Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административная ответственность




земельный правонарушение правовой ответственность

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Административное наказание - установленная государством мера ответственности за административное правонарушение - применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП).

Конкретные меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены в КоАП. В главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" КоАП РФ предусматриваются:

)   ст. 7.1. Самовольное занятие земельного участка;

)   ст. 7.2. Уничтожение специальных знаков;

)   ст. 7.9. Самовольное занятие лесных участков;

)   ст. 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом.

В главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" КоАП РФ предусматриваются:

)   ст. 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;

)   ст. 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе;

)   ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации;

)   ст. 8.6. Порча земель;

)   ст. 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;

)   ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов;

)   ст. 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования;

)   ст. 8.25. Нарушение правил использования лесов;

)   ст. 8.29. Уничтожение мест обитания животных;

)   ст. 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ;

)   ст. 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;

)   ст. 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;

)   ст. 8.38. Нарушение правил охраны рыбных запасов;

)   ст. 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др.

В главе 10 "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель" КоАП РФ предусматриваются:

)   ст. 10.1. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками;

)   ст. 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил;

)   ст. 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта;

)   ст. 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем.

В Главе 19 КоАП, посвященной административным правонарушениям против порядка управления, устанавливается административная ответственность за:

)   ст. 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);

)   ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

)   ст. 19.9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов;

)   ст. 19.21. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

В ст. 2.3 КоАП РФ перечислены органы, уполномоченные в области использования, охраны земель, а в ст. 2.8 - должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих земельных административных правонарушениях.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц - 50 тыс. руб., для юридических лиц - 1 млн руб.

Административный штраф также может выражаться в денежной величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Практика показывает, что на эффективность административной ответственности в области обеспечения надлежащего землепользования влияют:

)   недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях;

)   слабое воспитательное воздействие процедуры рассмотрения дел и вынесения постановлений о наложении административного взыскания;

)   необеспечение реальности исполнения постановлений;

)   неадекватность взыскания содеянному;

)   слабое знание гражданами и должностными лицами законодательства об административных правонарушениях;

)   низкий авторитет правоприменительных органов.

При определении эффективности административной ответственности за земельные правонарушения целесообразно выяснять два вопроса: во-первых, степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние тенденции к изменению количества и качества правонарушений.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, то есть является преступлением.

В соответствии со ст. 170 Уголовным Кодексом РФ уголовная ответственность наступает за регистрацию незаконных сделок с землей. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной, либо обязательными работами.

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий в сфере земельных отношений: регистрации незаконных сделок, искажения данных кадастра, занижения размеров платежей. Совершение указанных деяний предполагает прямой умысел, корыстную или иную личную заинтересованность.

Субъективная сторона - прямой умысел, и предполагает корыстную или иную личную заинтересованность.

Помимо вышеназванной статьи уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства предусматривается в гл. 26 "Экологические преступления" УК РФ:

)   ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

)   ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

)   ст. 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

)   ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

)   ст. 254. Порча земли;

)   ст. 258. Незаконная охота;

)   ст. 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

)   ст. 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Основной связанной с земельными отношениями нормой является ст. 254 УК РФ. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами.

Порча земли должна быть результатом использования веществ, указанных в ст. 254 УК. Использование каких-либо других веществ исключает возможность применения ст. 254 УК независимо от характера наступивших в результате этого последствий.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" разъясняется, что причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам. Причинение вреда окружающей среде может выразиться в гибели диких животных и лесов, растений, загрязнении водных объектов и гибели водных биологических ресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п. С момента наступления одного из таких последствий преступление считается оконченным.

Объект преступления - земли любого назначения: сельскохозяйственных, населенных пунктов, лесного фонда и т.п.

Объективная сторона преступления - отравление, загрязнение, иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона. Нарушение правил обращения с указанными в ст. 254 УК РФ веществами может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, то есть ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...