Розовый куст: направленная фантазия
Методика Исследование состояло из трех этапов: релаксации с использованием мысленных образов, рисования и опроса после рисования, — проводилось одним исследователем (выпускником университета). С каждым ребенком проводились одночасовые встречи. Релаксация с использованием мысленных образов. На основе мысленных образов розового куста была подготовлена десятиминутная лента звукозаписи по релаксации с помощью визуализации (Оуклендер, 1978; Стивене, 1971). Предполагалось, что учащиеся будут проектировать различные грани своей личности на образ розового куста. Детям сообщили, что лента звукозаписи предназначена для развития воображения. После релаксации детям предложили представить себя в образе куста роз и обратить внимание на цветы, листья, стебли и ветки. Рисование. После релаксации с использованием мысленных образов детям выдали по листу чистой бумаги (8 1/2x11 дюймов), простому карандашу и набору из двенадцати цветных карандашей. Детей попросили нарисовать то, что они представляли себе в процессе направленной визуализации. Опрос после рисования. После рисования исследователь задал детям 11 вопросов о том, что они испытывали, когда представляли себя в виде куста роз. К числу этих вопросов относились следующие: «На что ты похож? Расскажи мне о своих Цветах, листьях и корнях. Кто ухаживает за тобой?». Все ответы записывались на магнитофонной пленке для дальнейшей фиксации на бумаге и оценки. При этом исследователь обращал внимание на поведение детей во время всей процедуры, учитывая такие моменты, как место на бумаге, с которого они начинали рисовать. Каждому ребенку был присвоен кодовый номер, и поэтому исследователь не знал, к какой категории относились дети — к благополучной или неблагополучной.
Анализ данных Оценка данных по каждому ребенку производилась на основе классификации и анализа рисунков и высказываний. Анализ рисунков. Анализ рисунков проводился на основе разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих характеристик относятся взаимозависимости между ритмом и правилом, интеграцией и дезинтеграцией. «Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное движение руки и приятное распределение пропорций предмета изображения. «Правило» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механическим. «Интеграция» передает ощущение целого, в котором все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способности устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организовывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и использовании разобщенных, не связанных друг с другом предметов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства. Неблагополучные дети в большей мере продемонстрировали признаки категорий правила (ригидность) и дезинтеграции (небрежность), чем благополучные дети. С другой стороны, рисунки и высказывания детей с сексуальными травмами свидетельствовали о доминировании следующих трех тем: а) сексуальные образы — «на листьях много личинок гусениц»; б) насилие над самостью — «собака собирается лизнуть цветок, рука схватить цветок, цветок не хочет, чтобы к нему прикасались»; в) защита — многие кусты роз обнесены частоколом, по поводу которого дети говорили: «пришел дровосек и попробовал спилить меня, но я не позволил ему». Такие рисунки нередко отражали угрозу по отношению к центральному символу и его защиту с помощью крепких заборов (рис. 4.2, 4.3 и 4.4). Например, розовый куст за надежной оградой был нарисован девочкой, которая подверглась анальному изнасилованию (рис. 4.5).
В отличие от детей с психическими травмами на сексуальной почве ребенок, подвергшийся избиениям, нарисовал рисунок, отражавший жестокое физическое насилие. В частности, один такой ребенок нарисовал разбитую дорогу, которая вела к дому с разбитыми окнами и дверями, запертыми на засовы. Даже в тех случаях, когда розовый куст (с большими шипами) помещался на переднем плане картины, он выглядел крошечным по сравнению с другими предметами на ней (рис. 4.6). Из всех неблагополучных детей только запущенный ребенок нарисовал срезанный куст роз, поместив его в центре рисунка в стеклянной вазе с небольшим количеством воды. На рисункеотсутствовало изображение других предметов, и поэтому картина производила впечатление скудности и опустошенности (рис. 4.7).
Анализ высказываний. После получения всех ответов на вопросы, заданные после рисования и мысленного представления образа розового куста исследователь провел ряд дескриптивных сопоставлений между высказываниями благополучных и неблагополучных детей. Эти высказывания были распространены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные.
Из таблицы 1 видно, что благополучные дети проектировали уверенное представление о себе, взаимосвязь между позитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать свое окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них неблагополучные дети использовали слова для описания негативных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и трогательными переживаниями, а также в высшей степени агрессивное, враждебное окружение, куда входили Деструктивные попечители (садовники).
В руках консультантов стратегия розового куста служит надежным аналитическим орудием для выявления детей, подвергшихся или подвергающихся сексуальному насилию. Розовый куст символизирует эмоциональную сущность ребенка. В таких случаях дети, подвергшиеся жестокому обращению, рисуют розовый куст полностью защищенным оградой и используют язык, указывающий на сексуальное или физическое насилие. Проективная методика нередко позволяет получить полезную информацию, однако, применять ее необходимо с величайшей осторожностью. Консультанты, заинтересованные в применении этой методики, должны пройти специальную подготовку под руководством опытного супервизора. Методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе с учащимися. В таких случаях учащиеся обсуждают свои рисунки, а консультант может уделить несколько минут каждому ребенку. Розовый куст: направленная фантазия Закройте глаза. Просто ощущайте свое тело. Забудьте о том, что происходит вокруг вас... думайте только о том, что происходит внутри вас. Думайте о дыхании... вы чувствуете, как воздух поступает через ваш рот в грудь. Представьте себе, что ваше дыхание похоже на мягкие волны, накатывающиеся на берег... Каждая волна приносит вам успокоение. Сосредоточьтесь на правой руке. Вы чувствуете, как рука тяжелеет... Тяжесть распространяется по руке и доходит до кончиков пальцев... Сосредоточьтесь на правой ноге... Вы чувствуете, как нога тяжелеет... тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Сосредоточьтесь на левой ноге... Вы чувствуете, как она наливается тяжестью... Тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Ваше тело расслабляется и наливается тяжестью... Сосредоточьтесь на своих мыслях и образах... (пауза)... поместите их в стеклянный сосуд и наблюдайте за ними... (пауза) исследуйте их. В вашем сознании появляются новые мысли и образы и вы их тоже помещаете в стеклянный сосуд... Подумайте, что вы сможете узнать о них... Теперь необходимо взять сосуд и вылить из него мысли и образы; смотрите, как они растекаются и исчезают (пауза)... сосуд пустеет...
Теперь представьте, что каждый из вас превратился в куст роз. Постарайтесь выяснить, что значит быть кустом роз... Какой ты куст?.. Большой?... Маленький?.. Широкий?.. Высокий?.. У тебя есть цветы?.. Если да, то какие?.. Какие у тебя стебли и ветки?.. На что похожи твои корни? (пауза)... или у тебя нет корней?.. Если у тебя есть корни, то какие они?.. Длинные и прямые?.. Скрученные?.. Они глубоко уходят в землю?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... где вы находитесь?.. Во дворе?.. В парке?.. В пустыне?.. В городе?.. За городом?.. Посреди океана?.. Вы находитесь в сосуде или растете в земле?.. Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон?.. Растете внутри чего-то?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... Что вы видите?.. Другие цветы?.. Вы одиноки?.. Нет ли поблизости деревьев?.. Животных?.. Людей?.. Птиц?.. Вы похожи на куст роз или на что-нибудь иное?.. Не ограждает ли вас изгородь?.. Кто за вами ухаживает?..Какая теперь погода? Как вы воспринимаете жизнь?.. Что вы чувствуете?.. Что происходит с вами, когда меняются времена года?.. Не забывайте, что вы — розовый куст. Определите свое отношение к своей жизни и происходящему с вами. Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и изобразить себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам вам несколько вопросов. Вы расскажете мне о рисунке так, как если бы вы были розовым кустом (долгая пауза)... Готовы? Откройте глаза и нарисуйте розовый куст. Опрос детей после окончания рисования розового куста Вопрос 1: Каким кустом роз ты являешься и как ты выглядишь? Вопрос 2: Расскажи мне о своих цветах. Вопрос 3: Расскажи мне о своих листьях. Вопрос 4: Расскажи мне о своих стеблях и ветвях. Вопрос 5: У тебя есть шипы? Если да, то расскажи мне о них. Если нет, тогда расскажи, как ты защищаешься. Ты добрый или злой куст? Вопрос 6: Расскажи мне о своих корнях. Вопрос 7: Расскажи мне, где ты живешь. Какие предметы окружают тебя? Тебе нравится жить в том месте, где ты находишься? Вопрос 8: Ты думаешь, что ты похож на розовый куст или на что-то иное? Если да, то на что ты похож? Вопрос 9: Кто ухаживает за тобой? Тебе это нравится? Каким образом они ухаживают за тобой? Вопрос 10: Как ты относишься к нынешней погоде? Что происходит с тобой при смене времен года? Вопрос 11: Как ты чувствуешь себя в роли куста роз? Как тебе живется в роли куста?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|