Урдхва Мукха пасчимоттанасана
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Урдхва Мукха Пасчимоттанасана состоит из шестнадцати виньяс. Десятая виньяса является формой асаны. Методика выполнения: (фото 52) Лягте, как в восьмой виньясе Убхайя Падангуштасаны, и возьмитесь за наружные края стоп ближе к пяткам. Затем с пуракой перейдите в форму Убхайя Падангуштасаны: сядьте на ягодицы, ноги прямые, руки держат стопы (не большие пальцы). Это девятая виньяса. Теперь с речакой медленно поместите лицо между колен, после чего выполните пураку и речаку. Это десятая виньяса (см. фото). Затем с пуракой вернитесь в позицию девятой виньясы Убхайя Падангуштасаны и зафиксируйте позу. Дальнейшие виньясы выполняются как в Пасчимоттанасане. Полезное воздействие: Урдхва Мукха Пасчимоттанасана очищает катти грантхи (нижние отделы позвоночника), пищевод и свадхистхана чакру, или область между анусом и пупком. Когда свадхистхана чакра чиста, телесные процессы протекают легко и свободно, и болезни не мучают человека.
СЕТУ БАНДХАСАНА Сету Бандхасана состоит из пятнадцати виньяс, девятая виньяса является формой асаны. Методика выполнения: (фото 53) Проделайте первые шесть виньяс как в предыдущих асанах, и лягте как в Супта Падангуштасане. Это седьмая виньяса. Потом выполните пураку и с речакой немного согните ноги в коленях, соедините пятки и поместите мизинцы ног на пол. Прогните шею, поставьте макушку на пол, несколько приподымите грудную клетку и удерживайте такое положение. Это восьмая виньяса. Теперь скрестите руки на груди и с пуракой прогнитесь, поднимите спину и таз над полом. Опирайтесь только на пятки и макушку головы. В таком положении проделайте как можно больше речак и пурак. Это девятая виньяса (фото 53). Далее с медленной речакой лягте на пол; это десятая виньяса. Затем снова выполните пураку и перенесите прямые ноги по направлению к голове, упритесь руками в пол. Сделайте речаку, поднимите голову и перекувыркнитесь с помощью силы рук. Так вы перейдете в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары. Это одиннадцатая виньяса. Остальные виньясы — как в предыдущих асанах.
Полезное воздействие: Сету Бандхасана очищает и укрепляет поясницу и шею, очищает муладхара чакру (корневую чакру) и усиливает ятхара агни, или пищеварительный огонь. Она также очищает и укрепляет пищевод, сердце и легкие.
Асаны, описанные выше, представляют собой стройную систему упражнений. Выполнять их следует в том порядке, в котором они представлены. Это необходимо для методичной очистки всех органов тела. Нельзя подменять тяжелую для выполнения асану другой, ибо тогда одни мышцы укрепятся, а другие останутся слабыми. Иными словами, ученики должны добросовестно следовать представленному порядку асан. Большинство этих асан относятся к чикитса-йоге, или йогатерапии, а последующие представляют собой шодхака (очистительные асаны). Их может выполнять любой человек, исключая беременных женщин начиная с четвертого месяца беременности. Практикуя эти асаны, даже старики ощутят, что их тела становятся легче и светлее и все больше и больше подвластны контролю. Это, однако, не означает, что они могут научиться выполнять асаны по книгам и рисункам. Наоборот, обучаться следует под руководством благостного Сатгуру. Я повторяю эти слова снова и снова, чтобы ученики хорошенько запомнили их. Следующие асаны тоже под силу всем и каждому. Их можно выполнять каждый день. Каждодневное выполнение асан, представленных выше, — тоже отличная идея. Когда времени мало, не обязательно проделывать каждую асану. Но последовательность выполнения должна сохраняться. Со временем полезно будет выделять достаточное количество времени, чтобы выполнять полный комплекс. Повторю, что асаны, представленные далее, можно выполнять каждый день.
САРВАНГАСАНА
В Сарвангасане тринадцать виньяс, восьмая виньяса является формой асаны. Эта и следующие четыре асаны (с 33-й по 36-ю) взаимосвязаны, так что я опишу полезные воздействия от их выполнения в одном разделе — после 36-й асаны. Методика выполнения: (фото 54) Сначала проделайте первые шесть виньяс первой Сурья Намаскары, а затем перейдите в седьмую виньясу Пасчимоттанасаны. Лягте, руки прямые и лежат по швам, ноги прямые. Это седьмая виньяса. В этом положении выполните четыре-пять глубоких пурак и речак. Потом с пуракой медленно поднимите прямые ноги над головой. Вес тела приходится на плечи, руки поддерживают поясницу, локти опираются о пол. Это восьмая виньяса (фото 54). При выполнении восьмой виньясы подбородок должен быть прижат к груди, ноги полностью выпрямлены, большие пальцы ног находятся на одной линии с кончиком носа. Задержитесь в таком положении на пять, десять, пятнадцать и даже на тридцать минут, выполняя глубокие речаки и пураки. Затем опустите ноги по направлению к голове, с речакой упритесь руками в пол по сторонам от головы. Занося ноги дальше за голову, поднимите голову и перейдите в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары; это девятая виньяса. После этого выполните виньясы, которые описаны в предыдущих асанах.
ХАЛАСАНА Халасана включает в себя тринадцать виньяс, восьмая виньяса — форма асаны. Методика выполнения: (Фото 55) Выполните первые семь виньяс Сарвангасаны. Затем с пуракой соедините и выпрямите ноги, как в Сарвангасане, и с медленной речакой опустите ноги на пол за головой (см. фото). Ноги должны быть прямыми, пола касаются только ступни. Руки замкните в замок за спиной и полностью выпрямите. Подбородок уприте в грудь. В таком положении выполните как можно больше глубоких пурак и речак; это восьмая виньяса. Последующие виньясы выполняются как в Сарвангасане. Ученики должны помнить, что в восьмой виньясе проводятся и речаки, и пураки.
КАРНАПИДАСАНА
В этой асане тринадцать виньяс, из которых восьмая является формой.
Методика выполнения: (фото 56) Лягте, как в Сарвангасане; это седьмая виньяса. Затем с пуракой выполните восьмую виньясу Сарвангасаны, которая является формой Карнапидасаны, с речакой опустите ноги на пол, как в Халасане, колени поместите на пол и крепко обхватите ими голову. Руки сцеплены в замок за спиной, выпрямлены и лежат на полу. В таком положении проделайте как можно больше пурак и речак; это восьмая виньяса. При выполнении формы необходимо втянуть живот без напряжения ануса, а также не забывать о речаке и пураке.
УРДХВА ПАДМАСАНА
В Урдхва Падмасане четырнадцать виньяс, девятая виньяса является формой асаны. Методика выполнения: (Фото 57) Проделайте все описанные выше виньясы вплоть до формы Сарвангасаны; это восьмая виньяса. В этом положении с речакой выполните Падмасану. Это девятая виньяса (см. фото). Подтяните анус и полностью втяните живот, прямые руки уприте в колени и выполните как можно больше медленных пурак и речах. Затем проделайте пураку и речаку, разомкните ноги и перейдите в четвертую виньясу Сарвангасаны; это десятая виньяса. Следующие виньясы выполняются как Сарвангасане.
ПИНДАСАНА
В Пиндасане четырнадцать виньяс. Девятая виньяса является формой асаны. Методика выполнения: (Фото 58) Сначала выполните виньясы Урдхва Падмасаны вплоть до девятой; это восьмая виньяса. Затем сделайте пураку и с речакой опустите сложенные в Падмасану ноги по направлению ко лбу. Охватите бедра руками — обнимите Падмасану, — крепко держитесь за кисти рук. Тело опирается только на плечи. В таком положении выполните как можно больше пурак и речак; это девятая виньяса (см. фото). Дальнейшие виньясы выполняются как в Сарвангасане. Сарвангасану знает большинство людей, которые хоть что-нибудь слышали о йоге. Они могут и не знать о виньясах, но понятие о Сарвангасане они имеют, я в этом уверен. Однако о том, в какой последовательности следует выполнять асаны или как нужно делать речаки и пураки, а также сколько времени отводить для занятий, — этого они не знают. Так происходит потому, что люди черпают знания о йоге из книг. Авторы этих книг любят и уважают йогу и хотят распространить учение, но зачастую сами не вполне владеют знанием йоги. Прочитав такие книги, мы не найдем в них ни описания взаимосвязи асан, ни предписаний по выполнению речаки и пураки. Более того, между методиками, описанными в этих книгах, существуют огромные различия.
С моей точки зрения, намного лучше предложить ученикам точные знания. Этим я руководствовался, когда писал книгу. Если читатели будут следовать предложенным здесь методикам, то смогут на себе прочувствовать их эффективность. В современном мире люди испытывают определенный страх перед йогой; среди людей бытует очень много неверных представлений об учении йоги. Чтобы развеять страх и подкорректировать ошибочные представления, следует сначала заниматься йогой в соответствии с древними текстами и воочию увидеть плоды практики. И только затем делиться знаниями с другими людьми. Многие великие учителя йоги так и поступают: сначала воспитывают учеников, направляют их на правильный путь, а затем даруют им силу вселенной. Недостаточно сказать: «Просто делайте так, и обретете». Человек должен показать то, о чем он говорит. Это основная цель йоги. Шастраки упоминают о Сарвангасане и Ширшасане (асана 39) как о «випарита карани». («Випарита Карани» означает «перевернутый», «развернутый», «поступающий наоборот» и относится к стойке на плечах и стойке на голове.) Как царь и министры важны для государства, так эти две асаны важны в практике йоганги (ступеней йоги). Соответственно, начав с Сурья Намаскары и выполнив все последующие асаны, человек должен завершить занятие выполнением семи асан. Последовательность их выполнения должна быть только такой: Сарвангасана, Халасана, Карнапидасана, Урдхва Падмасана, Пиндасана, Матсьясана и Уттанападасана. Снова повторю: выполнять эти семь асан следует последовательно. После них нельзя выполнять, к примеру, Пасчимоттанасану. Только пять асан, которые описаны выше, и асаны, которые приводятся далее — Матсьясана, Уттанападасана и Ширшасана, — должны завершать комплекс упражнений. Иначе ученик может себе навредить. Таким образом, методика и последовательность выполнения асан должна в точности соответствовать этой книге. Не следует забывать об этом правиле.
Полезное воздействие асан с 32-й по 36-ю: Одни из этих асан укрепляют скелетную мускулатуру, другие очищают различные части тела, третьи очищают и укрепляют нади, чакры, сира, дхамани (кровеносные сосуды и нервную систему), три доши, пищеварительную систему и джатхара агни.
Если организм здоров, пища, которую мы едим, смешивается с желчью и хорошо переваривается, а сущность переваренной пищи превращается в кровь. Каждая тридцать вторая капля крови превращается в жизненную силу, а каждая тридцать вторая капля жизненной силы превращается в бинду (нектар). Йоги называют этот нектар «амрита бинду», или «капля бессмертия». Амрита бинду разливается по всему телу, укрепляет, питает и успокаивает его. Чем дольше амрита бинду находится в теле, тем дольше тело живет. Когда амрита бинду истощается, приходит смерть. В древних текстах сказано: Маранам бинду патена дживанам бинду дхаранат. Потеря капли есть смерть, сохранение бинду есть жизнь.
Следовательно, мы должны сохранять амрита бинду. Этого не достичь иначе, чем с помощью Сарвангасаны и других асан, которые приведены выше. Эти пять асан очищают все части тела, и тогда бинду может проникнуть в них. Сарвангасана очищает сердце, легкие и другие органы, она делает кровь горячей. Может быть, поэтому она и называется Сарвангасаной (сарва — все; анга — ступень, предел; асана — поза). С помощью этих пяти асан очищаются вишуддхи чакра (горловая чакра), сердце, легкие, конечности, пищеварительная система и джатхара (желудок). Благодаря им исчезают такие нарушения, как икота, сухой кашель, запоры, несварение и повышенное артериальное давление. Эти асаны предупреждают развитие астмы и болезней сердца. Специалисты по йогической медицине считают, что причиной болезни являются нарушения вата, питта и капха доши. Если нарушена капха доша, то количество поврежденной капхи увеличивается, и она перемещается в легкие. Это приводит к затруднению дыхания, и тело слабеет. Такие болезни возникают при употреблении загрязненной пищи, при контакте с инфекционными больными и при недостаточном количестве свежего воздуха. Болезни сердца и нади считаются врожденными, или япья. Их причина — повреждение пракрити (естества). Лечить такие нарушения с помощью современных медицинских средств — напрасная трата времени. Конечно, человек на определенное время может почувствовать себя лучше, но никогда не исцелится полностью. Как занозу нельзя удалить с помощью другой занозы, так и современная медицина не в силах справиться с этими болезнями. Увидев бессилие аллопатической медицины, врачи могут заглянуть в йогические шастры и увериться в том, что многие физические и психические недуги можно излечить природными способами. Путь йоги — наилучший из этих способов. Сарвангасана излечивает практически от всех болезней, очищая вишуддхи чакру и укрепляя амрита бинду. Халасана очищает и укрепляет кишечник, поясничную область и горло. С помощью таких асан, как Сарвангасана, побеждаются болезни горла и недуги, которые проявляются нарушением функций горла, в том числе нарушения речи и боль в горле. Болезни сердца также отступают. Кроме того, Сарвангасана очищает нижние отделы горла (канта купа), предотвращает приступы удушья и появление фурункулов, возникающих из-за «внутреннего жара». Музыканты, практикуя эту асану, через некоторое время заметят, что их голос стал более мелодичным. Карнапидасана излечивает заболевания ушей: гное- и кровотечения, а также звон в ушах. Если на подобные явления не обращать внимания, то со временем можно потерять слух. Поэтому лучше начать лечение с помощью Карнапидасаны как можно раньше. Урдхва Падмасана очищает прямую кишку и мочеиспускательный канал, укрепляет позвоночник. Пиндасана очищает низ живота, позвоночник, печень, селезенку и желудок. Эти пять связанных с Сарвангасаной асан предусматривают сгибание тела вперед. При выполнении следующих двух — Матсьясаны и Уттанападасаны — тело изгибается назад.
Пять приведенных выше асан следует выполнять систематически и последовательно. Выполнив их, нельзя приступать к, например, Пасчимоттанасане. После этих пяти асан нужно выполнить Матсьясану, Уттанападасану и Ширшасану. Нарушение последовательности может повредить ученику. Это нияма (правило). Поэтому не следует об этом забывать. МАТСЬЯСАНА
В Матсьясане тринадцать виньяс. Восьмая виньяса является формой асаны. Методика выполнения: (Фото 59) Лягте как в Сарвангасане; это седьмая виньяса. Теперь выполните пураку и Падмасану, упритесь руками в пол по сторонам от головы и с речакой поднимите голову и поставьте макушку на пол. Прогните спину вперед, поясница поднята над полом. Возьмитесь руками за ступни и выпрямите руки. В таком положении проделайте как можно больше пурак и речак; это восьмая виньяса (см. фото). Затем выполните пураку и с речакой опустите голову, выведите ноги из Падмасаны и расположите их как в Халасане. Поместите руки за ушами и перекувыркнитесь. Так вы окажетесь в позиции четвертой виньясы первой Сурья Намаскары; это девятая виньяса, она еще называется Чакрасана. Последующие виньясы выполняются аналогично предыдущим асанам.
УТТАНАПАДАСАНА Уттанападасана насчитывает тринадцать виньяс, восьмая из которых является формой асаны. Методика выполнения: (Фото 60) Проделайте первые семь виньяс Сарвангасаны. Ее седьмая виньяса аналогична седьмой виньясе Уттанападасаны. Затем, как в Матсьясане, поднимите голову и поставьте макушку на пол. Прогните спину вперед и вытяните ноги, как в Навасане. Расположите прямые руки параллельно ногам, ладони вместе. Напрягите все тело и проделайте как можно больше речак и пурак. Это восьмая виньяса (см. фото). После этого выполните девятую виньясу Матсьясаны и перекувыркнитесь, чтобы перейти в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары. Это девятая виньяса. Следующие виньясы описаны в предыдущих асанах. Полезное воздействие асан 37и 38: Матсьясана и Уттанападасана уравновешивают пять предыдущих асан и успокаивают боль в плечах и пояснице, которую может вызвать их выполнение. Матсьясана и Уттанападасана также очищают желудок и анус, печень и селезенку, наполняют силой шею и поясницу. Эти две асаны следует выполнять после того, как выполнены Сарвангасана и связанные с нею асаны. Я раздельно описал все семь асан и их виньясы для того, чтобы ученикам было проще понять их. Можно не выполнять все виньясы каждой асаны, ведь это займет огромное количество времени. После того как ученик осознает важность равномерного выполнения речах и пурак, он может объединить асаны. Например, после Сарвангасаны выполняется Халасана, а затем — форма Карнапидасаны, после чего следуют Урдхва Падмасана и Пиндасана (заканчивая пуракой). Потом с речакой выполняется форма Матсьясаны, затем переход в форму Уттанападасаны, и, наконец, с пуракой и речакой проделывается Чакрасана. Ученикам стоит запомнить эту последовательность.
ШИРШАСАНА
Многие называют эту асану Капаласаной или Випарита Карани, но она более широко известна как Ширшасана. В нее входят тринадцать виньяс, восьмая является формой асаны. Беременным женщинам выполнять эту асану нельзя. Методика выполнения: (Фото 61) Переходя с пуракой из шестой в седьмую виньясу первой Сурья Намаскары, сядьте на колени, сплетите пальцы рук в замок и положите локти на пол. Это седьмая виньяса. Произведите речаку и с пуракой поставьте макушку на пол, сплетенные пальцы рук поместите на затылок. Выполните речаку и с пуракой выпрямите ноги и поднимите их вверх, пользуясь только силой рук. Тело напрягите, соедините большие пальцы ног и удерживайте тело прямым. Это восьмая виньяса (см. фото). В этом положении выполните как можно больше медленных речак и пурак. Затем с речакой опустите ноги и поставьте ступни на пол, ягодицы поместите на пятки, голова остается на полу. Задержитесь в таком положении на две минуты. Затем произведите пураку и с речакой вернитесь в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары; это девятая виньяса. Последующие виньясы выполняются как в предыдущих асанах. Ученики должны усвоить, что просто встать на голову — еще не Ширшасана. Это слишком просто. Не следует считать Ширшасану простой асаной. Нужно тщательно изучить методику ее выполнения. Например, вся тяжесть тела должна приходиться на руки. Если вес тела давит на макушку, то кровь от сердца не сможет проникать в тонкие нади макушки головы. При выходе из формы асаны может случиться так, что подъем головы вызовет резкий отлив крови и тонкие нади головного мозга опустеют. Это приводит к замедлению телесного и умственного развития, вызывает галлюцинации, психические расстройства и укорачивает жизнь. Так что ученикам следует тщательно изучить методику и практиковать эту асану с большой осторожностью. Люди, которые пренебрегли наставлениями и стали практиковать Ширшасану по книгам и фотографиям, столкнулись с огромным количеством проблем и даже вселили страх и неуверенность в тех, кто правильно выполнял асану. Я смог убедиться в этом на собственном опыте. Я также столкнулся с ситуацией, когда ученик выполнял Ширшасану неправильно и заболел. Со временем он внимательно изучил методику и начинал выполнять эту асану правильно — и тотчас же излечился. Позволю себе повториться: практиковать Ширшасану нужно с большой осторожностью. Некоторые люди утверждают, что в Ширшасане можно находиться не более пяти минут, иначе заболеешь. Это неправильно. В древних текстах сказано: «Яма матрам ваше нитрам (Мы можем пребывать (в Ширшасане) три часа)». Такая точка зрения поддерживается многими людьми, которые имеют богатый опыт йогической практики и знают древние тексты. Одна яма равна трем часам. Но чтобы находиться в Ширшасане в течение трех часов, ученик должен начать с пяти минут, затем научиться выполнять асану десять, а затем пятнадцать минут. Добавлять по пять минут нужно постепенно. Со временем, после многих дней, месяцев и лет практики ученик сможет провести в Ширшасане полные три часа. Тогда эта асана будет питать тело и органы чувств, дух и интеллект и посодействует развитию человека. Выполнение формы Ширшасаны менее пяти минут не даст эффекта. Пребывая в Ширшасане, следует полностью втянуть низ живота и анус. Иными словами, нужно выполнить мула бандху. Тело нужно удерживать прямым, речаку и пураку производить медленно и без кумбхаки. Полезное воздействие: Ширшасана очищает тонкие нади, связанные с головой, и улучшает память. Излечиваются заболевания глаз, улучшается зрение. Глаза начинают сиять. Обостряются пять органов чувств. Более того — и такой эффект дает только Ширшасана — бинду, плод превращения пищи в кровь, может достичь сахасрара чакры (седьмая и наивысшая чакра, в которой находится духовное просветление). Знающие люди говорят, что истощение амрита бинду означает смерть, а сохранение — жизнь. Мы должны сохранять амрита бинду. Пока в теле есть чистая бинду, от нас будет веять молодостью. На опыте неоднократно подтверждено, что длительные непрерывные занятия не только укрепляют тело, но и повышают силу интеллекта. В йога-шастре сказано:
Маранам бинду патена Дживанам бинду дхаранам Тасмат сарвапрайятнена Бинду дхаранам абхайясет. Потеря бинду есть смерть, сохранение ее — жизнь. Поэтому всеми способами Бинду должна сохраняться.
Повторяю: ослабление бинду приводит к смерти, сохранение бинду сохраняет жизнь. Человек должен стараться сохранять бинду всеми доступными методами. Сохранение бинду — эффект выполнения Ширшасаны. Вообще, для описания всей пользы Ширшасаны просто не хватит места. Ученики могут лишь насладиться этой практикой. Невозможно описать сладость сахара, не попробовав его. Даже Брахма (Бог) может познать ее, только попробовав его на вкус. Это в полной мере относится и к людям. Чтобы познать счастье этих асан, их нужно практиковать. Как я уже упоминал ранее, существуют некоторые различия в воззрениях на выполнение Ширшасаны и других йогасан. Считается, например, что злоупотребление Ширшасаной может привести к галлюцинациям и другим расстройствам и ослабляет сердце. Утверждают также, что вред не зависит от того, сколько времени практиковать. Такие теории изложены в книгах, авторы которых гонятся за славой и признанием. Эти авторы могут даже заниматься йогой и называть себя йогинами и не иметь при этом ни малейшего отношения к йоге. Но в их словах есть доля правды — применительно к людям, которые ставят голову на пол, задирают ноги к потолку как им вздумается и считают, что делают Ширшасану. Но не удивительно, что такие теории не отпугивают людей, которые обладают смелостью, божественной устремленностью и страстным желанием практиковать йогу и добиться славы. Ведь обретая что-то такое, чего нет у других, разве не обретает человек славу? Подобные теории ошибочны и абсолютно беспочвенны. Если бы йога была вредна для здоровья, то интерес к ней угас бы давным-давно, и слова таких великих йогинов, как Патанджали, были бы не чем иным, как легендами. Но может ли быть хотя бы доля опасности в полном и точном следовании шастрам, в правильном понимании их истинного смысла? Разве есть хоть капля вреда в изучении древних текстов и многолетних занятиях под руководством благочестивого Гуру? В этом мире для великих душ, которые трудятся беспрестанно, отказавшись от земных богатств и удовольствий, безличностное служение есть главная цель существования. Они знают суть йоги и своими знаниями могут помочь остальным. Никакие опасности не грозят тем, кто следует по этому великому пути и изучает древние тексты. В некоторых источниках утверждается, что Ширшасану — да и любые другие йогические техники — нельзя практиковать людям после сорока. Это положение не подтверждается ни опытом, ни шастраками. В конце концов, великие мудрецы — такие, как Патанджали, — сохранили для нас учение йоги и как средство избавления от болезней. Сущность, воплощенная в физическом теле, подвержена болезням. Это в полной мере относится и к людям после сорока лет. Тело — обитель болезней. Если тело страдает от недостатка еды и сна, от бедности и нужды, то в нем поселяется болезнь. Тело нужно лечить от болезней. Если к старости слабеет ум, то органы чувств тоже слабеют. Если ум слаб, болезни легко овладевают телом. Следовательно, необходимо также исцелять ум. Короче говоря, возрастных ограничений для занятий йогой не существует. В шастрах сказано: «Йюва врддхо'тхиврддхо ва вьядхито дурбало'пи ва / Абхьясат сиддхимапноти / Сарвайогешватандритах (Молод ты, стар или очень стар, / болен или истощен, / если внимателен, то с помощью практики достигнешь успеха в любой йоге)» (Хатха-Йога-Прадипика, I:64). Это означает, что молоды вы или стары («старый» — старше шестидесяти, «очень старый» — старше девяноста), мужчина вы или женщина, страдаете вы от болезней или нет, — если вы занимаетесь йогой, то можете достичь совершенства. Совершенство недоступно только одной категории людей — лентяям. И наконец, некоторые книги утверждают, что Ширшасана — первая асана, которую должны выполнять ученики, и остальные асаны следует делать после нее. Такая точка зрения противоречит древним текстам и не подтверждается опытом. Более того, на подобные заявления способны лишь люди, которые не знают сущности тела. Ширшасана поселяет в мыслях мир и снимает усталость с тела. Посвященные в Аюрведа шастру говорят, что если человек поутру (до пяти утра) после утренних процедур первым делом выполнит Ширшасану, то столкнется со всеми мыслимыми и немыслимыми проблемами. Связано это вот с чем. Пища, которую мы съели накануне вечером и которая питает тело, превращается в семь дхату. С пищей, которую мы съели в течение дня, такого не происходит. Чтобы хорошо перевариться и соединиться с кровью, пище необходимо смешаться с желчью — продуктом работы печени. Только с помощью желчи пища может перевариться и превратиться в семь дхату. Побочные продукты этого превращения удаляются из тела с калом, мочой, потом и слизью. Чтобы смешаться с пищей, желчь должна покинуть печень. Во время того, как желчь перемешивается с пищей и переваривает ее, а затем возвращается к своему источнику — печени, — нельзя производить воздействия, которые раздражают печень и порождают излишний жар (питта викара). Это непреложное правило. И именно это правило нарушается, если человек, встав поутру и не проделав Сурья Намаскару и другие асаны, тотчас же выполняет Ширшасану. Желчь в это время находится на периферии тела, и Ширшасана не позволяет ей вернуться в печень. Желчь начинает двигаться в разные стороны и отрицательно воздействует на мозг. А если человек сначала выполняет Сурья Намаскару и последующие асаны, то кровь его становится чистой и горячей и устремляется во все уголки тела, успокаивая желчь. Если перед выполнением Ширшасаны человек проделает Сарвангасану и связанные с нею асаны, то сердце, мысли и дух человека разовьются и защитят мозг от какого бы то ни было вреда, а жизнь станет длиннее. Следовательно, ученики никогда не должны выполнять Ширшасану в первую очередь. Кроме того, после Ширшасаны можно лишь сесть в Падмасану и заниматься пранаямой. Никаких других асан выполнять нельзя, иначе будет беда.
БАДДХА ПАДМАСАНА Баддха Падмасану следует выполнять после Ширшасаны. Есть два вида этой асаны: Баддха Падмасана и Кевала (Простая) Падмасана. В Баддха Падмасане есть Йога Мудра, исцеляющая от болезней. Падмасана очень полезна при занятиях дхьяной (медитацией) и пранаямой, а также при выполнении бандх и мудр. В Баддха Падмасане шестнадцать виньяс, восьмая является формой асаны, а девятая представляет собой Йога Мудру. Йога Мудра очень важна, ученикам следует помнить об этом. Методика выполнения: (Фото 62, 63) Выполните первые шесть виньяс первой Сурья Намаскары. Затем сядьте с прямыми ногами, как в Пасчимоттанасане, полностью выпрямите спину и выполните речаку и пураку. Это седьмая виньяса. Затем положите правую стопу на левое бедро и левую стопу на правое бедро, обеими пятками нажмите на низ живота. Обе руки заведите за спину и возьмитесь левой рукой за большой палец левой ноги, а правой рукой — за большой палец правой ноги. Подайте грудь вперед, выпрямите позвоночник и наклоните голову вперед так, чтобы подбородок надавил на грудь. В таком положении выполняйте глубокие речаки и пураки; это восьмая виньяса (фото 62). Теперь с медленной речакой поставьте подбородок на пол, полностью втяните живот, напрягите и подайте вперед тело. Выполните пураку и речаку; это девятая виньяса, известная как Йога Мудра (фото 63). Далее с пуракой поднимите голову и сядьте прямо, грудь подайте вперед и вверх. Не отпускайте пальцы ног. Это десятая виньяса. Остальные виньясы выполняются так, как описано в предыдущих асанах.
ПАДМАСАНА Кевала, или Простая, Падмасана, как ее называют, тоже полезна для занятий пранаямой, дхьяной, а также для проведения сандхья ванданы (браминского ритуала, исполняемого на восходе и закате Солнца) и пуджи (поклонения). Полагается выполнить Баддха Падмасану, затем сесть в Кевала Падмасану и приступать к приведенным выше действиям. Методика выполнения: (Фото 64) Выполните первые семь виньяс, описанных в Баддха Падмасане. Затем положите правую стопу на левое бедро и левую стопу на правое бедро, обеими пятками нажмите на низ живота. Колени прижаты к полу, ладони находятся на коленях. Полностью выпрямите грудной и поясничный отделы позвоночника; это и есть Падмасана. В таком положении следует выполнить как можно больше глубоких речак и пурак. Последующие виньясы выполняются аналогично описанным выше. Полезное воздействие Баддха Падмасаны и Падмасаны: Находясь в девятой виньясе Баддха Падмасаны, или Йога Мудре, ученик должен медитировать на избранное им божество (ишта девата), а внимание направлять на точку между бровей; следует также выполнить как можно больше речак и пурак. Это очень важно. Баддха Падмасана очищает печень и селезенку, укрепляет позвоночник и излечивает от заболеваний прямой кишки. Эта асана проста для выполнения и полезна всем от мала до велика. Величие Баддха Падмасаны отмечено в Упанишадах. Мудрецы и пророки, создавшие такие труды, как Йога-Ягнавалкья и Йога-Васиштха, говорили, что Падмасана не только исцеляет тело, но и исправляет последствия неправильных действий. Таким образом, Падмасана — наилучшая и величайшая асана, и любой человек легко может научиться выполнять ее.
УТХ ПЛУТХИ
По большому счету, Утх Плутхи сама по себе не является асаной, что ни в коей мере не умаляет ее достоинств. Методика выполнения: (Фото 65) Закончив выполнение Падмасаны, не распрямляйте ноги. Поместите ладони на пол по сторонам от бедер и с помощью силы рук поднимите тело над полом. В таком положении выполните как можно больше речак и пурак. Руки, спину и шею нужно держать прямо, подбородок чуть-чуть опущен книзу, взгляд направлен на кончик носа. Затем перейдите в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары и проделайте виньясы, описанные в предыдущих асанах. В завершение «упадите» на руки, лягте и отдохните пять минут. На этом занятие закончено. Полезное воздействие: Утх Плутхи укрепляет поясницу, с ее помощью также совершенствуется контроль живота и ануса. Постепенно три грантхи, расположенные в крестцовой области, полностью раскроются.
Итак, я постарался насколько возможно полно описать лечебные асаны. Они, в основном, принадлежат к рога чикитсе (рога — болезнь) — разделу йоги, посвященному лечению. Во втором наборе асан, который не приводится в этой книге, некоторые асаны относятся к рога чикитсе, а некоторые — к шодаке (очистительные асаны). Часть асан третьей серии, которые также не приведены в данной книге, являются очистительными, а остальные направлены либо на борьбу с тяжкими недугами, либо на укрепление тела. Такие асаны, как Сарвангасана, Халасана, Карнапидасана, Урдхва Падмасана, Пиндасана, Матсьясана, Уттанападасана, Ширшасана и Падмасана, следует выполнять только после того, как проделаны предыдущие асаны. После этих девяти никаких других асан выполнять не нужно. (Тем, кто выполняет ограниченное число асан, следует обязательно включить девять вышеперечисленных асан в программу тренировки.) Ученики, которые прислушаются ко всем этим советам и будут практиковать предложенные асаны, обретут путь к материальному и духовному процветанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|