Этап 1: выбор подходящей проблемы
Интеллектуальные информационные системы. Классификация ИИС. Экспертные системы – определение, состав, классификация. Технология разработки экспертных систем. Интеллектуальная информационнаясистема (ИИС) - комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи – осуществления поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке. ИИС являются разновидностью интеллектуальной системы, а также одним из видов информационных систем.
Классификация ИИС. Интеллектуальная информационная система основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритма решения прикладных задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователя. Для интеллектуальной информационной системы характерны следующие признаки: 1. Развитые коммуникативные способности; 2. Умение решать сложные, плохо формализуемые задачи; 3. Способность к самообучению; 4. Адаптивность; Каждому из признаков соответствует свой класс. Различные системы могут обладать несколькими признаками с различной степенью проявления. Полная классификация интеллектуальных систем Системы с интеллектуальным интерфейсом Интеллектуальная база данных, в отличии от обычных баз данных позволяет организовать выборку необходимой информации, не присутствующей в базе в явном виде, а выводимой из совокупности хранимых данных. ESI, естественно-языковой интерфейс применяется для доступа к интеллектуальным базам данных, контекстного поиска информации, голосового ввода команд, машинный перевод, контекстный поиск и т.д.
Гипертекстовые системы используются для реализации поиска по ключевым словам в текстовых базах данных и образуют сложную семантическую систему. Системы контекстной помощи являются системами распространения знаний и, как правило, являются приложениями к документации. Являются частным случаем естественно-языкового интерфейса и гипертекстовых систем. Содержат описание проблемы и производят поиск рекомендаций по решению данной проблемы. Системы когнитивной графики ориентированы на общение с пользователем при помощи графических образов, которые генерируются в соответствии с изменением параметров моделируемых процессов. Когнитивная графика позволяет в наглядном виде представить множество параметров, характеризующих предметную область, освобождает пользователя от анализа простейших тривиальных ситуаций, способствует быстрому освоению программных средств и т.д. Экспертные системы Как самостоятельное направление сформировались в конце 70-х гг. XX века. Предназначены для выдачи интеллектуальных советов и принятия решений в рамках определенной предметной области. Самообучающиеся системы Основаны на методах автоматической классификации ситуаций из реальной практики, либо на методах обучения на примерах. Примеры ситуаций составляют обучающую выборку, которая формируется в течении определенного периода времени. Элементы выборки описываются классификационными признаками. Стратегия I — обучение с учителем. Предполагает задание специалистом для каждого примера значений признаков, показывающих его принадлежность к определенному классу ситуаций. Стратегия II — без учителя. Система самостоятельно выделяет классы ситуаций по степени близости признаков. В процессе обучения автоматически строятся обобщающие правила и функции, которыми система в последствии будет пользоваться при интерпретации незнакомых ситуаций. Обобщающие правила образуют базу знаний, которая периодически корректируется, по мере накопления информации о ситуациях.
Индуктивные системы обобщают примеры на основе принципа индукции (от частного к общему). Обобщение сводится к классификации примеров о значимых признаках. 1. Выбор признака из заданного множества; 2. Разделение множества примеров на подмножества по значению выбранного признака; 3. Проверка принадлежности каждого подмножества к одному из классов; 4. Проверка окончания процесса классификации. Если какое-либо подмножество примеров принадлежит одному классу (то есть у всех примеров подмножества совпадает значение признака), то процесс заканчивается; 5. Для примеров или для подмножеств примеров с несовпадающими значениями процесс распознавания продолжается, начиная с шага 1. Нейронные сети являются образцом технологии, основанной на примерах. Понятие «нейронные сети» — это обобщенное название группы математических алгоритмов, способных обучаться на примерах, распознавая в последствии признаки встречных образцов и ситуаций. Как правило, используются при решении задач обработки сигналов, изображений, распознавания образов, прогнозирования. Нейронная сеть — это кибернетическая модель нервной системы, состоящая из большого числа сравнительно простых элементов (нейронов). Нейронные сети отличаются друг от друга способом объединения нейронов и методами подбора значений параметров соединений между нейронами. Системы, основанные на прецедентах. В базе знаний таких систем содержится описание конкретных ситуаций, которые называются прецедентами. Поиск решений осуществляется на основе аналогий и состоит из следующих этапов: 1. Получение информации о текущей проблеме; 2. Сопоставление полученной информации со значениями признаков прецедентов из базы знаний; 3. Выбор прецедента из базы знаний, наиболее близкого к проблеме; 4. Адаптация прецедента к текущей проблеме; 5. Проверка корректности каждого полученного решения; 6. Занесение детальной информации о полученном решении в базу знаний. Информационные хранилища отличаются от интеллектуальных баз данных тем, что представляют собой хранилище значимой информации, получаемой из оперативных баз данных.
Хранилище данных — это предметно-ориентированное интегрированное привязанное ко времени не изменяемое собрание данных, применяемых для поддержки процессов принятия управленческих решений. Технологии извлечения данных из хранилищ данных основаны на методах статистического анализа и моделирования, ориентированного на поиск моделей и отношений, содержащихся в совокупности данных Для извлечения информации используются специальные методы и технологии. 1. OLAP (O n- l ine A nalytical P rocessing) — предоставляет пользователю средства для формирования и проверки гипотез о свойствах данных или отношениях между ними на основе разнообразных запросов к базам данных; 2. Data Mining — отличается от OLAP тем, что кроме проверки предполагаемых зависимостей, способна самостоятельно генерировать гипотезы о закономерностях в базе данных и строить модели, позволяющие количественно оценивать степень взаимовлияния различных факторов на основе имеющейся информации; 4. Адаптивные информационные системы. Потребность возникает тогда, когда поддерживаемые ими предметные области постоянно развиваются и изменяются, в связи с чем необходимо удовлетворение следующих требований: они должны адекватно отражать знания о предметной области в каждый момент времени и должны легко и быстро модифицироваться при изменении предметной области.
Экспертные системы. Экспертные системы – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. Обобщенная структура экспертной системы.
· Пользователь — специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС. · Инженер по знаниям — специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик.
· Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов. · База знаний (БЗ) — ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором зыке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представлению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении. · Решатель — программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода. · Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?" Ответ на вопрос "как" — это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов цепи умозаключений. Ответ на вопрос "почему" — ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад. · Интеллектуальный редактор БЗ — программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок ("help" — режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой. Схема классификации Класс "экспертные системы" сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по различным критериям.
Технология разработки: Этап 1: выбор подходящей проблемы Он включает: определение проблемной области и задачи; нахождение эксперта, желающего сотрудничать при решении проблемы, и назначение коллектива разработчиков; определение предварительного подхода к решению проблемы; анализ расходов и прибыли от разработки; подготовку подробного плана разработки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|