Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок как форма организации хозяйственной деятельности.




Возникновение и становление рынка представляют собой длительный исторический процесс.

Рынок - система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведённых затрат в сфере производства

Объективными причинами возникновения рынка являются:

1) Разделение труда и специализация трудовых функций

2) Обмен экономических благ.

3) Экономическое обособление товаропроизводителей.

Существуют различные классификации рынка в зависимости от выбора критерия:

1) По степени экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсония)

2) По объекту купли-продажи ( рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок средств производства, рынок духовных благ и др.)

3) По способу продаж (оптовый, розничный и др.)

4) По уровню экономического анализа (индивидуальный, отраслевой, национальный и др.)

Возникновение и становление экономической системы, основанной на рыночных отношениях, предопределили:

· Разделение труда (отделение скотоводства т земледелия – выделение ремесла – появление купечества и возникновение машинного производства) – когда внимание умственных способностей рабочего направленно к одной лишь определенной цели и когда оно не рассеивается на большое количество разных операций, он может легко открыть более легкий и быстрый способ совершенствования своей деятельности.

· Экономическое обособление товаропроизводителей

 

Функции рынка.

1.Информационная. Реализуется посредством ценообразования на

все произведённые товары и услуги, а также факторы производства.

2. Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли.

3.Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями.

4.Функция дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.

Позитивные: Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы. Негативные: На мой взгляд рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

 


Вопрос №14. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, рыночное равновесие и его виды (по Вальрасу и Маршаллу)

Альфред Маршалл. Он обстоятельно проанализировал, как складываются на рынке спрос и предложение. По его мнению, с равным основанием бесполезно спорить: какое лезвие ножниц разрезает кусок бумаги – верхнее или нижнее. Отсюда он ввел понятие “два лезвия ножниц”.

А. Маршал пытался рассмотреть предложение как сумму цен факторов, затраченных на производство товара. Однако получалось, что назначенная продавцом цена объясняется тоже ценой. Спрос – это платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Предложение – это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. Маршал ввел понятие “эластичность спроса”. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от динамики цен. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменениям цен.

Предложил свою компромиссную теорию, которая называется – теория равновесной цены. Суть - спрос и предложение на рынке уравновешиваются. Это он изобразил графически. Подход А. Маршала трактовке цены опирается как на теорию издержек, так и на положения австрийской школы предельной полезности.


 


Вопрос №15.? Теории несовершенной конкуренции и монополистической конкуренции.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. Чистая монополия – в отрасли существует только единственный производитель, не существует отрасли, производящей близкие к его товарам товары-субституты. Доля на рынке – 100%. Входные барьеры непреодолимы. Монополия бывает:

a) Регулируемая – государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его.

b) Нерегулируемая – фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую выдержит рынок. Но фирмы не всегда запрашивают максимальную цену.

Ценообразование: Чистый монополист устанавливает цену и количество товара таким образом, чтобы предельные издержки были равны предельному доходу – точка равновесия фирмы в условиях несовершенной конкуренции (Маржинализм). Увеличение производства снижает цену, а следовательно, и выручку.

2. Олигополия – господство нескольких фирм, производящих либо почти идентичные товары(алюминий и сталь), либо несхожие товары (компьютеры и автомобили).Частный случай олигополии – дуополия (2 продавца).

Ценообразование:

· Теория угловой кривой спроса – олигопольные цены имеют тенденцию оставаться стабильными, даже если изменяются другие экономические параметры. Если есть предприятия, которые повышают цены меньше, чем олигополист, то часть потребителей переходит от него к ним, и спрос у олигополиста сокращается. Если же олигополист снизит цены, а другие оставят их на прежнем уровне, то спрос у него увеличится. А если и другие снизят цены вслед за олигополистом, то олигополист приобретет потребителей не в результате их оттока от других предприятий, а потому что в рынок войдут новые потребители. Олигополисту выгодно поддерживать цену стабильной.

· Теория полных издержек: цена должна покрывать полные издержки, которые включают в себя постоянные издержки, переменные, нормальную прибыль и ожидаемую чистую прибыль. Крупные предприятия могут устанавливать цену для всего рынка, бытб «лидерами в ценах». Другие предприятия могут влиять на цену лишь косвенным образом, изменяя объем предложения. Цена, при которой предприятие не рискует быть вытесненным с рынка, равна издержкам производства + минимальная норма прибыли, которая приблизительно равняется годовой норме процента (5%).

3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта (т.е. товар является монополистом на определенном сегменте рынка). – рынок состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Существуют разные варианты товаров (различия в качестве, свойствах, внешнем оформлении). Покупатели видят разницу в предложении и готовы платить за товары по-разному.


 


Вопрос №17. Виды монополистических копаний. Естественные монополии.

Виды монополий:

1) Закрытая (высокий барьер дохода)

2) Открытая (успешно подрывается конкурентами, т.е. в областях высокого научно-техническиго прогресса).

3) Естественная монополия - ситуация когда для общества выгоднее иметь одну фирму чем две или более. Наблюдается в отраслях, где высока доля постоянных издержек. Несовершен. конкуренцию принято в современной экономической литера-туре разделять на следующие виды:

Чистая монополия т.е. в отрасли су-ществует единственный производитель, причем не существует отрасли, произ-водящей близкие к его товарам товары (гос-во). Чистые монополии, не принад-лежащие государству, могут быть как регулируемыми так и нерегулируемы-ми. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании уста-навливать расценки, обеспечивающие получение справедливой нормы прибы-ли, которая дает возможность при необходимости расширять производст-во. В случае нерегулируемой монопо-лии фирма вольна сама устанавливать цену в пределах, которые выдержит рынок.

Олигополия - господство нескольких фирм, производящих либо идентичные, либо несхожие товары. В ситуации оли-гополии производители могут: не учи-тывать поведение других производите-лей как и при совершенной конкурен-ции, пытаться предвидеть поведение других производителей, вступать в сговор с другими производителями. Частный случай олигополии – дуополия (два продавца).

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Такой рынок состоит из множества покупате-лей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широ-ком диапазоне цен. Изделия могут от-личаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...