Психология социального управления
Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом осуществляется на основе взаимосвязанных идеологических, политических и экономических концепций, всестороннего учета социально-психологических закономерностей. Социальное управление в широком смысле - органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие. Социальное управление в узком смысле - осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели.
Цель - обеспечить прогрессивное развитие общества и его подсистем на основе определения критериев и показателей социального развития общества, установления этапов и средств достижения планируемых его состояний. Социальное управление имеет многоуровневую структуру. Эффективность социального управления зависит от учета интересов и воли всех социальных групп общества. Задача – стимулирование активной социально положительной деятельности всех членов общества через формирование соответствующих потребностей и мотивов поведения, приоритета социальных ценностей. Демократически ориентированное социальное управление призвано обеспечить социальную защищенность личности, реализацию ее основных прав, оптимального уровня жизни, необходимого для развития личности. Социальное управление осуществляется системой социальных организаций – целевых социально-функциональных образований: политических, правовых, хозяйственно-производственных, оборонительных, культурных, образовательных и др.
Социальное управление состоит из ряда циклов: социальное прогнозирование – социальное проектирование – социальное планирование – социальное регулирование – итоговый результат и его адекватная оценка. Доминирующими субъектами социального управления в нашем обществе пока еще остаются органы государственной власти и отдельные политические лидеры. От их управленческой и человековедческой культуры зависит социальный прогресс общества. Поэтому психология социального управления близка к психологии политического управления. Важнейшими функциями профессионального руководства, как известно, являются: планирование, организация, контроль, принятие решений, социальное развитие, стимулирование и мотивация (понимаемые как побуждение работников, их своевременное поощрение и наказание).
Социальная технология – механизм социального управления, основанный на формализации объекта социального управления, вычленении строго необходимых операций и процедур для достижения положительных изменений в этом объекте. Для этого необходимо исследование структуры объекта управления, четкое вычленение его элементов, выявление закономерностей их функционирования. Социальноепространство – это поле взаимодействия общества и личности, обеспечивающее удовлетворение культурных, духовных и материальных нужд личности, реализующее демократические основы гражданского общества. Социальная психология управления - отрасль психологической науки, изучающая личность и группы в социальной системе управления. Социальная психология управления упорядочивает противоречивое взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами для их совместной реализации. Социальная психология управления обеспечивает регуляцию социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, содержание и интенсивность деятельности.
Объект социальной психологии управления - совместная деятельность коллективов и групп людей по созданию материальных и духовных ценностей, нуждающаяся в организации и управлении. Субъект социальной психологии управления - руководитель и другие носители тех или иных социально-психологических функций.
Среди психологических аспектов социального управления огромную роль имеет вклад руководителя (его функции, авторитет), или даже лидера в сам процесс управления. Социальная роль личности - соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, в коллективе. Повседневно выполняя основные управленческие функции -обучения, воспитания, сплочения коллектива и другие, руководитель, правильно оценив ситуацию в коллективе и учтя индивидуальные особенности людей, может выступать в различных ролях, например, педагога, политика, советчика, критика, артиста, полномочного представителя, следователя, психотерапевта и т.п. Несмотря на значимость отдельной личности многое зависит от самого коллектива. Социально-психологические признаки коллектива: единство целей; совместная деятельность по достижению этих целей; организационная структура; морально-психологический климат. Эти признаки находятся в системной зависимости друг от друга. Отсутствие или неполное проявление любого из них разрушает систему, и создание коллектива становится проблематичным или невозможным.
Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления: 1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда. 2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности. 3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.
(далее чем важна психология в это сфере) Социально-психологические методы воздействия на объект - такие методы воздействия субъекта управления на объект управления - трудовые коллективы и отдельных работников, которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности. Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами.Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлений. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).
Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. Социально-психологический принцип руководства людьми состоит в том, что оно должно быть оперативным и психологически эффективным по своему воздействию на личность подчиненных, что достигается четким определением задачи и целей деятельности, с учетом возможностей подчиненных и объективных показателей их поведения и труда. В этом аспекте особенно велика значимость управленческой этики и моральных факторов стимулирования. Управленческая этика - моральные принципы деятельности работников управленческого труда. Моральные факторы стимулирования - гласность поощрения, положительная оценка работы подчиненного, простота общения руководителя и его доступность для подчиненных. Анализ социального конфликта - вид управленческой деятельности по изучению конфликтной ситуации. Этика поведения руководителя в ситуациях конфликта с подчиненными состоит не в том, чтобы избегать их, а в том, чтобы, разрешая тот или иной конфликт, критикуя подчиненного, не разрушать личный контакт с ним, оберегая личное достоинство человека. Тип или стиль руководства представляет собой одну из важнейших социально-психологических характеристик руководителя как субъекта управления трудовым коллективом, и не случайно интерес исследователей к изучению этой проблемы не уменьшается Стиль управления - совокупность типичных для руководителя способов взаимодействия с подчиненными и коллегами. Основные стили управления: авторитарный, либеральный и демократический. Стиль управления является индивидуальной характеристикой управленческой деятельности руководителя и зависит от особенностей мышления.
Стиль управленческого мышления - совокупность типичных взглядов, ценностей, норм руководителя по отношению к характеру, принципам, задачам взаимодействия с работниками. Тип руководства (типический стиль руководства) - комплекс характеристик управленческой деятельности, которые являются общими для определенной группы руководителей. Тип руководства отличает эту группу руководителей от других, объединенных иными наборами характеристик деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|