Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя информационная среда бизнеса




 

Информационная среда современного бизнеса достаточно разнообразна. Рассмотрим ряд ключевых компонентов ее внешней составляющей, стимулированных проникновением интернет-технологий в бизнес.

Наиболее значимым фактором ускорения являются методы и средства электронной коммерции. Кроме того, развитию бизнеса существенно способствуют новые информационно-аналитические решения и продукты, такие, как интернет-порталы и интернет-сайты, электронные издательства и библиотеки, справочно-информационные и аналитические системы и рейтинговые системы бизнеса.

Охарактеризуем вначале разнообразие сообщений, составляющих внешнюю информационную среду бизнеса, выделяя те их свойства и особенности, которые важны для обеспечения высокого качества решений, принимаемых предпринимателем. Прежде всего, все множество таких сообщений нужно разделить на сообщения направленные и ненаправленные.

Направленные сообщения формируются и передаются их источниками (авторами) непосредственно в адрес данного предпринимателя. Примерами таких сообщений могут служить телефонные звонки, сообщения, поступающие в личных беседах, письма, поступающие в адрес предприятия и т.п. Формирование и передача направленных сообщений служат достижению каких-то целей их отправителей. Очевидно, что общей характеристикой этих целей может служить стремление к получению той или иной выгоды отправителем сообщения за счет (или с помощью) адресата. Отсюда следует, что важнейшими характеристиками направленных сообщений выступают их истинность или ложность, с одной стороны, и степень доверия предпринимателя-адресата к источнику сообщения, с другой.

Важность именно этих характеристик направленных сообщений обусловлена тем, что от них зависят издержки предпринимателя при использовании получаемых сообщений. Если предположить, что все направленные сообщения являются истинными, то издержки на их получение являются минимальными и сводятся к затратам на поддержание в рабочем состоянии средств связи. Если же поступающие сообщения квалифицируются как потенциально ложные, т.е. воспринимаются как вероятная дезинформация, в состав соответствующих издержек должны включаться и затраты на проверку истинности сообщения, что, как правило, резко увеличивает общий объем затрат. При этом, очевидно, действует простая закономерность: чем выше уровень доверия к источнику сообщения, тем ниже издержки на проверку истинности последнего. Поэтому сегментация внешней информационной среды по уровню доверия к источникам поступающих направленных сообщений выступает важным способом ее организации со стороны предпринимателя, одним из средств повышения качества принимаемых решений и снижения издержек управления.

Ненаправленные сообщения характеризуются тем свойством, что формируются автором в расчете на восприятие не какого-то одного конкретного получателя, а целой их группы, потенциально – всех, кого может достичь такое сообщение. Примерами ненаправленных сообщений служат газетные публикации, реклама в средствах массовой информации, издание сводов законов и инструкций и др. Если цели формирования и передачи направленных сообщений связаны с получением выгоды их автора непосредственно от адресата или с его участием, то для ненаправленных сообщений такой мотив в явном виде отсутствует. Как правило, свою экономическую выгоду автор сообщения получает не прямо от потребителя информации, а от организации, распространяющей ненаправленные сообщения – редакции газеты, книжного издательства и т.п. В этой связи, однако, неверно было бы утверждать, что степень истинности ненаправленных сообщений априори выше, чем направленных: общеизвестны примеры ложных сенсаций, когда автор просто придумывает некоторое сообщение, чтобы подороже его продать в соответствующее СМИ. Тем не менее, в массовом восприятии уровень доверия к сообщениям в средствах массовой информации в силу именно их ненаправленности, т.е. отсутствия прямой заинтересованности автора сообщения в получении дохода от вполне определенного адресата, достаточно высок.

На этом факте базируется такое широко распространенное явление, как мимикрия направленного сообщения под ненаправленное. «Банковские информационные войны» образца зимы–весны 1998 г. – типичный пример такой мимикрии.

Значимая особенность ненаправленных сообщений заключается в том, что для их получения предприниматель должен совершить некоторые действия поискового характера (или оплатить такие действия другому лицу или организации). Другими словами, получение ненаправленных сообщений требует, как правило, относительно больших издержек по сравнению с сообщениями направленными (если последние не являются информационным продуктом, специально заказанным и оплаченным получателем).

В этой связи полезно разделить сообщения на инициативные и заказные. Инициативные сообщения адресат получает пассивно, по воле и желанию их отправителя. Появление заказных направленных сообщений, напротив, инициируется их адресатом, их содержание призвано восполнить недостающие сведения о тех или иных процессах и явлениях, которые представляются предпринимателю важными для принятия решений и ведения своего бизнеса.

Следующей важной характеристикой сообщений, составляющих внешнюю информационную среду бизнеса, является ожидаемый источником сообщения характер воздействия на получателя. По этому признаку сообщения можно подразделить на побуждающие к действию и информирующие.

Сообщения, побуждающие к действию, в свою очередь, могут подразделяться на стимулирующие и предписывающие. Стимулирующие сообщения содержат сведения, открывающие для адресата новые возможности в его бизнесе, или, более точно, сведения, говорящие о том, как и где можно получить такие возможности. Типичные примеры стимулирующего сообщения – рекламный текст или предложение заключить какую-либо сделку (оферта). При этом решение о том, реализовать ли предлагаемые возможности или не реализовать, остается за адресатом и определяется его оценками выгод и издержек, связанных с откликом на предложение, покупкой рекламируемого товара и т.п. Решение о реализации возможности, очевидно, принимается, если его выгодность больше выгодности отвержения предложения.

Предписывающие сообщения, по идее, ограничивают свободу выбора предпринимателя, оставляя ему либо единственный способ действий, либо узкий набор вариантов. Примером могут служить различные инструкции – по ведению бухгалтерского учета, уплате налогов и т.п. Однако и в этих случаях на практике перед предпринимателем имеется возможность выбора – следовать подобному предписанию либо пренебречь им. При таком выборе, как и в первом случае, происходит сравнение выгод и издержек по соответствующим вариантам, и определяющим фактором выступает размер санкций за нарушение предписания с учетом вероятности их наступления.

Информирующие сообщения непосредственно не предполагают выработку у их получателя какой-либо определенной реакции в форме действия (или отказа от него), хотя, в конечном счете, и сказываются на принятии решений. Примером могут служить сообщения об изменениях цен, действиях конкурентов и т.п. Таким образом, разграничение побуждающих и информирующих сообщений связано не столько с их содержанием или формой выражения, сколько с намерениями автора (источника) сообщения. Это обстоятельство важно в связи с квалификацией побуждающих и информирующих сообщений по признакам их истинности или ложности, с одной стороны, и уровня доверия к источнику сообщения, с другой.

Существенной чертой информирующих сообщений выступает их характеристика как фактических либо аналитических. Первые содержат преимущественно «первичные» необработанные данные, правдиво (или же искаженно) сообщают о параметрах тех или иных процессов или явлений. Извлечение из этих данных полезной для предпринимателя информации требует от него затрат усилий и времени, однако позволяет извлечь именно ту информацию, которая представляется ему существенной (если, конечно, такая информация действительно содержится в полученных данных). Аналитические сообщения вместо (или вместе с) первичных необработанных данных включают в себя в сущности те выводы из этих данных, которые сделал автор сообщения, проведя их анализ, обобщение и сопоставление с другими данными. Очевидно, аналитические сообщения потенциально гораздо более ценны, чем фактические, при условии, что аналитик поработал с исходными данными именно в том направлении и решал именно те задачи, которые соответствуют устремлениям получателя сообщения, не преследуя при этом целей сознательной дезинформации адресата.

По своему содержанию сообщения, составляющие внешнюю информационную среду бизнеса, распадаются на классы, охватывающие:

- информацию о рынках;

- информацию о правилах хозяйственного поведения;

- информацию общеэкономического и общеполитического характера.

Сообщения о рынках, на которых оперирует или собирается оперировать предприниматель, могут характеризовать все значимые элементы рынка: продаваемые на рынке товары, их потребительские свойства (включая товары производственного назначения), цены, особенности производителей, включая данные об их издержках, намерениях и т.п., уровень и характер конкуренции (как производителей, так и потребителей). Все эти данные могут иметь как актуальный характер, отражая текущую ситуацию, так и относиться к прошлым и будущим моментам и периодам времени. Кроме того, они могут быть фактическими или аналитическими.

Сообщения о правилах хозяйственного поведения распадаются на две большие группы:

1) официальные документы – законы, кодексы, указы, постановления, инструкции и т.п., принятые органами государственной власти и управления, а также приказы и распоряжения собственника предприятия (если он не является непосредственным руководителем последнего), соответствующие упомянутым официальным нормативным документам;

2) сообщения о неформальных правилах хозяйственных действий, зачастую выходящих за рамки, очерчиваемые нормативно-правовыми актами. Такого рода сообщения чаще всего имеют устный, направленный и конфиденциальный характер, давая их получателю знания, позволяющие повысить эффективность бизнеса посредством нарушения или «обхода» действующих нормативных официальных правил.

Сообщения общеэкономического и общеполитического характера представляют собой, как правило, ненаправленные сообщения средств массовой информации, а также разнообразные направленные (адресные) устные неофициальные сообщения – слухи, сплетни, частные беседы и т.п. Их роль в информационном обеспечении бизнеса весьма велика, поскольку такого рода сведения могут использоваться (и используются) как при принятии текущих, оперативных решений, так и при выработке стратегий бизнеса. Например, систематически циркулирующие сообщения, подтверждающие политическую неопределенность ситуации в стране, выступают одним из важнейших факторов, обусловливающих стратегическую ориентацию многих предпринимателей на вывоз капитала в политически стабильные страны.

Приведенные общие классификационные признаки сообщений, составляющих внешнюю информационную среду бизнеса, являются относительно независимыми друг от друга, вследствие чего на их основе возможно построение различных комплексных классификаций, или типологий сообщений. Разумеется, возможно и углубление ряда из этих классификаций. Например, пересечение группы аналитических сообщений с группой сообщений о рынке позволяет получить классификацию информационно-инфраструктурных видов деятельности. К ним относятся:

- информационно-аналитическая деятельность, заключающаяся в сборе и обработке финансово-экономической информации и производстве таких информационных продуктов как индикаторы состояния рынков, обзоры динамики цен, аналитические отраслевые обзоры и т.п.;

- маркетинговая деятельность, заключающаяся в проведении исследований состояния конкретных рынков для определенного заказчика с целью выработки рекомендаций по увеличению объема продаж или для достижения иных его целей;

- рекламная деятельность и оказание услуг в области связей с общественностью (public relations, сокращенно – PR, Пи-Ар), заключающаяся в ознакомлении потенциальных потребителей с достоинствами определенной продукции или фирмы, в выработке у потребителей устойчивого положительного образа (имиджа) продукции или фирмы;

- аудиторская деятельность, заключающаяся в осуществлении независимой (вневедомственной) проверки финансово-бухгалтерской и иной хозяйственной деятельности фирмы с целью подтверждения ее достоверности; эта деятельность может осуществляться как по заказу самой фирмы, так и по решению ее внешнего собственника;

- консалтинговая деятельность, заключающаяся в выработке рекомендаций для заказчика в самых различных сферах его деятельности – от помощи в вопросах выбора офисного оборудования до формирования направлений стратегии фирмы;

- рейтинговая деятельность, заключающаяся в формировании сравнительных индикаторов надежности и качества финансовых инструментов, кредитно-финансовых организаций и т.п., позволяющая хозяйственным субъектам лучше ориентироваться в данном секторе экономики; сам факт присвоения определенного рейтинга, осуществленного известным и пользующимся доверием рейтинговым агентством служит зачастую показателем качества банка или ценной бумаги.

Наконец, последней важной группой классификаций сообщений внешней информационной среды выступает характеристика их источников. Во-первых, здесь можно выделить официальные и неофициальные сообщения. Источниками официальных сообщений выступают как органы государственной власти и управления, так и негосударственные организации. Официальность сообщения означает, что его автор готов в любых ситуациях подтвердить истинность (правильность) сообщенных сведений. Иными словами, официальность сообщения в принципе означает его достоверность. К сожалению, как показывает практика, официальные сообщения нередко оказываются, мягко говоря, неточными. Неофициальные сообщения же в принципе не предполагают возможности подтверждения их авторами правильности сказанного в случае возникновения, например, ущерба у того, кто воспользовался информацией, содержащейся в таком сообщении, и на ее основе принял соответствующее решение. Вместе с тем, неофициальные сообщения бывают и более точными и правдивыми, чем официальные.

Во-вторых, сообщения могут быть разделены на сообщения, исходящие от государственных структур, негосударственных юридических лиц и частных лиц. Эта классификация имеет значение для оценки как возможной достоверности сообщений, так и ответственности авторов сообщения за его содержание.

В-третьих, полезной может быть классификация сообщений на первичные, исходящие непосредственно от тех организаций, сведения о которых в них содержатся, и производные, представляющие собой, в сущности, авторские интерпретации фактов и данных. Данная классификация также важна для оценки точности и достоверности содержания сообщения.

Наконец, в-четвертых, следует разграничивать сообщения профессиональные, исходящие от организаций и лиц, специализирующихся на производстве соответствующих знаний, и непрофессиональные, содержащие суждения и оценки неспециалистов. Такое разделение имеет существенное значение для оценки достоверности содержания сообщения.

 

 

Заключение

 

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание. Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.

Список литературы

 

1. Грибов В. Учебник: Основы бизнеса – М.: ФИС, 2002

2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство – М.: Юнити, 2001

3. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. проф. В.В. Трофимова. – М.: Высшее образование, 2009. – 480с.

5. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учебное пособие.- М.2005.

6. Райзберг Б.А. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2002

7. Рубин Ю.Б. Основы бизнеса.- М.: Юнити, 2006.

8. Рыночная экономика. В 3-х т.—Т.2— "Основы бизнеса" в 2-х частях.—М.: Соминтек, 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...