). Приложения 6—11 к указанному Положению см. в разд. II

Акт о несчастном случае по форме Н-2 (прил. 6).

Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися (прил. 7).

Сообщение о последствиях несчастных случаев с учащимися (прил. 8).

Акт специального расследования несчастного случая (прил. 10).

Схема сообщения о групповом несчастном случае, несчаст­ном случае со смертельным исходом (прил. 9).

Отчет о несчастных случаях с учащимися (прил. 11).

Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая.

Проект приказа по результатам расследования случая.

Проект постановления профсоюзного комитета по резуль­татам расследования несчастного случая.

Заключение технического инспектора (при специальном расследовании).

Проект плана мероприятий по устранению причин несчаст­ного случая.

Проект доклада руководителя организации и представителя профкома о причинах несчастного случая в вышестоящую организацию.



Обязанности администрации и учебно-педагогического пер­сонала при организации работы по БЖ (директора, зав. мас­терской, зам. директора по производственному обучению, учите­ля, общественного инспектора профкома по охране труда и т. д.).

Справочная литература (по индивидуальным средствам за­щиты и т. д.).

Цели игры:

1) Закрепить знания студентов по расследованию и учету несчастных случаев, по оказанию первой помощи пострадавше­му, о служебных обязанностях при организации работы по БЖ в системе народного образования, о системе надзора и контроля за состоянием охраны труда в школе.

2) Научить пользоваться нормативно-технической докумен­тацией при проведении расследований несчастных случаев, обучении и инструктаже, выборе средств коллективной и инди­видуальной защиты. Научить выявлять причины несчастных случаев.

3) Научить обрабатывать документы по учету и расследо­ванию несчастных случаев, по обучению и инструктажу без­опасности труда; разрабатывать мероприятия по предупрежде­нию травматизма.

4) Привить навыки проведения деловых совещаний.

Состав играющих

 

Представитель районного, областного органа управления образования (вышестоящая организация). В этой роли высту­пает преподаватель, организующий проведение игры. Он ока­зывает методическую помощь студентам на стадии принятия ими решения в конкретной ситуации.

Директор школы.

Инспектор по охране труда.

Зав. мастерской.

Учитель, на занятии которого произошел несчастный слу­чай.

Общественный инспектор по охране труда профкома.

Желательно в каждую группу включить не менее 2 студен­тов (2 директора, 2 учителя и т. д.). Проекты их решений должны быть коллективными и предварительно ими обсужда­ются.

Порядок проведения игры

 

2.1. Постановка целей и задач игры. Проводится совещание у директора школы по факту происшедшего конкретного несчастного случая. Играющие разбиваются на группы в соответ­ствии с составом играющих, указанным выше.

2.2. Выдача исходной информации на игру. Всем играющим выдаются текст исходной обстановки, в которой произошел несчастный случай, необходимые инструкции, документы, методические указания.

2.3. Уяснение задач каждым играющим, изучение всех материалов, уяснение должностных обязанностей по исходной обстановке. Составление алгоритма действий каждым играю­щим. Этот этап завершается составлением предварительного отчета.

В отчете всех играющих должно быть отражено:

— оказание доврачебной помощи пострадавшему;

— сообщение о несчастном случае по инстанциям;

— отчет о действиях в соответствии со служебными обязан­ностями каждой группы играющих;

— анализ причин несчастного случая;

— проект плана мероприятий по устранению причин не­счастного случая.

2.4. Обсуждение информации по предварительным отчетам, проекта приказа о создании комиссии по расследованию не­счастного случая (должен быть предложен директором школы).

Формулирование причин несчастного случая. Обсуждение проекта плана мероприятий по устранению причин несчастного случая. Каждый играющий формулирует свои предложения, исходя из функциональных обязанностей.

2.5. Заполнение акта о расследовании несчастного случая и разработка проекта приказа по результатам расследования. Выполняется всеми. Заполнение журнала регистрации несчаст­ных случаев с пострадавшими.

2.6. Подведение итогов игры. Оценка работы каждого играв­шего. Общие выводы по игре.

Методические рекомендации к организации и проведению игры

 

3.1. Должна быть создана атмосфера непринужденности и поиска.

3.2. Правила должны быть четко сформулированы (и пред­метные, и процедурные правила).

3.3. Игра должна соответствовать уровню группы.

3.4. Участники должны быть четко разделены на функцио­нальные группы. В группах (2--3 чел.) должен быть примерно равный уровень подготовки студентов.

3.5. Творческая активность должна стимулироваться. Разновидности стимулов:

— возбуждающие (интерес, доверие, авторитет, профессия, важность); основной возбуждающий стимул — ситуация, свя­занная с профилем специалиста;

— динамические (стимул времени, скорость);

— угрожающие (контроль, оценка, ответственность, труд­ность).

Общие сведения

Травма (от греч. trauma — ранение, повреждение) — это повреждение тканей или органов человека, вызванное внезап­ным воздействием какого-либо внешнего фактора. В условиях производства травмы, как правило, связаны с воздействием опасных производственных факторов.

По степени поражения организма человека травмы подраз­деляются на следующие:

— микротравмы, при которых пострадавший не теряет трудоспособности и поэтому не освобождается от работы;

— травмы с временной утратой трудоспособности, при которых пострадавший освобождается от работы на время лечения;

— тяжелые травмы, приводящие к полной или частичной инвалидности;

— травмы со смертельным исходом.

Несчастный случай на производстве — это случай воздей­ствия на работающего опасного производственного фактора при выполнении трудовых обязанностей или заданий (учителя, руководителя работы). Следствием несчастного случая может быть производственная травма, профессиональное заболева­ние, возникшее в результате воздействия на работающего вредного производственного фактора. Частным случаем про­фессионального заболевания является профессиональное отравление, которое может быть острым или хроническим.

Профзаболевание обычно возникает в результате более или менее длительного периода работы в неблагоприятных услови­ях, поэтому, в отличие от травмы, точно установить момент возникновения заболевания нельзя.

Расследованию и учету, помимо несчастных случаев, подле­жат острые профзаболевания, возникшие после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов. По виду воздействия травмы бы­вают:

— механические (ушибы, порезы, разрывы тканей, перело­мы и др.);

— термические (тепловые удары, ожоги, обморожения);

— химические (ожоги, острые отравления, удушие);

— лучевые (повреждение тканей, нарушение деятельности кровеносной системы);

— комбинированные (различные последствия одновремен­ного воздействия нескольких причин).

Острые отравления, ожоги, обморожения, тепловые удары, утопления, поражения молнией, повреждения в результате контакта с животными и насекомыми рассматриваются как несчастные случаи. Несчастные случаи разделяют на индиви­дуальные и групповые (при числе пострадавших от двух и более). Если погибли пять или более человек, несчастный случай квалифицируется как случай с особо тяжелыми послед­ствиями.

Целью расследования несчастных случаев, происшедших на производстве, во время учебно-воспитательного процесса, явля­ется установление их причин для того, чтобы исключить повторение подобных случаев. Несчастные случаи, происшед­шие с работниками производства, т.е. с людьми, связанными с производством трудовыми отношениями (например, с учителя­ми, лаборантами, обслуживающим персоналом и т.п.); а также несчастные случаи с учащимися общеобразовательных школ, училищ, студентами, происшедшие на предприятии (в совхозе, колхозе) или принадлежащем ему учебном цехе в процессе трудовой подготовки, практики, под руководством персонала этих предприятий расследуются в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным Президиумом ВЦСПС и Госпроматом-надзором СССР от 17 августа 1989 г. № 8—12.

 

Несчастные случаи со студентами высших, учащимися сред­ник специальных учебных заведений, профессионально-техни­ческих училищ и общеобразовательных школ, происшедшие во время учебно-воспитательного процесса, расследуются и учи­тываются в порядке, установленном «Положением о расследо­вании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР.

4.1. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Различают несчастные случаи: бытовые, связан­ные с работой на производстве и вне производства (рис.16). Порядок их расследования и оформления различен. Различен также и порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

При временной нетрудоспособности, наступившей вследст­вие бытового несчастного случая, пособие выплачивается, начиная с 6-го дня. Размер пособия при этом зависит, как и при общих заболеваниях, от стажа непрерывной работы пострадав­шего.

При травмах, связанных с работой, пособие выплачивается с первого дня в размере 100%-го заработка. В этом случае при наступлении вследствие травмы инвалидности назначается повышенная пенсия и пострадавший имеет право на компенса­цию потерянного заработка предприятием. Признаки несчаст­ных случаев, которые подлежат расследованию по «Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», отмечены на рис. 16.

Не подлежат учету случаи естественной смерти, самоубийст­ва, а также травмы, полученные при совершении преступле­ний. Если в результате расследования не установлена связь несчастного случая с производством (например, при изготовле­нии без разрешения администрации каких-либо предметов или использовании в личных целях транспортных средств, принад­лежащих организации; при спортивных играх на территории организации; при хищении материалов, инструмента или дру­гих предметов; в результате опьянения, если оно не является следствием действия применяемых в производственных процес­сах технических спиртов, ароматических и других подобных веществ), то несчастный случай считается не связанным с производством и комиссия решает, к какой категории его отнести.

Несчастный случай на производстве, вызвавший у работ­ника потерю трудоспособности не менее одного дня или необхо­димость его перевода на другую работу на один день или более, в соответствии с медицинским заключением оформляется актом по форме Н-1.

Акт по форме Н-1 служит основным доказательством факта несчастного случая на производстве и хранится 45 лет в организации, где взят на учет несчастный случай, для того, чтобы сохранить права пострадавшего при наступлении отда­ленных последствий травмы. Администрация предприятия обя­зана выдать пострадавшему или лицу, представляющему его интересы, акт формы Н-1 не позднее трех дней с момента окончания расследования. Несчастный случай, происшедший с учащимися общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентом вуза, проходящим практику или выполняющим работу под руковод­ством персонала предприятия, расследуется предприятием со­вместно с представителем органа управления образованием, учреждением и учитывается предприятием.

Несчастный случай, происшедший с учащимся на пред­приятии, проходящим практику или выполняющим работу под руководством преподавателя на участке, выделенном пред­приятием для этих целей, расследуется органом управления образованием, учреждением совместно с представителем пред­приятия, учитывается органом управления образованием, учреж­дением. По результатам расследования каждого несчастного случая с учащимся, при обстоятельствах, указанных выше, а также с учащимся, принятым на работу в индивидуальном порядке, составляется акт по форме Н-1. Один экземпляр утвержденного акта формы Н-1 направляется по месту учебы пострадавшего и в соответствующий орган управления образо­ванием.

Все несчастные случаи, оформленные актом формы Н-1, регистрируются в журнале органом управления образованием, вузом, техникумом.

4.2. Расследование и учет несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе образования.

Осуществляется в соответствии с «Положением о расследо­вании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР», с которым студенты должны детально ознакомиться.

4.3. Обучение студентов и школьников безопасности труда.

Одно из основных мероприятий предупреждения травматиз­ма учащихся — обучение их безопасным методам работы. Общие положения по организации обучения работающих без­опасности труда изложены в ГОСТ 12.0.004-79 «ССБТ. Органи­зация обучения работающих безопасности труда. Общие поло­жения».

В соответствии с отраслевыми указаниями о проведении инструктажа и обучения по охране труда, техники безопаснос­ти и производственной санитарии в учебных заведениях на предприятиях, в учреждениях и организациях системы народ­ного образования инструктажи проводят в виде: вводного инструктажа; Первичного инструктажа на рабочем месте; по­вторного инструктажа; внепланового инструктажа; курсового обучения; массовой пропаганды охраны труда.

Вводный инструктаж проводит в виде лекций-бесед в ра­бочее время лицо, ответственное за охрану труда (инженер по технике безопасности, заведующий кабинетом, кафедрой, глав­ный специалист предприятия или хозяйства). Программа ин­структажа разрабатывается с учетом требований стандартов ССБТ, местных условий и специфики работы организаций. Она должна быть утверждена руководителем предприятия и согла­сована с профсоюзным комитетом.

Цель вводного инструктажа — ознакомление вновь посту­пивших учащихся, студентов, преподавателей, сотрудников с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, с прави­лами внутреннего распорядка, поведения на территории учеб­ного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда. При этом преподавателем должно быть произве­дено ознакомление с нормативными документами по охране труда. После проведения вводного инструктажа проверяют усвоение основного материала.

О проведении вводного инструктажа и проверке знаний делается запись в специальном журнале (личной карточке инструктажа) с обязательными подписями инструктирующего и инструктируемого. Вводный инструктаж проводится и с учащимися старших классов.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непо­средственный руководитель работ (учитель школы, преподава­тель, мастер и др.) индивидуально с каждым учащимся (студен­том), сотрудником, впервые приступившим к данному виду работы.

Цель инструктажа — ознакомление учащихся с требования­ми безопасности при выполнении конкретной работы. Основой инструктажа являются инструкции, разработанные для от­дельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ и других необходимых данных. Инструктаж на рабочем месте сопровождается показом правильных приемов работы.

Во время инструктажа преподаватель знакомит с технологи­ческим процессом, машинами, механизмами, их опасными зонами, предохранительными приспособлениями и огражде­ниями, системами блокировки и сигнализации, с организацией и порядком подготовки к работе, с безопасными приемами и методами работ, с действиями при возникновении опасных ситуаций и причинами производственного травматизма при выполнении данной работы, средствами индивидуальной защи­ты и правилами пользования ими, со схемой безопасного передвижения работающих по территории, с правилами элек­тробезопасности, мерами предупреждения пожаров, местами расположения средств пожаротушения и сигнализации.

Далее инструктирующий проверяет знание правил безопас­ности и, только убедившись в том, что обучающийся усвоил основные требования по охране труда, допускает его к самосто­ятельной работе и оформляет проведенный инструктаж в жур­нале.

Повторный инструктаж проводят с лицами, проходящими первичный инструктаж, с целью проверки и повышения уровня их знаний по охране труда. Его проводят систематически через определенный промежуток времени, но не реже чем через шесть месяцев, а в ряде случаев (например, при работе студентов с радиоактивными веществами, при работе в учебных цехах и т.п.) — чаще.

Необходимость во внеплановом инструктаже возникает при изменении прав по охране труда, при разного рода изменениях в обслуживающих oбъектах, при нарушении работ­ником (учащимся) инструкций по охране груда, после травмы, аварии, взрыва или пожара, перед началом работы после длительного перерыва (30 и более календарных дней).

Текущий инструктаж проводится с работниками, выполня­ющими задания повышенной опасности, на которые должен оформляться наряд-допуск. О проведении такого инструктажа делается запись в наряде-допуске.

При изучении учащимися тем разных дисциплин должен проводиться повседневный инструктаж, содержание которого определяется программой по предмету. Повседневный инструк­таж должен быть конкретным, кратким, сопровождаться при необходимости показом учителем правильных и безопасных приемов выполнения работы (например, лабораторной). Этот инструктаж не фиксируется в журнале инструктажей, но содержание его желательно отразить в методических указаниях по выполнению данной практической работы.

Администрация учебного заведения несет ответственность за невыполнение указаний и правил по проведению всех видов инструктажей. Для лиц, связанных с обслуживанием сложной техники (паровых котлов, аппаратов под давлением, грузо­подъемных механизмов, электрических установок и т.п.), про­водят специальное курсовое обучение (аттестацию) по технике безопасности. Лицам, успешно сдавшим экзамены, выдают удостоверение на право производства этих работ. Большое значение в проведении инструктажа и пропаганде безопасных методов труда имеют кабинеты охраны труда. Они предназна­чены для массовой пропаганды требований безопасности в труде.

4.4. Надзор и контроль за состоянием охраны труда в школе.

Согласно Основам законодательства о труде, надзор и кон­троль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

— специально уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администра­ции предприятий, учреждений, организаций и их вышестоя­щих органов;

— профессиональные союзы, а также состоящие в их веде­нии техническая и правовая инспекция труда.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, учреждениями и организациями и их должностными лицами возложен на Генераль­ного прокурора. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодатель­ства о труде в порядке, предусмотренном законодательством. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомствен­ный контроль подчиненных им предприятий.

К органам государственного надзора относятся: Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсаннадзор. Госпожнадзор, ГАИ и др.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и Госгортехнадзор (горный надзор) через свои специализированные инспекции (горную, газовую, Котло­надзор) осуществляют контроль за правильным и безопасным устройством и эксплуатацией котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов со сжатыми и сжиженными газами, гру­зоподъемных машин, газовых устройств, магистральных тру­бопроводов, за правильным хранением, перевозкой и примене­нием взрывчатых веществ.

Государственная инспекция по энергетическому надзору (Госэнергонадзор) контролирует соблюдение правил и норм при устройстве и эксплуатации воздушных и кабельных линий электропередачи, электрических установок и устройств.

Основная задача Государственного санитарного надзора (Госсаннадзор) — контроль за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, на­правленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения природной среды, оздоровление условий труда, обучения, быта, отдыха населения, а также контроль за организацией и прове­дением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости. Осуществляется он органами и учреж­дениями санитарно-эпидемиологической службы Министерст­ва здравоохранения, на местах — районными и городскими санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС).

Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) осу­ществляется Министерством внутренних дел через Главное управление пожарной охраны (ГУГЮ). Он осуществляет раз­работку противопожарных норм и правил, технических усло­вий для проектируемых и реконструируемых объектов различ­ного назначения, а также правил пожарной безопасности дей­ствующих предприятий, надзор за противопожарным состоянием объектов народного хозяйства, статистический учет и анализ пожаров, противопожарную профилактическую пропаганду и агитацию, административные функции по выявлению и пресе­чению нарушений действующих правил и следственную работу по определению причин возникновения пожаров и лиц, винов­ных в этом.

Государственный надзор по линии профсоюзов осуществля­ют технические инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов. Технические инспектора имеют право в любое время посещать предприятия и учреждения, выдавать администрации обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и правил по охране труда; запрещать работы, если при проверке выявлены нарушения, и разрешать возобновлять работы только после устранения указанных нарушений; ставить перед президиумом комитета профсоюза вопрос о приостановлении работы опреде­ленных цехов и предприятий, не отвечающих требованиям безопасности труда. Кроме этого, технические инспектора сле­дят за правильностью применения «Положения о расследо­вании и учете несчастных случаев»; выносят представления об освобождении от занимаемых должностей или наложения взыс­каний на лиц, допустивших нарушение правил по охране труда; контролируют выполнение соглашений по охране труда ком­плексных планов улучшения условий, охраны труда; налагают в установленном порядке на должностных лиц штрафы за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.

Общественный контроль за выполнением администрацией законодательства о труде, правил и норм техники безопасности и производственной санитарии осуществляется профсоюзным и местным комитетом предприятия, учреждения с помощью комиссии по охране труда, общественных и внештатных тех­нических инспекторов. Причем председателем комиссии и общест­венным инспектором не может быть представитель администра­ции. Общественный инспектор по охране труда имеет большие права: может посещать в любое время классы, кабинеты, мастерские и другие объекты учреждения, требовать от адми­нистрации необходимые документы и объяснения, давать обя­зательные предписания.

Рис.17.Схема организации надзора и контроля за состоянием безопас­ности жизнедеятельности в школе

 

Помимо указанных выше видов контроля, в учреждениях образования есть, как и в других организациях, внутриведом­ственный контроль. Он осуществляется подразделениями охра­ны труда, а также должностными лицами в областных, город­ских, районных отделах народного образования по подчинен­ным им учреждениям (рис.17).

Должностные лица, виновные в нарушении законодательст­ва о труде и правил по охране труда, в невыполнении соглаше­ний и коллективных договоров или препятствующие деятель­ности профсоюзов, несут дисциплинарную, административ­ную, материальную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Дисциплинарная ответственность состоит в наложении на виновных администрацией (оформляется приказом руководи­теля организации) следующих взысканий: замечание (постанов­ка на вид), выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачи­ваемую работу или понижение в должности на срок до 3 ме­сяцев, увольнение (ст. 135 КЗоТ РСФСР).

Административная ответственность выражается в наложе­нии на виновных должностных лиц денежных штрафов, лише­нии специальных прав (права управления транспортным сред­ством, права охоты и др.). Право привлечения к администра­тивной ответственности дано органам государственного над­зора, а также технической и правовой инспекциям труда центральных профсоюзных органов.

Материальная ответственность выражается в возмещении предприятию денежных сумм, выплачиваемых на восстановле­ние трудоспособности потерпевшего.

Уголовная ответственность предусматривается за наруше­ние правил техники безопасности, производственной сани­тарии и трудового законодательства, если нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастный случай или другие тяжкие последствия. Мера наказания определяется в зависи­мости от тяжести преступления в соответствии со ст. 140 УК РСФСР в виде штрафа, увольнения, исправительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.

4.5. Обязанности администрации и учебно-педагогического персонала при организации работы по охране труда в системе народного образования.

Руководство и ответственность за общее состояние охраны труда в учреждении народного образования возлагается на его руководителя (ректора института, директора школы, педа­гогического училища, заведующего детским садом), который:

является ответственным за организацию и проведение учебного процесса в соответствии с действующими нормами и правилами по технике безопасности и производственной сани­тарии;

— обеспечивает детское учреждение инструкциями, плака­тами и другими нормативными документами по технике без­опасности;

— осуществляет выполнение приказов органов народного образования, правил, инструкций, предписаний и решений технической, пожарной и санитарной инспекции по вопросам охраны труда и техники безопасности;

— обеспечивает своевременное рассмотрение и принятие мер по внедрению предложений трудового коллектива, направлен­ных на дальнейшее улучшение условий труда и проведение учебных занятий;

— для оформления разрешения на эксплуатацию учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, учебных цехов, организу­ет работу приемной комиссии с участием представителей орга­нов народного образования, шефствующего предприятия, проф­союзной организации, санитарной, пожарной технической ин­спекции, а в необходимых случаях и представителей Госгортехнадзора;

— организует расследование несчастных случаев, связан­ных с учебным процессом и производством;

— утверждает в установленный срок акты о несчастных случаях, связанных с учебным процессом или производством, и принимает меры по устранению причин, вызвавших несчаст­ный случай;

— немедленно сообщает о каждом тяжелом, смертельном или групповом несчастном случае в облоно, прокуратуру и обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений;

— ежегодно заключает с профсоюзным комитетом соглаше­ние по охране труда;

— совместно с профкомом проводит ежеквартальную про­верку выполнения мероприятий по охране труда, включенных в соглашение, составлением акта;

— заслушивает отчеты ответственных лиц за состояние охраны труда и принимает необходимые меры к устранению имеющихся недостатков;

— организует и проводит совместно с профсоюзным комите­том общественный смотр по охране труда, пропаганду и распро­странение передового опыта в области охраны труда;

— ставит на обсуждение педагогического совета вопросы организации работы по охране труда и обеспечивает создание безопасных и здоровых условий для учебы и труда;

— организует семинары по обучению, повышению квалифи­кации сотрудников в области охраны труда и действующего трудового законодательства;

— проводит (на рабочем месте) инструктаж персонала по технике безопасности, а также инструктирует каждого вновь поступившего работника с последующим оформлением прове­денного инструктажа в журнале;

— оформляет на работу лиц, подлежащих предварительно­му освидетельствованию, только при получении положительно­го заключения медицинского учреждения;

— организует проведение регулярных анализов воздушной среды в помещениях на содержание пыли и вредных газов, а также проведение дезинфекции и дезинсекции;

— организует ежегодные проверки состояния защитного заземления и периодические проверки состояния изоляции электрических сетей согласно Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержден­ным Минэнерго 21.12.84 г.; Правилам устройства электроуста­новок (ПУЭ) и ГОСТ 12.1.030-80 ССБТ «Электробезопасность» (разд. «Защитное заземление, зануление»); своевременно орга­низует осмотр и ремонт зданий учреждения (потолков, полов, лестниц, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в туалетах и др.);

— осуществляет систематический контроль за исправно­стью водопровода, газопровода, канализации;

— организует проведение периодических осмотров и освиде­тельствование водогрейных и паровых котлов;

— обеспечивает сотрудников, а в необходимости пучащихся спецобувью, предохранительными приспособлениями согласно действующим нормам и инструкциям;

— организует учет, хранение, сушку, стирку, дезинфекцию и ремонт спецодежды, спецобуви и предохранительных приспо­соблений в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи, хранения и пользования спецодеждой, спецобувью и предохра­нительными приспособлениями, утвержденной Постановлени­ем Государственного комитета Совета Министров СССР по ТРУДУ и специальным вопросам № 100/П-9 от 24 мая 1983 г.;

— организует безопасное хранение на складах, в хранили­щах топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования и сырья.

Заведующий кабинетом, лабораторией, мастерской, руко­водитель кружка:

— принимает необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;

— обеспечивает выполнение действующих правил и ин­струкций по технике безопасности и производственной сани­тарии;

— проводит занятия и работу при наличии соответствующе­го оборудования и других условий, предусмотренных правила­ми и нормами по охране труда;

— обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, обору­дования, приборов, инструментов и санитарное состояние поме­щения;

— проводит инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующим оформлением инструктажа в журнале;

— разрабатывает мероприятия по технике безопасности для включения в план и соглашение по охране труда;

— не допускает учащихся к проведению работы или заняти­ям без предусмотренной спецодежды и защитных приспособле­ний;

— приостанавливает проведение работы или занятий, со­пряженных с опасностью для жизни, и докладывает об этом руководителю учреждения;

— немедленно извещает руководителя учреждения о каж­дом несчастном случае;

— отвечает за несчастные случаи, происшедшие в резуль­тате невыполнения обязанностей, возложенных Положением и другими актами.

Обязанности учителей, воспитателей и других работников школ и учреждений по соблюдению требований по охране труда и действующего трудового законодательства определяются руководителем учреждения с учетом правил и инструкций.

Учителя, воспитатели:

несут ответственность за несоблюдение санитарно-гигие­нического режима и безопасных условий учебы и работы;

— обеспечивают надзор за безопасным состоянием и эксплу­атацией оборудования, приборов, инструментов и санитарным состоянием помещений;

— организуют (на рабочем месте) инструктаж по технике безопасности каждого учащегося при проведении работ в учеб­ных мастерских или лабораториях и т. д. с оформлением этого инструктажа в журнале;

— разрабатывают мероприятия для включения их в план и соглашение на проведение номенклатурных мероприятий по охране труда;

— извещают руководителя учреждения о невыполнении к сроку намеченных мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда и учебы;

— ставят в известность руководителя учреждения о проис­шедшем несчастном случае, связанном с проведением занятий и работой.

Помощник директора школы по хозяйственной части:

— осуществляет непосредственное руководство производст­венно-хозяйственными подразделениями по созданию и обеспе­чению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий, выполнению ими мероприятий по охране труда;

— обеспечивает рабочее помещение оборудованием и инвен­тарем;

— организует работу по эксплуатации и содержанию зда­ний, территории школы и несет ответственность за их пожар­ную безопасность;

— организует обучение административно-хозяйственного персонала охране труда.

Заместитель директора школы по производственному обучению:

отвечает за организацию производственного обучения в соответствии с нормами и правилами, инструкциями и законо­дательством по охране труда.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы — лицо, ответственное за безопасную организацию общественно полезного труда учащихся.

Педагогический персонал и администрация учреждений народного образования в пределах своей компетенции органи­зуют работу и осуществляют контроль за своевременным и качественным проведением паспортизации санитарно-технического состояния условий труда в учебных заведениях и учреждениях (цехи, участки, лаборатории и т. п.) в соответст­вии с действующими ГОСТами ССБТ, правилами и нормами по охране труда.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.