Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты.
Денежная политика, прежде всего, связана с регулированием кредитно-денежного обращения, которое осуществляет центральный банк страны. Это - регулирование денежной эмиссии; «операции на открытом рынке»; изменение минимальной (обязательной) резервной нормы; изменение учётной ставки процента. Операции на открытых рынках. Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде. Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.
Политика дешёвых денег проводится в период низкой конъюнктуры[2]. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности. Политика дорогих денег проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка. Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
Вопрос №55. Финансовая политика государства. Государственный бюджет как средство регулирования экономики. Финансы – совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Государство через систему финансов перераспределяет значительную часть национального дохода в целях государственного регулирования экономики для достижения экономического роста и социальной стабильности. Советские экономисты определяли финансовую политику, прежде всего, как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.
Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются её основными целями, к которым можно отнести следующие: 1) Повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов. 2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объёме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля. 3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Основная задача финансовой политики – обеспечить высокое благосостояние всего населения Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности. Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объёмов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: · рост государственных расходов; · снижение налогового бремени. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объём выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъёма или бума с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом. Государственный бюджет - это подробная смета правительственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования средств.
В настоящее время государственный бюджет является важнейшим параметром экономического развития, так как через его каналы перераспределяется значительная часть ВВП. Общей тенденцией является постоянное участие государства в экономических процессах, в формировании потоков движения финансовых средств по различным правительственным программам. Эти действия определяются принципами государственного вмешательства в экономику текущими и долгосрочными планами социально-экономического развития. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и аппарата государственного управления, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и т.д.), финансирование народного хозяйства. Соотношение между этими статьями определяется положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия стоит у власти. Бюджетная политика может быть экспансивной и рестриктивной. Экспансивная политика выражается в увеличении государственных доходов и снижении уровня налогообложения и используется для преодоления экономических кризисов, ускорения экономического развития. Рестриктивная - одна из форм монополистического объединения, имеющая целью соглашения об ограничении производства или экспорт. Вопрос № 56. Виды налогов, цели и задачи налоговой политики. Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.
Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Итак, анализ функциональных возможностей налогов приводит к выводу о двойственной целенаправленности налоговой политики. В одном случае цели предопределяются сущностными признаками налога и решают задачи внутреннего совершенствования системы обложения, в другом – цели обусловливаются тактическими соображениями и мотивами, находящимися вне налоговой системы, общей социально-экономической политикой. Формирования налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов: - стабильности налоговой системы; - одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности; - равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода; - одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве, и потребителей. Сформулируем важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях: - обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования неотложных социальных программ; - резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения; - создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности. Виды налогов Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды). Вопрос № 57. Промышленная политика. Выбор приоритетов долгосрочного развития экономики. Понятие промышленной политики имеет в России и свою историю, и свою специфику, поэтому вызывает полемику между различными представителями власти, бизнеса и общества. В период либеральных реформ под промышленной политикой многие понимали лоббизм[3] или возвращение государственного контроля над экономикой, характерного для советской эпохи. К числу сторонников реализации промышленной политики относится Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), принципиальная позиция которого состоит в том, что “промышленная политика имеет свою собственную, четко определенную сферу приоритетов — содействие повышению конкурентоспособности российского бизнеса. Если макроэкономическая политика призвана создавать благоприятные условия для бизнеса в масштабе всей страны, то в фокусе промышленной политики находятся бизнес-проекты, направленные на повышение конкурентоспособности конкретных отраслей и компаний”. По мнению представителей РСПП, несправедлива точка зрения, что промышленная политика охватывает все направления государственной политики, имеющие отношение к деятельности бизнеса — от борьбы с инфляцией до индексации банковских вкладов населения. Государство несет гораздо большую ответственность, нежели рынок, а государственная федеральная промышленная политика имеет существенные отличия от корпоративной промышленной политики, миссия которой более узка, а целевой функцией может служить максимизация прибыли. Промышленная политика призвана решить следующие основные группы проблем. Во-первых, это крайняя разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансового, научно-инновационного, кадрового, природопользовательского. Во-вторых, ограниченные возможности законодательно-правовых инструментов государства. В-третьих, структурные диспропорции в экономике. К задачам российской промышленной политики относятся:1)создание механизма формирования и реализации промышленной политики (включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение “правил игры” и организацию диалога между бизнесом и властью);2)развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами, внедрения новых технологий и инноваций;3)создание условий и инструментов межсекторного, межотраслевого и межрегионального перелива капитала и проведение структурной перестройки экономики. Согласно Конституции РФ, вопросы основных направлений внешней и внутренней политики (в том числе промышленной) входят в компетенцию Президента РФ. Поэтому уровень внедрения промышленной политики является президентским. РСПП выступает за использование понятия “национальная”, а не “государственная” промышленная политика, подразумевающего активное участие представителей всех уровней бизнеса и общественности в обсуждении ее приоритетов и инструментов. Вопрос № 58.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|