Образ жизни и качества характера
Притягателен и в целом изображенный образ жизни и быт героя-пастуха, который неразрывно связан с его непрекращающимся важным трудом. «Он жил не в хижине, а в настоящем каменном доме, чистом и прибранном, воскрешённом (*и снова тема воскрешения) из руин, в которые он когда-то превратился. Крыша была крепкой и не пропускала дождь. […] Внутри все было чисто и красиво. Тарелки вымыты, пол подметен, ружье смазано, а над мерцающим огнем закипал суп. Также я заметил, что он был чисто выбрит, и все пуговицы на одежде были ровно пришиты, а сама одежда заштопана так аккуратно, что заплат не было видно. […] Когда я предложил кисет с табаком, он ответил мне, что не курит». Вместе с размеренным, здоровым укладом своей повседневной жизни герой производит впечатление некой внушительной и уравновешенной силы, на которую можно и хочется опереться: «В обществе этого человека становилось спокойно на душе», — говорит молодой рассказчик. Также отрадно слышать ближе к концу истории, как оценивается состояние пастуха в пожилом возрасте: «…он был бодр и свеж»; «Мирный регулярный труд, животворящий воздух гор, умеренность пищи и безмятежность души наделили этого старика недюжинным здоровьем. Это был атлет от Бога». И хотя Эльзеар Буффье пережил огромное горе в молодости, потерю своей семьи, он не дал тяжелому положению опустошить себя, лишь отстранился от людей, при этом не закрывшись от них (мы видим, как удивительно он гостеприимен по отношению к молодому герою и позже к леснику). Он не стал озлобившимся, возненавидевшим человеческую жизнь отшельником, а продолжил жить, наполняя свои дни высоким смыслом – в этом отношении история не несет какого-либо мизантропического подсмысла.
И как деятельность пастуха противопоставляется происходящим войнам и склокам, так и его смиренный, размеренный образ жизни и спокойный нрав подаются на контрасте с образом жизни людей из соседних поселений, привыкших враждовать друг с другом, ломающихся под напором тяжелой работы и разворачивающих эпидемию суицидов в родных местах. Что касается характера Буффье, кроме уже упомянутых ответственности и гостеприимности он также наделен такими положительными качествами как: — скромность (помимо скромного образа жизни делается акцент на молчаливости героя, что в одном моменте в духе «молчание – золото» составляет смысловой противовес образу огромной шумной делегации, приехавшей в прекрасные леса, помпезно сказавшей возле них много пустого и бессмысленного и не вложившей ни грамма существенных усилий в обнаруженный и восхитивший их чудесный край), — готовность к развитию, новаторству, корректировкам своей деятельности (Эльзеар со временем развивает направленность затеянной работы, переходя от посадки одной породы деревьев к новым; меняет овец на пчел в своем хозяйстве, поскольку овцы портили саженцы; строит дополнительное жилище, чтобы легче продолжать расширение леса, зашедшее дальше первого дома уже на тяжело преодолимое расстояние). Преемственность Тема преемственности обнаруживает себя в том, что в итоге в места, облагороженные Буффье, съезжаются жить поколения новых людей, формируются молодые семьи, а прежние жители воспаряют духом, видя качественное преображение среды. Былое запустение и безумие благодаря труду и нравственности преобразуются в праздник жизни. В этом отношении – «подобное к подобному», и жизнь (= труды пастуха), конечно, приносит жизнь. Та же тема поддерживается структурой, в которую как в кольцо заключено повествование. Молодой мужчина, отправляющийся в пешее путешествие (как символизм пути жизни), сталкивается с масштабным разрушением и засухой, с нехваткой воды – тем самым символически формирует определенный личный запрос и выходит на необходимый ответ – находит Эльзеара Буффье как идеал человека и пример мужественности, надежности, зрелости и мудрости, который как раз «работает» с запросно увиденными главным героем-рассказчиком проблемами. Рассказчик время от времени возвращается проведать пастуха и его деревья, в итоге окончательно замыкая кольцо истории – в один день он пребывает в полностью неузнаваемые, расцветшие места, где некогда была абсолютная пустыня, и осознает, насколько велик мирный подвиг Буффье и как много людей, приехавших жить сюда, обязаны своим счастьем неизвестному им трудолюбивому пастуху.
Тем самым само общее строение истории задает тему преемственности: молодой и только вступающий в осознанную жизнь человек, видящий ряд проблем во внешнем окружении, находит опыт истинной мужественности и силы, какую тоже может и должен обрести для лучшей жизни: и своей, и других людей. Экологическая тема И, конечно, стоит еще раз упомянуть, что автор истории, Жан Жионо, осознанно писал этот рассказ под заранее сформулированную тему – культивирование у читателя идеи персонального экологического вклада, а именно посадки деревьев, что, как говорил о себе писатель, «всегда было одной из самых дорогих моих идей». И само по себе эко-направление прекрасно и нравственно, но то, как гармонично на выбранной экологической теме сформировалась история о большем: войне и мире, поколениях, благочестивом служении и почти идеальном человеке, посвятившем себя особенному, но при этом доступному для понимания воскрешению жизни (не мистическому, а вполне земному воскрешению), оставляет сильное впечатление, ощущение катарсиса (духовного очищения) и, несомненно, обладает огромным потенциалом позитивного влияния на ценностную систему своего зрителя, особенно юного, т.е. только еще её формирующего. Наркотики Молодой герой-рассказчик курит; мужчина из неблагополучного поселения, пьющий алкоголь; сцена с употреблением вина. Секс Не содержит идей и сцен развращенности.
Насилие Гнетущие образы агрессивно настроенных друг на друга людей. Мораль · и один человек может многое · труд – средство, сближающее человека с Богом-создателем · там где есть место войне, нет места миру и гармонии · нужно делать посильный вклад в улучшение окружающей человека среды, поскольку от этого зависит благополучие следующих поколений · секрет счастья человека в скромном образе жизни и нравственных, созидательных делах
Евгения Кумрякова
«Шрек»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|