История возникновения иконописи
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхъестественных зрелищ»), выработали жесткую систему их написания - иконографический канон. По легенде, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богородицы евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Задолго до Крещения на Руси была и высокая духовная культура. В «Истории культуры Древней Руси» сказано: «Богатейший фактический материал свидетельствует о высоте и самостоятельности древней русской культуры и ее быстром прогрессе». В «Истории древнерусского искусства» сказано: «Истоки ее восходят к предшествующей художественной культуре восточнославянских племен… Ко времени образования Древнерусского государства, во второй половине IX века, у восточных славян уже сложились глубокие разветвленные художественные традиции. Поэтому с первых шагов мастера древнерусского искусства могли создавать выдающиеся произведения». Академик Д.С. Лихачев писал: «Русской культуре значительно больше тысячи лет. Она одного возраста с русским народом, с украинским и белорусским. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке». Б.А. Рыбаков писал так: «Истоки русского народного искусства уходят в глубину тысячелетий. Ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития».
В Древней Руси задолго до ее христианизации существовала скульптура, изделия резчиков по дереву и камню, которые изготавливали статуи ведических богов: Перуна, Хорса, Велеса, статуэтки разных божков – покровителей семейного очага. На берегу реки Буш, которая впадает в Днепр, была обнаружена одна из сложных скульптурных композиций: барельефное изображение мужчины, который молится перед священным деревом. Изображен также сидящий на дереве петух. Это изображение содержится на камне пещеры. В «Истории древнерусского искусства» сказано: «В народном искусстве языческой Руси, в монолитных столбообразных, лаконических объемах деревянных идолов уже выражалось развитое чувство крупной пространственной формы».
Там же говорится: «В IX веке сложилось мощное Древнерусское государство. Архитектура этого государства была дальнейшим развитием архитектуры восточных славян предшествующего исторического периода на новой социально-экономической базе и на основе нового этапа развития их культуры. Только большая накопленная веками культура восточных славян делает понятным блестящее развитие древнерусской каменной архитектуры Х – XI веков – времени расцвета Киевской Руси».
Заключение: Мир древних славян, является особенной страницей в нашей истории, так как остатки языческой культуры можно встретить и сейчас. Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это часть огромного комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов. Исследователи не раз обращались к изучению особенностей русского язычества. Этой проблеме посвящены работы таких авторов как Е.В.Аничков, А.Н.Афанасьев, Н.М.Гальковский, Б.А.Рыбаков, С.А.Токарев, В.Н.Топоров, Н.И.Толстой, Г.А.Носова и др. В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первый из них - языческий или дохристианский - начался в период образования русского этноса и закончился в X веке крещением Киевской Руси. Однако еще до образования Киевского государства славяне уже имели свою историю и заметные достижения, как в материальной, так и в духовной культуре. У них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, сформировались строго соблюдаемые ритуалы.
Язычество прошло долгий путь развития и было естественным образом жизни, сводом норм поведения и законом, религиозным мировоззрением древних славян. Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся веками, не могли бесследно исчезнуть сразу после введения новой веры. И после принятия христианства на Руси язычество не исчезло, и до сегодняшнего дня встречаются его отголоски в современной русской культуре и повседневной жизни. Мы печем блины, провожая Масленицу, рассказываем сказки о Бабе Яге, прыгаем через костер и ищем цветущий папоротник в ночь на Ивана Купалу, чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения, загадываем желания, сидя между тезками, на свадьбах бьем посуду «на счастье», считаем, что нельзя здороваться или передавать что-то через порог, стараемся первой запустить в новый дом кошку, гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монетку…
Список литературы:
· Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения). — ISBN 5-85759-018-3. · Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. — М.: Наука, 1974. · Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. · Ловмянский Г. Религия славян и её упадок / Пер. с польского М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проспект, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7331-0045-1. · Язычество / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 616–619. — ISBN 978-5-7133-1380-7. · Боги / Топоров В. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 204–215. — ISBN 5-7133-0704-2.
· Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. — М.: Индрик, 2003. — 624 с. — (Традиционная духовная культура славян / Современные исследования). — ISBN 5-85759-236-4. · Славянская мифология и религия славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. · Слухай Н. В., Мосенкіс Ю. Л. Мовна символіка і міфопоетика текстів Тараса Шевченка. — К.: Видавничий дім А + С, 2006. — 164 с. (укр.) · http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/rus-do-kreschenija.html · 1. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. - М., 1996; · 2. История России. Киевская Русь /Вернадский Г.В./ · 3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., ВЛАДОС, 1995. · 4. История России /А.С. Орлов, В.А. Георгиев/ · 5. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М., 1987, том 1. · 6. Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.-М., 1999. · 7. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М., 1992. · 8. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987. · 9. Сквозь века - М., 1986. · 10. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996.
Приложения: Приложение 1. Бог Перун
Приложение 2 Бог Велес (за фигурой лежащего татарина)
Приложение 3 Дажбог
Приложение 4 Лада
Приложение 5 Хорс
Приложение 6 Главные идолы Славян
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|