Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эссе о Н. М. Карамзине (по материалам двух фильмов)

Я не мистик и не адепт. Хочу быть самым простым человеком, хочу любить как можно более; не мечтаю даже и о возрождении нравственном в теле. Будем в середу немного получше того, как мы были во вторник, и довольно для нас, ленивых.

Н. М. Карамзин

В 2016 году отмечалось 250-летие со дня рождения писателя, историка, реформатора литературного языка, патриота земли русской, Н. М. Карамзина.

По причинам специфики советской историографии только с 1980-х годов наблюдается все более возрастающий интерес к "Истории", массово издаваемой в это время. В 1991 г. было отпраздновано 225-летие со дня рождения историка (хотя 200-летие со времени издания "Писем русского путешественника" осталось почти без внимания).

Причины такого интереса в общественных настроениях наших лет, в "стремлении приобщиться к исконному в российской культуре". Изменились требованиях к истории и к историкам. Воспитание историей начинают рассматривать прежде всего как нравственное воспитание. А Карамзин "обращается к нашему сердцу, взыскует совести".

В рамках этого "поворота к истокам" рассмотрим два фильма о нашем герое. Отметим прежде, что дать строгую сравнительную характеристику лент нельзя в силу довольно большого временного промежутка, разделяющего годы их выхода в свет, разности задач, решавшихся создателями, и в силу довлеющего над критиком субьективного фактора, в обоих случаях плотной вуалью ложащегося на глаза в конце фильма.

Первая по хронологии картина - "Подвиг Карамзина" (1987), повествовательная линия которой выстроена вокруг проблемы создания "Истории государства Российского". Некоторую пафосность придаёт звуковое сопровождение в виде колокольный перезвонов, демонстрация архивных собраний рукописей, картины баталий Отечественной войны 1812 г. и то, что за кадром 19-минутной ленты текст читает честный, вызывающий доверие, во всех отношениях положительный, Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский). Николай Михайлович назван здесь " архивным первопроходцем", "тружеником", монархистом, не покривившим душой (в отношении Ивана Грозного), воспроизведены оценки современников-декабристов ("Наш Тацит"), характеристика его труда как "Подвига честного человека". "История" признана "первым значительным произведением новой русской литературы", ставшим основой классики. Обилие "сильных" цитат из работ Карамзина оживляет рассказ и работает в определённой степени на героизацию-канонизацию человека, "постригшегося в историки". В общем "да цветет Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!"

Другой объект нашего внимания - "Карамзин. Больше, чем любовь"(2016). В данным случае налицо стремление создателей картины - некоторая романтизация образа Карамзина, следование свойственной ему сентиментальности, что достигается через использование звукового ряда, составленного из классических произведений, иллюстрирование множеством фрагментов кинофильмов, таких как "Капитанская дочка", "Бедная Лиза". В отличие от первой ленты, здесь мы видим чёткое деление на ряд сюжетов, смена которых обозначается рукописным заголовком, например "Сон", с которого начинается введение, "Карамзин. Портрет", "Русский сфинкс", "Свадьба в Остафьево", "Семья затворщиков", " Рыцарь Карамзин", "Пушкин и NN" и многие другие, а также звуковыми эффектами росчерка пера, шелеста страниц, карандашными зарисовками. В более широких временных рамках (38 мин), хотя и в "Подвиге Карамзина", на наш взгляд, биографический материал представлен достаточно полно, данная картина детальнее вырисовывает основные вехи жизни историка. Программа посвящена отношениям Карамзина и его второй жены Екатерины Андреевны Колывановой, что означает, разумеется, акцент на линии женской, пронизывающий все повествование.

Историограф, которого современники величали "графом истории" после смерти первой жены (Елизаветы Протасовой) решил "похоронить" себя в библиотеке князя Вяземского. Но именно там произошла встреча с Екатериной Колывановой, и он нашел в себе силы любить и быть любимым. Расширяют представление о характере и человеческих качествах Николая Михайловича, углубляют его образ показательные зарисовки об отношениях с Пушкиным, который до конца жизни был влюблен в Екатерину Андреевну, о пребывании в Москве во время событий 1812 г., тайне о наследнике Александра I, о том, как монархист просил пощадить декабристов, как отреагировал на пожалование огромной пенсии, о часах, подаренных будущему поэту Петру Вяземскому, о быте и распорядке дня великого человека.

Применительно к обоим картинам надо отметить бросающуюся в глаза некоторую идеализацию (подозрительно безапелляционную) образа Карамзина, что укладывается в отмеченную выше тенденцию. В первой, видимо, больше героизма и самопожертвования в суховатом локаничном изложении, а во второй - больше человека со всеми эмоциями и переживаниями ("Делайте, что можете, только любите Добро, а что есть Добро - спрашиваете у совести"). Но, главное, кажется удалось - внимание и интерес к личности-историку, перипетиям его судьбы, обстоятельствам создания главного труда жизни работы привлекают, они информативны и справляются с просветительской задачей, а значит, забыт "рыцарь" своего (вполне и нашего) времени не будет:

Критиковать любой умеет -

Не свой заметнее изъян.

Но тот ругать пускай не смеет,

Кто ничего не создал сам.

 

Быть первым - трудная задача,

И на изломе двух эпох

Всю душу - вот самоотдача-

Вложить в свой труд Историк смог.

 

А что ещё сложнее, честным

Он был всегда с самим собой

И до исхода жизни верным

В любви к стране своей родной.

 

С Его времен уж двести зим.

Листая пыльный книжный том,

Не забывайте - Карамзин

Храм в месте возводил пустом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...