Один и тот же глагол «заправиться» здесь равноценно обозначает «питаться» и «пить алкоголь».
Это смешение понятий и стабильное мелькание указанной темы в кадре приводят к тому, что алкоголь неразрывно связывается с питанием и таким образом становится тоже некой обыденной потребностью в рамках нормы.
Это лишь малая часть. На протяжении видеоряда тема появляется в огромных объемах. Могу также предположить, на что еще рассчитано присутствие алко-темы в этом мультфильме. Родители, смотрящие этот мультфильм вместе с ребенком, прекрасно улавливают нужные параллели и стереотипы, и, посмеявшись, к примеру, какой-либо комичной аналогии, сопоставив ее со случаем из реальности, они тем самым поддерживают это продвижение алкоголя и дают своему ребенку невербальный сигнал своего одобрения темы. Таким образом, ребенок перенимает оценку своих родителей.
Сексуальный подтекст и «легкие отношения» Не обошлось и без сексуального подтекста, легко идентифицируемого для взрослого. Также, как и с алкоголем, вполне возможна невербальная передача узнавания-одобрения от родителя ребенку. Либо это представлено в качестве тематики к запоминанию ребенку на будущее, на вырост. И сигналы будут накапливаться при просмотре аналогичной информ-продукции – а в мультфильмах и фильмах «Дисней» сексуальный подтекст всегда на месте, открыто или сублиминально. Это «крючок» для постепенного насаживания человека на прорабатываемый индустрией культ темы, с самого детства. Одна метафора появляется в эпизоде посиделок у костра: Харви: «На свадьбу я подарил набор белоснежных колес». Винни: «В медовый месяц резину налысо стерли». [У всех реакция шока.] Винни: «Об асфальт». Довольно прозрачно для взрослого человека. И, как было сказано, делается большой акцент на «легких отношениях»:
Плюшка: «Зови мня Плюшкой, все друзья меня Плюшкой зовут» Дасти: «То есть мы с вами..» Плюшка: «С тобой» Дасти: «..уже» Плюшка: «А чего ждать?» Дасти: «..как бы дружим» Плюшка: «Отпад!» [заигрывающее рычание] ———- Плюшка: «Дасти, приземляйся! Я полосу пригрела». Обнимает его какой-то механичеcкой частью. На удивление Дасти отвечает: «Да, свои». (имеется в виду — «натуральность» частей тела) ———- Плюшка на празднике на базе отдыха: «Ох самое то для первого свидания: бесплатные напитки, свободные номера». ———- Министр спрашивает Спиннера о состоянии фауны заповедника. Спиннер отвечает: «А, фауна! До вечерочка потерпите? Будет полно светских львиц». ———- Эпизод «съема» в сериале: Полицейский спасает даму: «Всё хорошо, милая?» Второй полицейский: «Приветик» Дама: «Теперь даже очень». Второй полицейский: «Отлично! Главное, у неё есть подружка» Технократизм и потребительство Главный герой мультфильма Дасти сталкивается со случаем, подобный которому вполне мог произойти в реальной жизни. Зрителю адресована ясная аналогия: герой занимался спортом, не жалея «здоровья», и столкнулся с неисправностью (= болезнью), которая преградила ему путь к дальнейшим занятиям спортом. Модификация проблемы Дасти (поломка, надежда на замену запчасти, разочарование и пр., и неожиданный ремонт в итоге) изображается вкупе с прохождением героем благородного пути (становление профессиональным пожарным), что как бы связывает указанную проблему Дасти и ее разрешение с прогрессированием героя (*упоминавшаяся позитивная тема незацикленности!). Таким образом, история оставляет впечатление присутствия логики и морали. Однако кое-что кардинально меняет эту позитивную идею. На самом деле, драма Дасти с поломанной коробкой приводов – со всеми проводимыми аналогиями между технологическим мультяшным миром и миром реальным, со всеми переживаниями главного героя и параллельно совершенным подвигом – совсем НЕРАВНОЦЕННА драме, которая могла бы происходить в реальной жизни.
Суть в том, что Дасти как механизм мог быть отремонтирован в любой точке сюжета. Стоит обратить внимание, что герой со смехом говорит, когда впервые узнает о своей неисправности: «Сложно, что ли, запчасть в интернете купить?» И хоть потом зрителя и проводят через разные сюжетные перипетии, Дасти со своим прагматическим замечанием в итоге оказывается в общем-то прав! Не один механик (Доти), так другой (Мару) чинит героя. Несмотря на то, что тема благородства и подвига в мультфильме очень хороша и важна, да и все позитивные идеи здесь очень хорошо собраны, этот ремонт, разрешающий центральную проблему, не имеет прямой взаимосвязи с качественными изменениями в герое, с изменением его жизни, что было бы отражением в м/ф принципов реального мира. Взаимосвязь лишь в том, что, став пожарным, Дасти познакомился с нужным специалистом (Мару). Однако создателями «замыливается» отсутствие прямой взаимосвязи, и «звенья», не находящиеся в одной логической цепочке, преподносятся зрителю как предпосылка и разрешение. *справедливым будет сказать, что мультфильм технологической тематики, вероятно, и не может преподнести подобное: работающую над собой машину, «человечно» разрешающую свои проблемы. И это было бы точно подменной идеей. Но раз уж выпущен такой мультфильм с как бы возвышенной, «кристальной» моралью… Что происходит в этой истории: Дасти неисправен, ему нельзя использовать полную тягу, он это в кульминационный момент делает, ломается, казалось бы, окончательно, потом ремонтируется механиком и снова живет как жил, только еще более самореализованным, успешным и с более громкими фанфарами вокруг – с полученной отличной профессией, что выдвигается как причина «исцеления». Эта одобряемая создателями установка скрыто включает идеи потребительства и философию технократизма (упор на совершенство технологий и ущербность, несовершенство природы человека). Вот «переносимость» такого принципа в жизнь на банальном примере: Некий человек ест слишком много конфет, и у него появляется кариес. Человек «чинится» у стоматолога – да, но если он не извлечет из произошедшего какой-то вывод о себе и так и продолжит воспроизводить причину «неисправности» (как делает Дасти!), т.е. снова начнет поедать килограммами конфеты (= использование «полной тяги», когда этого нельзя делать), то никто, никакие технологии в лице передовой медицины или кого бы то ни было, ему не помогут, кроме самого себя – чтобы остановиться и поменять свои установки и больше не создавать свою болезнь.
Но технократический путь подразумевает, что человеческая природа несовершенна, поэтому не стоит ей доверять, а лучше устремить внимание на взращивание технологий для любой помощи человеку. И вместо выявления причин, почему, во взаимосвязи с чем у человека что-то «ломается», почему появляется кариес, болит сердце, ломаются кости и пр., начинается в некотором смысле спор с природой. «Технократизированный» человек не задумывается, что, похоже, чего-то не стоит делать (есть тонны конфет или изнашивать организм чрезмерными физическими нагрузками), а ставит совершенные технологические «подпорки» везде, где это, как ему кажется, нужно. В технократической философии заключается античеловечность в том смысле, что использование технологий оказывается на первом плане, а совершенствование себя и своей жизни, разумность поведения, ответственность за свои действия, духовность (– чему на самом деле следовало бы учить детей через информационную продукцию) – лишнее и ненужное. «Самолеты: огонь и вода», проводя параллели с реальностью, скрыто внедряют эту идею технологического потребительства и подпорки для «жизни на всю тягу», идею «ремонта» без взаимосвязи с работой над собой. Так что, «Самолеты: огонь и вода» — это своего рода зерно технократической философии для детей.
Человеческий череп с двумя перекрещенными ключами, которые здесь в роли костей. Это тоже поддерживает тему технократизма против человечности. Для создателей настолько важна эта манифестация, что татуировка у Дасти нарисована и с левой стороны, и с правой:
Когда Дасти в кадре, череп таким образом тоже всегда в кадре, это сообщение к усвоению, которое проносится положительным героем от начала до конца истории. Тату также напоминает пиратский знак, представляющий символ анархии, и по смыслу это дублируется с анархичным поведением героя, что снова меняет суть его благородного пути. Анархичность как позитивное качество Во время учебы главному герою мешает такое качество как анархичность, это акцентировано демонстрируется, Дасти самонадеян и постоянно действует, не слушаясь наставника, от чего попадает в неприятности, но, как это бывает в Диснеевских продуктах, деструктивное качество никак не исправляется, «замыливается» и позитивно проводится к финалу как оно есть. В м/ф есть чёткая помеха к проявлению анархичности Дасти – это Винт с учительскими наставлениями. И что же в итоге: помеха устраняется сюжетом (Винт получает неисправности во время финального пожара и отправляется в аут), после чего главный герой берет инициативу и при этом уже проявляет своё качество свободно, без каких-либо наставлений со стороны, их некому давать. Продолжая быть анархичным, ведя себя точно так же, как и раньше, Дасти почему-то уже минует прежние неприятности. Он успешно тушит пожар и без советов Винта. Таким образом, создатели дают зеленый свет: анархичность и непослушание учителю это как бы в порядке. Из-за этого суть благородного пути Дасти вновь меняется, получается, что он не преодолевает негатив в себе, который мешал ему, он просто оставляет всё как есть. Это вполне можно идентифицировать как внеочередной поклон Диснея в сторону эскапизма. Зачем что-то менять в себе, можно оставить все как есть. Дальше – хуже. Саморазрушение как благо Выше уже говорилось о продвигаемой мультфильмом позитивности технологического потребительства, технократической философии. В м/ф эта идея плотно связана с другой, еще более базисной темой. Вкупе с постоянным мельканием алкоголя и парой отчетливо странноватых моментов, о которых ниже, мультфильм представляет идею саморазрушения как блага: · Самое основное, что благодаря ремонту (= технологическое потребительство) Дасти может продолжать жить «на всю тягу» (= активно насаждаемые маркетинговым миром лозунги «бери от жизни всё», «живи на полную» и пр.) – и тем самым перед нами представлена тенденция позитивности саморазрушения, в виде этой веры в принцип технологической поддержки «полной тяги». Это принцип, который в нашей реальности внедряется маркетинговым миром, где услуги, технологические «пилюли» и игрушки обширно предлагаются как наивысшее благо, подпорка и исцеление в противовес ответственной работе с первопричиной – работе над собой. В итоге, глубинная идея такова, если технология поддерживает волшебным «костылем» любое отрицание и движение против своей человеческой природы (т.е. саморазрушение), то как бы почему бы и нет? Используй всю тягу, технология починит тебя, пей алкоголь, технология поставит тебе новую печень, разрушай свое здоровье, технология даст тебе новые ноги, руки и т.д. Человеческая природа – пыль, ничто, технократизм наше всё.
· На доске почета у мультяшных пожарных находятся только мёртвые герои (погибшие в пожарах и во время других несчастных случаев (вертолет-актер Ник Лопез). История рассказывает об опасной профессии – да, но ведь ничто не мешало изобразить на доске почета героев, отличившихся в работе, ветеранов дела и т.д. или и отличившихся выживших, и погибших. А здесь это ТОЛЬКО погибшие, исключительно. При этом герой Мару, посвятивший зрителя в тему с мертвыми на доске почета своим монологом, довольно радостно, даже кровожадно фотографирует Дасти на эту доску перед его первым вылетом на тушение пожара. · В эту же копилку темы саморазрушения чрезвычайно странная, выглядящая неуместной история от пожарного вертолета Ветродуя в качестве тоста: «Порше-койот ехал всю ночь и весь день к подножию коптящей горы. Подъем был труден, но он поднялся и добыл огонь и повез его первым. Но в пути опалил он покрышки и когда увидел койот свои обожженные покрышки, то проснулся в нем неистовый аппетит, и он пожрал их и узнал, что они еще полны жизни. И вот так он отпустил прошлое и обновил себя, как землю обновляет огонь». То есть пожирание себя (саморазрушение) представляется как обновление (благо). И герои поднимают бокалы за эту историю, говоря, что пьют ЗА СЕБЯ – таким образом, за саморазрушающихся себя! Итого мы получаем неутешительную деструктивную цепочку: алкоголь как норма + анархичность и непослушание + мертвые в высоком почёте + саморазрушение это мы + жизнь на всю тягу + технологическое потребительство. В общем и целом, похоже на памятку для самоубийцы. Позитивность вторжения? Дополнительным пунктом отмечу присутствие в мультфильме (*американском мультфильме) индейца, который вызывает ожидаемое беспокойство. Линия с вертолетом Ветродуем опять же вызывает мысли о «позитивности вторжения», слияния с врагом, что проводилось к восприятию через популярный мульт на индейскую тему – «Покахонтас». Помимо жутковатого тоста, о котором было выше, и помимо того, что основная его роль - это демонстрация как бы забавной индейской духовности (герой на потеху остальным предсказывает надвигающиеся пожары), Ветродуй примеряет новомодные очки в одном моменте. И это довольно «запятнанная» исторически картинка: индеец и товар. Кстати, герой MARU, проповедующий мудрые улучшения, и решающий проблему главного героя, во время мрачного тоста единственный вовсю улыбается, демонстрируя свою радость «саморазрушению как благу», и во время примерки очков индейца тоже рядом, готовый подтвердить пригодность товара, что навевает определенные мысли, например, о государстве, где создаются информационные продукты, намеренно внушающие деструктив в детские головы. ———————————————————————————————————- В общем и целом, мультфильм «Самолеты: огонь и вода» вызывает особое сожаление — о том, что по-настоящему хорошие темы (подвиг, самоотдача, прогрессирование, дружба), которые так отчаянно нуждаются в адекватном отражении в культуре вообще и в детской продукции в особенности, замешаны здесь с деструктивными идеями, и это происходит таким образом, как если бы вам предложили кофе с мышьяком или кекс, начиненный червями, что поначалу вызывает острое намерение вытащить съедобные части для употребления, но в итоге все же приходится признать, что как целое продукт испорчен, и есть его нельзя. Наркотики Во многих сценах демонстрируется или обсуждается распитие алкоголя, продвижение алкоголя как нормы. Секс Сексуальный подтекст в сцене у костра (замечание Харви и Винни о медовом месяце), многочисленные намеки на «легкие» отношения. Насилие Изображение ряда моментов опасности. Поломка и падение героя во время полета, пожары, угрожающие героям. Непослушание героя учителю угрожает его жизни и жизни учителя. Одна сцена с каннибалистическим комментарием (речь Ветродуя у костра). В целом - продвижение мультфильмом саморазрушающего поведения. Мораль Положительные стороны: мультфильм показывает важность труда на благо других, важность командной работы и взаимовыручки, герои подают положительный пример, не позволяя серьезной проблеме сломить се6я, история утверждает значимость личностного прогресса. Отрицательные стороны: мультфильм укрепляет стереотипы о норме проведения досуга за алкоголем, несколько сцен выставляют пожилого героя в уничижительном и насмешливом свете, обширно используются намеки на легкие отношения как некий стандарт (включая появление сексуального подтекста в одной сцене), мультфильм продвигает потребительское отношение к здоровью, анархичность поведения и в целом подводит к саморазрушению как норме. Евгения Кумрякова
«Свинка Пеппа»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|